Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Дамский Угодник". История ювелирных украшений. От авторов. тест2


Информационный Канал Subscribe.Ru

16 Выпуск Октябрь 2003

Дамский Угодник.

История ювелирных украшений.

 

Уважаемые подписчики рассылки "Дамский Угодник, История ювелирных украшений"! Рад приветствовать Вас шестнадцатым выпуском нашей рассылки.

И сразу просьба, дорогие подписчики, если Вы знаете, что нибудь о камне с названием Иолант, или Айолант. Сообщите пожалуйста. Так как мне найти ничего не удалось!

Сегодня в нашей рассылке "Силоамская надпись" из древнего Иерусалима и "Золотой архар" древней Бактрии (ныне Афганистан).

 

Афганистан Золотая статуэтка архара

Автор неизвестен. Бактрия. II-I вв. до н.э. Находка сделана в 1978 г. возле холма Тилле-Тепе. До 1995 г. золото древней Бактрии хранилось в банке Кабула. Частью империи Александра Македонского была древняя Бактрия, лежавшая между территориями современного Таджикистана, Узбекистана и Северного Афганистана. Греческий историк Геродот писал о Бактрии как о могущественном государстве, изобиловавшем не только камнями и золотом, но и искусными мастерами. Около двух тысяч лет назад Бактрия была завоевана кочевниками, и ее цивилизация была уничтожена. В 60-е годы XX в. во время разработок запасов природного газа в Афганистане рабочие случайно натолкнулись на бактрийские захоронения. Тогда за дело взялись советские ученые, которыми руководил профессор Института археологии Виктор Сарианиди. 15 ноября 1978 г. возле холма Тилле-Тепе его экспедиция наткнулась на погребение. Лежащее в нем тело царя было полностью покрыто грудой золотых украшений. Всего таких могил оказалось семь, а в них - более 20 000 золотых изделий, каждое из которых было создано две с лишним тысячи лет назад с необычайным искусством и выдумкой. Одной из таких бесценных находок оказалась исключительно точно выполненная золотая фигурка архара. Открытие золота древней Бактрии многие ученые мира назвали археологической сенсацией XX века.

Из книги "Знаменитые драгоценности".

 

СИЛОАМСКАЯ НАДПИСЬ

Дата: приблизительно 700 год до н.э.

Краткая характеристика: камень, найденный в водах Езекийского туннеля в Иерусалиме и повествующий о том, как этот туннель был создан; сама надпись на камне сделана на древнееврейском языке. Согласно Библии, этот подземный водопровод был проложен через скалу, чтобы снабдить город водой, когда все находившиеся вне стен города естественные водные источники были засыпаны — так встречали жители Иерусалима подошедшие вплотную к стенам города вражеские ассирийские войска под предводительством Сеннахирима.

Как выглядит: практически прямоугольный камень, на котором высечена надпись из шести строк.

“Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, придя сюда, много воды [и да не укрепятся]”.

(Вторая книга Паралипоменон, 32:2-4).

Нападение на город было неизбежным. Ассирийцы находились в сильном возбуждении и надеялись покорить Иерусалим после того, как непокорный царь Иудейский Езекия своими смелыми действиями остановил продвижение вверенной ему страны к более могущественной языческой империи. Зная о том, что его силы не равны силам врага, Езекия отчаянно пытался придумать какую-либо хитрость, с помощью которой удастся спасти город и его жителей.

В основе данного исторического эпизода лежат следующие факты: когда-то, много веков назад Израиль представлял собой объединенное царство, в состав которого входило двенадцать племен. Однако благодаря жестокому правлению сына царя Соломона Ровоама десять из двенадцати племен со временем отошли от Израиля и образовали собственное северное царство, которое и представляет собой сегодняшний Израиль. Два оставшихся на юге племени — племена Иуды и Вениамина — образовали Иудейское царство. Езекия стал тринадцатым правителем Иудейского царства.

После этого разделения оба царства — северное Израильское и южное Иудейское — были осаждены могущественными ассирийскими армиями, которые возглавлял Сеннахирим. Первым пало, не выдержав осады, Израильское царство (это случилось незадолго до 720 года до н.э.), однако Иудейское царство, несмотря на подчинение правлению ассирийцев, отказалось полностью сдаться врагу.

С годами Иудея стала, по существу, зависимым государством, во главе которой стал отец Езекии, царь Иудейский Ахаз; ему удалось умилостивить ассирийцев, заплатив ему за это определенную дань. Это случилось после того, как Ахаз обратился к царю Ассирийскому с просьбой защитить его “...от руки царя Сирийского и от руки царя Израильского” (Четвертая книга Царств .16:7), которые угрожали ему военным вторжением. Обращение царя Иудейского Ахаза к царю Ассирийскому с просьбой о защите вынудило его заплатить ассирийскому правителю большую дань — передать ему значительное количество иудейского золота и серебра.

После смерти Ахаза правителем Иудейского царства стал его сын Езекия, который отказался продолжать политику своего отца. Он хотел избавиться от контроля ассирийцев над Иудейским царством и снова объединить Иудею и Израиль в единое независимое государство. Езекия разрушил все ассирийские алтари и пригласил жителей Израиля и Иудеи приехать в Иерусалим к дому Бога своего. Бога Израильского, на празднование еврейской пасхи: “Дети Израиля! обратитесь к Господу Богу Авраама, Исаака и Израиля, и Он обратится к остатку, уцелевшему у вас от руки царей Ассирийских” (Вторая книга Паралипоменон, 30:6).

Однако через некоторое время Езекия серьезно заболел;

он сообщил пророку Исаии, что должен скоро умереть. После этого Езекия стал молиться Богу и горько плакать. Бог сообщил пророку Исаии, что услышал просьбу царя Езекии и постарается излечить его; более того, он сказал: “...и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей...” (Четвертая книга Царств 20:6).

“После таких дел... пришел Сеннахирим, царь Ассирийский, и вступил в Иудею, и осадил укрепленные города, и думал отторгнуть их себе” (Вторая книга Паралипоменон, 32:1). Обычно ассирийцы для одержания победы над осажденным городом применяли следующую тактику: они лишали его жителей продовольствия и воды, и по прошествии некоторого времени город сдавался. Находясь перед стенами укрепленного города Лахиса, Ассирийский царь Сеннахирим послал рабов своих в Иерусалим, чтобы те поторопили жителей со сдачей города и не позволили Езекии убедить население Иерусалима в том, что лучше умереть “от голода и жажды”, но сохранить надежду на помощь Бога в борьбе с ассирийцами.

В процессе подготовки Иерусалима к защите от армий Сеннахирима Езекия укрепил город и снабдил его солдат новыми видами оружия. Он также неплохо подготовился к блокаде города ассирийскими войсками, так как оставил в городе большое количество зерна. Но как мог он помешать ассирийцам перекрыть поступление в город воды? Ничто не могло помочь ему лучше позаботиться о жителях Иерусалима, кроме как создание искусственного водопровода.

Выработав твердый план действий, целью которых являлось предотвращение водной блокады города армиями Сеннахирима, Езекия приказал засыпать все источники воды вне стен города; кроме того, он сформировал две бригады людей, одну из которых направил к Гихонскому источнику, расположенному к востоку от Иерусалима, а другую — в Силоамский пруд, расположенный непосредственно в самом городе. В задачу этим бригадам вменялось рыть под землей туннель навстречу друг другу. Как только они встретятся, в город начнет поступать вода, а природный источник можно будет забросать камнями и щебнем, чтобы скрыть его от глаз неприятеля. Тем временем осаждающие город ассирийцы перекрыли бы старое русло источника, считая, что население города скорее сдаст им город, чем умрет от жажды. А жители города, в свою очередь, получали бы воду, поступавшую из прорытого под землей туннеля: “Он сделал пруд и водопровод и провел воду в город” (Четвертая книга Царств, 20:20).

Теперь отложим на некоторое время священные писания и перенесемся в 1838 год н.э.; именно тогда было предпринято первое серьезное исследование этой удивительной постройки — искусственного канала, прорытого в скалах глубоко под землей и берущего начало в святой земле Палестины. Туннель, по которому проходит канал, берет свое начало от Гихонского источника м идет в Иерусалим к Силоамскому пруду; он был известен человечеству по крайней мере с XVII века, однако никаких серьезных исследований, связанных с созданием этого туннеля, не проводилось. Заняться изучением этой постройки для лучшего понимания древних принципов строительства решил сорокачетырехлетний профессор из Объединенной теологической семинарии, американец Эдвард Робинсон. Он вместе со своим товарищем вошел в водоем в том месте, где высота туннеля достигала двадцати футов, и при свете свечи они двинулись по темному и влажному проходу внутри туннеля. Пройдя примерно восемьсот футов по темному коридору, они увидели, что потолок туннеле стал настолько низким, что передвигаться дальше можно было лишь на четвереньках. Ученые не были готовы к такому повороту' событий, их одежда за время пребывания в туннеля сильно промокла и испачкалась, поэтому они заметили то место, где вынуждены были остановиться, и повернули назад.

Через три дня Робинсон и его товарищ продолжили исследование любопытной постройки, однако теперь они заходили в туннель со стороны Гихонского источника. На некоторых участках пути проход был таким узким, что они могли двигаться вперед лишь ползком, помогая себе во время движения руками и ногами. Ученые долго бродили по запутанным проходам туннеля, пока не вышли наконец к тому месту, где закончили свой путь в прошлый раз.

В это время Робинсон сделал несколько интересных наблюдений. Располагавшиеся над поверхностью земли концы туннеля отстояли друг от друга на расстоянии около 1200 футов. Подземная часть туннеля, по данным Робинсона, была длиной примерно 1750 футов. Наличие оставшегося расстояния, по всей видимости, было связано с тем, что проход не был прямым, а постоянно отклонялся то в одну, то в другую сторону; кроме того, в месте, где проложенные навстречу друг другу туннели от Силоамского пруда и Гихонского источника соединялись, можно было обнаружить S-образный изгиб. Однако продолжало оставаться загадкой, почему прокладывавшие туннель рабочие избрали именно такой путь?

Они, несомненно, могли бы проложить туннель и по прямой линии, что было бы более выгодным, особенно учитывая тот факт, что город вот-вот должен был подвергнуться осаде войск Сеннахирима. Никакого вразумительного ответа на данный вопрос не существовало, хотя, согласно некоторым объяснениям, рабочие обходили таким образом различные дефекты, имевшиеся в камне, или старались обойти могилы захороненных здесь царей, чтобы случайно не повредить их.

Робинсон также заметил идущие в противоположных направлениях по противоположным сторонам туннеля отметки на стенах, сделанные долотом. Это позволило ему сделать вывод о том, что туннель рыли не только в одном направлении, и что над его созданием работали две бригады, двигавшиеся навстречу друг другу из двух различных мест.

Иногда археологи, несмотря на присущий им проницательный взгляд профессиональных исследователей, пропускают очень важные факты (в некоторых случаях это происходит просто из-за нелепой случайности, в других — из-за стечения обстоятельств, в силу которых сама природа начинает скрывать от глаз ученых покоящиеся ценности), и их открывает в конце концов совершенно случайные люди.

Однажды в 1880 году дети переходили вброд Силоамский пруд; один ребенок отважился направиться к каналу, но не удержался на ногах и упал. Когда он поднимался, то невольно прикоснулся к стене рукой и испытал какие-то новые, необычные для него чувства. На стене туннеля, в котором проходил канал, он обнаружил какую-то таинственную надпись. Ребенок рассказал об увиденном, и его открытие сразу же привлекло к себе внимание многих людей. Ученые сняли с надписей на стенах копии и сделали с них гипсовый слепок. Надпись состояла из шести строк. Однако и этого было достаточно, чтобы понять ее содержание. Надпись была сделана в честь празднования встречи двух бригад, которые прорубали в скалах туннель, двигаясь навстречу друг другу. В книге “Древний Ближний Восток: антология текстов и картин”, вышедшей под редакцией Дж.Б. Притчарда, дается следующий перевод этой надписи:

“...Когда постройка туннеля была закончена. Вот история его создания. Когда... каменщики еще взмахивали своими кирками с противоположных сторон, а рабочие еще продолжали идти навстречу друг другу и еще оставалось прорубить около трех локтей * каменной толщи, [раздался] голос одного из строителей, который звал своего напарника, чтобы определить, на какое расстояние ему надо сместиться в правую [или в левую] сторону, чтобы встретиться с ним. Прорубка туннеля была завершена, когда обе бригады проходчиков встретились; в этот момент вода от источника потекла к водохранилищу через туннель, длина которого составляла примерно 1200 локтей, а высота скалы над головами каменщиков — около 100 локтей”.

____

* Локоть — величина библейской длины, равная приблизительно 0,5 метра. Бытие, 6:15. (Прим. пер.)

Высеченная на камне туннеля надпись была сделана на древнееврейском языке. Используемые при создании этой надписи буквы принадлежат к семитскому алфавиту, также используемому в финикийском и моабитском языках. Обнаруженная надпись не только представляет собой превосходный пример древнееврейской письменности, но и является одним из старейших примеров еврейской письменности, используемой в Гезерском календаре, который возник примерно два века тому назад.

Анализируя данную надпись, ученые смогли установить, что фактически она была сделана в те времена, когда правителем Иудейского царства был Езекия. То, что камень с надписью был обнаружен именно в туннеле с водой, служит еще одним подтверждением истинности библейских сказаний о царе Езекии, который построил пруд и водопровод, чтобы провести воды Гихонского источника в осажденный город.

Тем не менее для ученых, занимавшихся исследованием найденной на камне в туннеле надписи, оставалось непонятным и странным ее местонахождение. Вместо того чтобы находиться точно в середине пути, соединяющего оба конца туннеля, надпись была помещена ближе к Силоамскому входу в туннель.

В 1890 году, после того как на протяжении многих веков в тишину туннеля не ступала нога человека, его навестили грабители, которые вырезали камень с древней надписью. Позднее, разбитый на несколько кусков, он был обнаружен в Иерусалиме у одного грека. Турецкие власти, оккупировавшие в то время территорию Иерусалима, захватили поврежденную реликвию и переправили ее в один из музеев своей страны.

А теперь давайте снова вернемся к Ветхому завету. Сеннахирим, стоявший во главе могущественной ассирийской армии, собирался покорить древний Иерусалим. Однако Господь сказал, что не позволит этому случиться и защитит город, “чтобы спасти его ради. Себя и ради Давида, раба Моего” (Четвертая книга Царств 19:34).

“И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые...” (Четвертая книга Царств 19:35). Сеннахирим вынужден был повернуть назад и никогда больше уже не предпринимал попыток уничтожить Иерусалим, в котором, по крайней мере в то время, в качестве памятной реликвии о былой угрозе остался стоять проделанный в камнях туннель с великолепной надписью, высеченной на поверхности одного из камней.

Местонахождение в настоящее время: Археологический музей, Стамбул, Турция.

Из книги Х.Рахлина "Реликвии веков".

 

Прошу Вас также сообщить о своих пожеланиях, предпочтениях и темах, о которых хотели бы прочитать в рассылке в первую очередь.

С уважением и наилучшими пожеланиями,
ведущий рассылки "Дамский Угодник. История ювелирных украшений",
Олег Жемчужный

www.DUM.ru

Наш архив на Городском коте.
На нашем сайте www.DUM.ru Вы так же сможете прочитать нашу рассылку, в разделе "О камнях и не только".

 
     


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное