Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

╚Дамский Угодник╩. История ювелирных украшений. От авторов.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Дамский Угодник. Рассылка. Выпуск 4
Выпуск 4

Дамский Угодник.

История ювелирных украшений.

Земля дает нам больше знаний, чем все книги.
А. Сент-Экзюпери

 

Уважаемые подписчики рассылки "Дамский Угодник. История ювелирных украшений"! Рад приветствовать Вас четвертым выпуском нашей рассылки.

Сегодня рассказ пойдет о ...черепе. Хрустальном.
 
 

ЧЕРЕП РОКА:

Счастливая археологическая находка или искусная подделка?

В Британском музее с 1898 года хранится удивительный экспонат: вырезанный из горного хрусталя человеческий череп в натуральную величину. Спустя тридцать лет в Британском Гондурасе был найден второй такой череп. Ученым до сих пор неизвестно, когда, кем, как и для чего был созданы эти уникальные изделия. Наш автор предлагает свою версию.

В1927 году в глубине гондурасской сельвы работала археологическая экспедиция доктора Майка Митчелла Хеджеса. В непроходимом тропическом лесу ему удалось обнаружить остатки древнего города майя Лубаантуне, и теперь рабочие дюйм за дюймом отвоёвывали у сельвы площадку для раскопок. Работа продвигалась медленно - докучали зной и влажная духота. И однажды дочь Хеджеса Анна, проходя мимо руин древнего храма, заметила под каменным алтарём какой-то блестящий предмет - луч солнца отразился в нём, ярко сверкнул и на мгновение буквально ослепил девушку. Она заинтересовалась этим предметом и через несколько минут со всеми предосторожностями извлекла из земли верхнюю часть искусно сделанного хрустального черепа. Стоило только стереть ладонью грязь с его поверхности, как тут же хрусталь заиграл под лучами тропического солнца.

Все сбежались посмотреть на необычную находку. Хеджес, разглядывая череп, немало подивился тому, как он сохранился, сожалея, что недостаёт нижней части этого удивительного предмета. Археологи начали её поиски и спустя три месяца обнаружили недостающую деталь. В этот день в лагере археологов был настоящий праздник. По мнению Хеджеса, хрустальному черепу было не менее трёх с половиной тысяч лет, и он использовался жрецами майя в мистериях. Простые же индейцы считали это изделие не чем иным, как материализованным воплощением зла, которое жрецы удерживали в повиновении магическими силами...

Вскоре хрустальный череп все называли не иначе, как "череп смерти", "череп рока" или "череп судьбы". Он был изготовлен из прозрачного бесцветного кварца и состоял из двух разъёмных частей, из которых нижняя была подвижной. Вес черепа составлял 5,19 кг, а по своим размерам он соответствовал обычному среднему человеческому черепу, скорее женскому. Как оказалось, в нижней челюсти были проделаны тонкие отверстия, через которые можно пропустить нитку и заставить челюсть двигаться по желанию того, кто держал в руках конец нити.

Однако самое удивительное и таинственное заключалось в другом. При детальном обследовании в полости и на дне глазных впадин обнаружились точно рассчитанные и прекрасно отшлифованные вогнутые и выпуклые линзы, оптические призмы и трубы, позволяющие использовать череп как оптический прибор, передающий изображения предметов. Когда луч света направляли в полость черепа, глазные впадины начинали ярко светиться и сверкать подобно бриллиантам. Если свет падал на носовую часть, то хрустальный череп светился целиком, словно излучая свет изнутри. Легко представить, как такой необычный и таинственный предмет мог воздействовать на психику мистически настроенного первобытного человека. В сущности, именно такими и были индейцы майя. Конечно, воздействовать на толпу череп мог лишь при том условии, что он принадлежал жрецам именно этого народа. Однако до сих пор никто из специалистов не может сказать, когда, где и зачем изготовили сей таинственный предмет. Великолепная для древних чистота обработки поверхности хрустального черепа, изумительное мастерство в передаче деталей и расчёте линз поражали, заставляли гадать о способах использования, но не более того...

Учёные единодушно решили: таинственный предмет - это удивительное художественное изделие и мастерски выполненный оптический инструмент или прибор. Сомнения и разногласия вызвало место изготовления черепа. Ведь ни в Мексике, ни во всей Центральной Америке нет ни одного месторождения горного хрусталя; единственным его источником могли быть только кварцевые жилы в Калифорнии. Неужели майя сумели отправить туда экспедицию, отыскавшую подходящий кусок материала? Впрочем, древний мир таит и не такие загадки.

И тут, словно гром среди ясного неба, прозвучала версия одного из исследователей: таинственный череп вполне мог быть изготовлен в... Европе!

Сторонники американской версии с негодованием обрушились на смельчака, но тут выяснилось: загадочный хрустальный череп, обнаруженный дочерью Хеджеса, не единствен! В запасниках Британского музея нашёлся ещё один такой же "череп судьбы", правда, с хуже отполированной поверхностью и неподвижной нижней челюстью! Археологи предположили, что череп принадлежал жрецам ацтеков. Хотя экспертиза показала полную идентичность обоих хрустальных черепов, мнения относительно времени изготовления каждого из них разделились. Одни считали, что череп Хеджеса значительно старше, другие полагали, что он моложе найденного в Мексике.

И тут новая неожиданность: оказывается, ещё один кварцевый череп хранится в Париже, в Музее человека. Просто раньше на него никто не обращал особого внимания. Парижский череп был раза в два меньше мексиканского и гондурасского и представлял собой скульптурное изображение бога подземного царства и смерти, входившего в пантеон ацтеков. Увы, обнаружение третьего черепа не произвело сенсации: к этому времени пресса уже потеряла всякий интерес к хрустальным черепам...

Изготовление хрустальных, прекрасно отполированных шаров было издревле распространено во многих странах Азии и Европы - подобный шар всегда считался там непременным атрибутом любого магического действа.. .

Подобные "игрушки" особенно распространились в XV-XVI веках в Италии, Франции и других европейских странах среди гадателей, предсказателей, ярмарочных фокусников и тому подобной публики.

Вспомним также, сколько мистификаций и афер знает археология и сколько раз ловкие мошенники вводили в заблуждение торговцев антиквариатом и даже профессоров-историков?

Таких примеров множество!

Почему нельзя предположить, что Майк Хеджес стал жертвой чьей-то хорошо продуманной мистификации?
Либо - и это более вероятно - снедаемый жаждой славы великого археолога сам организовал находку таинственного хрустального черепа?! ...

P.S. Соращенная версия. Полная по адресу http://www.dum.ru/wri_stone/int/head.shtml

По материалам журнала "Чудеса и приключения" №1 2001 г. стр. 52-53. ВАЛЕНТИН КУПЦОВ


В следующем выпуске - ОТ ПРОМЕТЕЯ ДО ФАБЕРЖЕ - Кольцо - это символ... В него же был вставлен камень - обломок Кавказской скалы... Такова легенда о происхождении перстней и колец.

Прошу Вас также сообщить о своих пожеланиях, предпочтениях и темах, о которых хотели бы прочитать в рассылке в первую очередь.

С уважением и наилучшими пожеланиями,
ведущий рассылки "Дамский Угодник. История ювелирных украшений",
Олег Жемчужный
zum@postman.ru
www.DUM.ru

Наш архив на Городском коте.
На нашем сайте
www.DUM.ru Вы так же сможете прочитать нашу рассылку, в в разделе "О камнях и не только".

 
     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное