Основа дизайна любого интерьера - мебель. Именно она задает тон всему жилищу, формирует его настроение и стиль. Потому-то мы и стремимся подобрать для себя нечто эксклюзивное и оригинальное, благо сейчас не составляет труда быстро узнать обо всех модных тенденциях на рынке.
Мебельная мода - штука капризная. За последние десять лет стили и направления уже несколько раз сменяли друг друга, перемешиваясь и рассыпаясь на части, словно стеклышки в детском калейдоскопе. Мебельный рынок постоянно радовал нас сюрпризами: то появлялись малоизвестные производства, взлетающие на уровень мировых законодателей моды, а то крупные компании теряли завоеванные позиции и исчезали. Жесткая конкуренция на мировых рынках привела к появлению новых, по-своему
уникальных идей и концепций мебели.
Противостояние стилей
Космические формы, голая технологичность, игры с нереальными, "ядовитыми" цветами - вот что определяло дизайн девяностых. Но в интерьерном бизнесе, как и в любой другой модной отрасли, даже самое фееричное течение утомляет и неизбежно вызывает скуку. Поэтому неудивительно, что, устав от шокирующих и причудливых стилей, потребитель потянулся к традициям и вспомнил "старую добрую классику".
Мебель, которая долгое время котировалась лишь у ценителей, получила общее признание. Дизайнеры снова начали пропагандировать стили, которые прочно ассоциируются у нас с удобством и уютом: английский модерн, имперский, либерти, ар-деко и многие др. Как показали последние мебельные выставки в Валенсии и Милане, рынок постепенно завоевывает классическая мебель самого разного вида.
Классика и модерн - сегодня самые популярные стили на рынке. Классическая мебель легко узнаваема, она создается из традиционных материалов, в основном - из ценных пород дерева. Ее формы - геометрически правильные, не терпящие никаких новшеств. Что касается модерна, то здесь наряду с деревом применяют стекло, металл, пластик и ткани. Такая мебель отличается разнообразием конструкций и удивляет смелыми и неожиданными формами. Ее отличительные признаки - выразительность
и легкость.
В коллекциях разных мебельных марок встречается и воспроизведение исторических стилей. Некоторые производители сделали создание высококачественной мебели по эскизам мастеров далекого прошлого своим фирменным стилем. И не просчитались: спрос на "возрожденную" мебель с каждым годом растет.
Тем не менее выделить одну главную тенденцию мебельной моды вряд ли возможно - в дизайне наступил период крайностей. Самые авторитетные компании, считающиеся законодателями моды, разделились и двинулись в совершенно противоположных направлениях. Хотя для нас, как потребителей, это, безусловно, радостный факт - ведь именно благодаря борьбе противоположностей мы получаем широчайший ассортимент разнообразной мебели.
Однако существуют некие общие тенденции, в которых работают законодатели мебельной моды. И в своих прогнозах они определяют, что же будет на вершине спроса через год или пять лет, в каком направлении развивается мода. За консультациями подобного рода чаще всего обращаются к итальянским, французским и испанским дизайнерам.
Сегодня снова в моде натуральные материалы. Но они имеют не традиционный вид, а уподобляются искусственному пластику и стеклу - так выглядит, например, дерево, облитое несколькими слоями цветного или прозрачного лака. А вот пластик производители, наоборот, стараются "замаскировать" и облагородить, в нем делают вкрапления из натуральных материалов: стекла, гальки, древесной стружки.
По-прежнему модны ценные породы дерева с натуральной красивой текстурой, подчеркнутой матовым воском. Правда, на смену выбеленному дубу приходит благородная древесина темных тонов - фактурная черная или коричневая с красным оттенком (мербау, венге, канадский кедр, каштан, вишня, эбеновое дерево и др.). В металле доминируют теплые оттенки латуни и бронзы с мягким блеском. Все чаще используется кованый металл и элементы с гравировкой.
В нынешнем сезоне актуальны также инкрустации и цветная мозаика.
Что касается тканей, то преобладают "мешковина", плотный жаккард, парча - все, что придает мягкой мебели дополнительный объем. В моде всевозможные комбинации, например, шерсть с переплетениями из кожи, натуральные кружева с вкраплениями вискозных волокон, шелк с металлизированной нитью и т. п.
Изменились и формы мебели. Так, корпусная мебель приобрела легкость и прозрачность. Из самых ярких тенденций можно отметить изобилие открытых полок, ниш и стеллажей, преобладание стекла. При таком оформлении конструктивные детали мебели как бы обнажаются и каркас легко просматривается.
Другая особенность корпусной мебели - отсутствие четкого деления на секции. Открытые и закрытые части, широкие и узкие ячейки, высокие и низкие полки чередуются в ней произвольно.
Еще одно отличие "стенок будущего" - наборность, словно их разрезали на составляющие и скомпоновали, как придется. Такой "гарнитур" состоит из отдельных, самостоятельных частей: комодов, столов, тумб и трюмо, выполненных в едином стиле и из аналогичных материалов.
Мягкая мебель становится более низкой и объемной. Увеличиваются размеры сидений, спинок и подлокотников. Формы кресел и диванов стремятся к удобству и функциональности. Каркасы мягкой мебели приобретают гибкость и по желанию хозяев могут теперь принимать совершенно невероятные формы, изгибаясь и поворачиваясь во всех направлениях. Диваны вытягиваются за счет дополнительных спинок, подголовников и подлокотников. Правда, несмотря на гипертрофированные размеры, мягкая мебель не теряет
своей элегантности и целостности.
К особенностям диванов нового поколения стоит отнести и большое количество скрытых в них полезных мелочей: приставные столики, откидные полки, встроенные бары, светильники и съемные подносы - все это призвано обеспечить дополнительный комфорт.
Признание нашла и "бесформенная" мягкая мебель, как будто потерявшая четкие очертания, пластичная и текучая: кресло со "скрученным" сиденьем, прямоугольные и слегка изгибающиеся полосы-пуфы. Подобные детали расставляют в интерьере свободно, а не вдоль стен.
В современной мебели краски вновь обретают насыщенность, предметы интерьера становятся многоцветными.
Например, кресла могут быть с подлокотниками контрастного цвета, а шкафчики - с внутренностями совершенно неожиданной окраски. Часто сочный красный цвет комбинируется с черным, серым, коричневым, бежевым. По-прежнему предпочтительны оттенки охры и терракоты, но актуальны в нынешнем сезоне и "прохладные" серо-голубые, синие и зеленые цвета, которые становятся более темными, приобретают глубокие тона.
Вместо эпилога
Эра потребительского изобилия принесла с собой огромную проблему - выбора. Нередко посреди огромного магазина можно увидеть смущенных покупателей, которые растерянно слушают продавцов, щупают обивку диванов, двигают ящики. Непродуманная покупка мебели - это слишком серьезная ошибка, последствия которой могут сказываться на здоровье, настроении и кошельке долгие годы. Чтобы ничего подобного не случилось, потребитель должен прочно усвоить две аксиомы: хорошее
не бывает дешевым и лучше всего доверить выбор профессионалам.