Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Филигрань


 
     Ювелирные
украшения в подарок
 





Главная Галерея Об авторе Мастерская Контакты



Филигрань

Филигрань (итал. filigrana, от лат. filum - нитка и granum - зерно), русская скань (от древнерус. скать - сучить, свивать), вид ювелирной техники. В Филиграни из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки (гладкой или свитой из нескольких нитей и затем обычно сплющенной) выполняются узоры - ажурные (отдельные элементы соединяются пайкой) или напаянные на металлический фон. Филигрань часто сочетается с зернью или эмалью. Она придаёт изделиям лёгкий и изящный, декоративно выразительный облик.

Филигрань была известна в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Этрурии, Древнем Риме, затем распространилась в Средней Азии, на Ближнем Востоке, Кавказе, в странах Балканского полуострова, Западной Европы и других. Русская филигрань известна с 9-10 вв.; высоким качеством отличается Филигрань 12-13 вв.; 15 в. - время расцвета московской Филиграни. В 18-19 вв. изделия с Филигранью производились во многих художественных центрах России. Этот вид ювелирной техники требовал от мастера очень хороший глазомер и точность. Поэтому издавна и бытует в народе поговорка - "филигранная техника". Значит , сложная, ажурная, тонкая, и точная работа.

На сегодняшний день можно сказать, что этот вид ювелирной техники практически утерян. Теорию, конечно, ещё преподают в училищах, готовящих мастеров-ювелиров, но на практике всё гораздо сложней. Сложные многокомпонентные легкоплавкие припои, секрет которых предавался от мастера к ученику, и необходимость исключительно ручного труда стали непреодолимым препятствием на пути развития этого вида в современном мире. Современное литейное оборудование позволяющее тиражировать несложно-объемные модели и снижающее ручной труд, а значит и себестоимость ювелирных изделий, во многом поспособствовало исчезновению этого вида ювелирной техники. А жаль. Очень было красиво. И лишь немногие мастера и художники используют эту технику в своих произведениях ювелирного искусства, поскольку задача у таких мастеров - не тиражирование , а поиск глубокой художественной декорированности и эксклюзивности.


   

В избранное