http://tehnolog.umi.ru/risunki_k_rassylke/?p=1
- ссылка на страницу с пояснительными рисунками;
tehnolog.umi.ru - ссылка на мой
сайт, где расположена страничка.
Перед кроем - проверка готовности.
У нас есть чертёж, где чётко прописаны
все числа.
Оборудование и прочий инвентарь -
в идеальном состоянии.
Пусть со стороны это кажется
занудством, но такое отношение к делу уберегает от
массы глупых ситуаций.
Обязательно проверяем ткань на
предмет обнаружения брака.
Заострю ваше внимание на том, что
ткань нужно проверять в тот же день или даже час, когда она у вас появилась.
Большой
раскроечный стол окажется как раз кстати. На материал смотрим не только сверху,
но и на просвет, сквозь неё. Займём такую позицию, чтобы свет падал нам в лицо
(напротив окна). Брак на ткани – это не редкость. А по закону подлости проблемы
оказываются именно на том куске, который не был проверен вовремя.
Ищем явные дефекты в нитях, в
переплетении и покраске, пятна и даже дырки.
Вот довольно распространёная
проблема: грязный сгиб. Очень часто он бывает затёртый,
серый из-за неряшливого хранения на складах. Даже дорогие ткани грешат этим
видом брака. Смотрим на просвет, на сгибе так
сильнее заметна грязь. Её практически невозможно
отчистить без последствий. Материал, если вы не собираетесь
резать по этой линии или закладывать её в глубокую складку, не покупайте. Или
возвращайте сразу же, если это посылка.
Этот грязный сгиб вам всё испортит,
особенно, если ткань идёт по высоте (линия сгиба - поперёк шторы).
Если есть возможность заменить
ткань – заменяем.
Если такой возможности нет –
проявляем смекалку, придумываем, как выйти из создавшегося положения.
Идеальные варианты - срезать, спрятать
в шов, под отделку или под ламбрекен.
Если не получается.
Пятно лучше расположить поближе к
шторной ленте. Наверху тканьстягивается
в сборку, поверхность бликует, игра света и тени… пятнышко потеряется.
Текстильный брачок лучше оставить
внизу, только - ближе к углу комнаты. Потому что этот участок шторы меньше просвечивается
насквозь, сильнее фалдит (даже если не собирается подхватом) и чаще
закрывается предметами мебели.
Чистить пятна не рекомендую.
Если пятно не посажено только что
в вашем присутствии, значит, ему давно исполнилось несколько дней, а то и
месяцев. Ничего вы с ним не сделаете, только развезёте грязьили испортите поверхность полотна.
О сроках возврата - обмена: 14 - 30
дней. Выясняем в каждом конкретном случае заранее. Но позвонить, озвучить
претензию нужно сразу после покупки или получения посылки.
К браку не относятся:
Узелки и резкие, явно заметные
утолщения или утоньшения нити на натуральном шёлке (как на абсолютно прозрачной
органзе, так и на плотной портьерной ткани) и льне.
Допустимы включения в виде опилок
в льняных и шерстяных тканях.
Не забывайте просматривать ярлыки,
прилагающиеся к тканям. Там много познавательного.
Например: ткань нельзя стирать.
Возможные последствия: усадка
больше 5%; не разутюживаемые заломы; испорченная фактура и так далее.
Нельзя стирать натуральные шёлк,
шерсть, они безвозвратно утрачивают свою красоту.
Часто стирка запрещена для тканей
с особенными эффектами: блеск, отлив, тиснение.
Но самые коварные те, на
поверхности которых от обычной чистой воды остаются следы. В основном - это
атласные ткани и тафта (не все!).
Работать с такими тканями сложно (сухие
чистые руки; утюжка только парогенератором). В использовании не практичны.
Клиент должен быть заранее предупреждён о таких особенностях материала. Если шторы
будут висеть в заведомо очень чистом помещении, где не бывает детей и животных,
то и не страшно (чистка – пылесос и проветривание).
Все ткани типа тафты и атласа советую
предварительно тестировать при помощи трёх капель. Одну высушиваем утюгом,
другая пусть высохнет сама, а третью вытираем насухо чистым лоскутом, разложив
материю на столе. Если следы останутся во всех трёх случаях, значит, материал
нельзя мочить. Как заранее узнать его коварную сущность (если нет
соответствующей надписи)? Поэкспериментировать на образце (если получится).
Крой.
Однотонные или с мелким рисунком
ткани.
Ткань по высоте.
Выравниваем край отреза.
Для этого снимаем рукой все
неполноценные нитки до цельной нити, идущей от кромки к кромке. Выкладываем
полотно на столе, прикалываем его так, чтобы образовалось лёгкое натяжение, и
подрезаем все торчащие поперечные ниточки, так называемый «ёжик».
После этого разворачиваем материал
перед собой так, чтобы можно было отмерить ширину полотна в крое (смотрим на свой
чертёж).
Полотна нарезаем по ниточке.
Делаем небольшую надсечку (около
3-х см), выбираем пальцами одну нить, и стараемся вытянуть как можно больше. Конечно,
где-то произойдёт обрыв, не беда. Начинаем резать по получившейся
дорожке, затем снова выбираем кончик и тянем.
Отрежем кромки только внизу
будущих штор.
Ткань по ширине.
Выравниваем срез. Отмеряем нужную высоту плюс 5см на
усадку.
Кроим по ниточке.
У всех полотен срезаем обе кромки.
Если кромки невразумительные, без чёткой грани – то снова тянем ниточку (вдоль
кромок).
Узкая ткань.
Так же. Нарезаем нужное количество
полотен с прибавкой в 5см на усадку. И обрезаем обе кромки.
Для всех вариантов:
Определяем – где верх и где низ у
будущих штор, прикалываем небольшие записочки до того, как отрежем от основного куска. Это важно, если полотен
несколько, даже в том случае, когда нет видимой разницы на полотне. При перевороте
на 180 градусов ткань может дать видимый оттенок только когда шторы окажутся на
окне.
То же относится и к совершенно неотличимым
лицу и изнанке. Прикалываем записочки.
Шторы должны быть сшиты одинаково.
Кроим по лицевой стороне. Тогда мы
сможем ещё раз просмотреть поверхность ткани (некоторые дефекты становятся
заметными, когда меняется угол зрения) и успеем что-то предпринять (поменять полотна
местами, поменять верх и низ).
Два небольших отступления.
О кромках.
Обязательно срезаем. Даже если
из-за этого на шве стачивания произойдёт небольшое сужение рисунка. Это не будет
заметно. А вот если оставить кромки ради точного совмещения рисунка, я вам
гарантирую сморщенный шов. Причём со временем он будет становиться всё хуже.
Допускается оставленная кромка в
том случае, если она «слабее», чем основное полотно. Выложите ткань ровно на
столе. Если появится желание слегка потянуть края, чтобы полотно легло ровнее,
попробуйте сделать надсечки через 50см. Если не поможет - срезайте и не
жалейте.
Кстати, современные портьерные
ткани (узкие) имеют по краям запас рисунка, чтобы (при срезанных кромках) его можно
было идеально совместить.
О ворсе.
Если ворсованная ткань однотонная,
то для достижения более глубокого, насыщенного, бархатного цвета полотна шьют
ворсом вверх.
Иногда - ворсом вниз. Эффект - тусклый, мягкий, шёлковый блеск. В этом случае удобно чистить
полотна от пыли.
Если на бархат нанесены
штампованный рисунок (принт) или вышивка, то основополагающими в данном вопросе
будут именно они. Верх у портьеры будет там, куда указывает рисунок, вне
зависимости от направления ворса.
В следующей рассылке: как кроить ткани с раппортом.