Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мебель. Интерьер. Дизайн.

  Все выпуски  

Мебель. Интерьер. Дизайн.


Мебель. Интерьер. Дизайн.
Вот стул, на нем сидят...

Прочно обосновавшийся в современном интерьере, этот предмет до недавнего в масштабе истории времени был привилегией только правителей, атрибутом власти и могущества...
ПРАВО ТАБУРЕТА Первые табуреты и низкие стульчики - клисмосы появились еще в античной Греции. Их использование перенял Древний Рим, превратив функциональный предмет мебели в атрибут власти и могущества. За каждым римским чиновником - курулом ходил раб, который носил складной табурет. Таким образом, курул мог в любое время с достоинством присесть в тенечке и с комфортом чинить суд и расправу. Для большей помпезности табуреты отделывали слоновой костью и нравоучительными сентенциями.
Со времени социального расслоения появилось два основных вида стульев: бытовой и представительский, иначе говоря - трон. Трон - это практически тот же стул, только штучной работы, для заслуженных или облеченных властью членов сообщества. Такое сиденье старались делать особенно красивым и... аскетичным. Несмотря на богатство отделки, трон имел довольно жесткое сиденье и прямую высокую спинку, помогающую выпрямлять осанку и сохранять величественный вид. Нельзя управлять страной полулежа, этот процесс требует сосредоточенности и строгой позы. В России царский стул носили за государем как знак престижа. Известный немецкий путешественник XVII века Олеарий описал торжественную процессию, в которой за царем Михаилом Федоровичем почтительно несли красный стул. Весьма увлекательны истории тронов некоторых российских правителей. Например, у Ивана Грозного был трон итальянской работы, оклеенный костяными пластинами с рельефной резьбой на античные и библейские сюжеты. Его привезла в Россию в качестве приданого византийка Софья Палеолог, жена Ивана III. Трон Бориса Годунова, осыпанный бирюзой и отделанный золотом, - подарок персидского шаха, этим жестом признавшего захватчика царской власти полноправным государем. Очень деликатной взяткой был стул из ажурного золота и серебра с восемьюстами алмазами и рубинами - презент царю Алексею Михайловичу от "скромного купчины" Захария Сарданского. Для десятилетнего Петра был изготовлен забавный трон с замаскированным "суфлерским" окошком, через которое маленький правитель получал наставления от царевны Софьи. Кстати, именно при Петре I стулья широко распространились по российским городам и весям. До этого стульчики, исключая троны, использовались только для работы и... дойки коров. В петровские времена их внедрение стало частью государственной программы по европеизации страны.
В Западной Европе сидячие места эволюционировали намного быстрее, чем в России. Уже в XV веке придумали приделывать к табуретам спинки и подлокотники. Кресла стали принадлежностью интеллектуалов. А купеческие круги в прямом смысле слова сидели на деньгах. Мебельная новинка того времени - сундук с приделанной к нему спинкой назывался кассапанкой. Обладатели этого дизайнерского шедевра радовались не столько престижу, сколько безопасности своих сбережений.
Стулья и табуреты служили знаком величия довольно долго. Во время торжественных приемов стулья с подушками выдавались только членам королевской семьи. Знать сидела на табуретах, менее родовитые придворные - на складных сиденьях, прочие стояли. Король по своему выбору даровал придворным дамам "право табурета" - разрешение сидеть в своем присутствии.
Стулья эпохи барокко были так же красивы, как и неудобны. Резьба покрывалась левкасом (смесью мела с клеем и специальными добавками), на который сверху наклеивали тончайшие листки золота. А Людовик XTV, создавший вокруг себя ореол славы и богатства, приказал для дворца в Версале изготовить серебряную мебель. Как оказалось, это было весьма предусмотрительно: позже, когда страна и сам король оказались на грани разорения, стулья переплавили на монеты.
Французское дворянство XVII века обставляло свои дома креслами с высокими спинками и низкими сиденьями. Табуреты и складные стулья тоже были в большом почете. Вскоре появился шезлонг (chaise longe) - "длинный стул", на котором можно было не только сидеть, но и лежать. Прижилось и другое название шезлонга - "разбитая герцогиня" - композиция из кресла и приставленного к нему табурета, иногда двух кресел и табурета между ними.
ОЧЕВИДНОЕ-НЕВЕРОЯТНОЕ Двадцатый век ознаменовался элегантными стульями Адольфа Лооса, Отто Вагнера и Йозефа Хофмана. Однако европейские авангардисты и знаменитое творческое объединение "Баухаус" искали новые формы привычных вещей, в том числе и стульев. Первая мировая война и революции утомили Старый Свет. Людям захотелось комфорта, но без "изысков" старых времен. Именно в это время последний директор "Баухауса" Людвиг Мисс ван дер Роэ представил поколение аскетичных стульев без ножек на пружинящей конструкции из гнутых металлических трубок.
Затем пришла эпоха научной фантастики: братья Кастильони создали сиденье, вполне подходящее для звездолета. И поскольку в 60-е годы можно было глумиться над потребительской культурой - Ээро Аарнио вырезал в стекловолоконном шаре углубление, превратив его в трон! Вот вам и красноречивый образец стиля "поп-арт". А итальянская группа "Струм" специально для "зеленых" предложила стул-газон в виде снопа полиуретановых стебельков. В 70-е дизайнеры потянулись к классике: итальянцы из "Студио 65" положили набок ионическую капитель - получилось креслице. Дизайнер Стилетто в 80-е годы придумал стул "Отдых потребителя", взяв за основу тележку из супермаркета. В 90-х Филипп Старк, словно подводя итог бурному веку, сконструировал стул "Луис XX", названный в честь несуществующего короля: старинная отлично узнаваемая форма, но из полипропилена и алюминия.
А дальше... будем ждать продолжения. Ведь стул может продемонстрировать такое разнообразие стилистических нюансов! В нем есть и очарование старины, и неразгаданная тайна будущих метаморфоз. Стул так удобен для нас и для стиля, который мы выбираем.

Постоянный адрес статьи


Новости мебельного мира

Домашние питомцы
В московском офисе компании W.W.T.S. (ул. Новослободская, д. 24, стр. 1) прошла презентация новых коллекций от фабрики фарфора Le Porcellane
Владелец фабрики LE PORCELLANE называет свое предприятие художественной мануфактурой - она была основана в 1948 году во Флоренции, на родине итальянских ремесленных традиций. Производство подразделяется на два основных направления: светильники, вдохновленные эпохой Возрождения, и интерьерные аксессуары. Особенно выразительна коллекция фарфоровых фигурок, покрытых сусальным золотом.

SALON

Эстетический сепаратизм
Международный форум промышленного дизайна Design ACT
Промышленный дизайн - вещь, с одной стороны, трудно осязаемая по причине своей невычленяемости. Он имеет место быть везде и во всем, что не попадает под руку или на глаза, и потому становится некой естественно усваиваемой и уже не различимой нормой реальности. С другой стороны, именно сейчас, на закате потребительского бума, захлестнувшего Европу и США в послевоенные годы ХХ столетия, и на волне процессов глобализационных, промышленный дизайн с его склонностью к обособлению личностного превратился в настоящую панацею от запрограммированной индустриализацией унификации вещевого мира. И если в середине ХХ века потребительские страсти довели промышленный дизайн до ранга искусства, то на заре ХХI века замкнувшийся на себе самом промышленный дизайн вывернул эти же страсти наизнанку: теперь ценна не функция - собственно первопричина, или эстетика, как в стародавние времена, а вещь сама в себе, ее уникальность, точнее даже будет сказать, ее сепаратизм, зиждущийся на концептуальном подтексте.

Читать далее

Наверх

В избранное