Во Франции шпалеры
получили своё название — гобелены. Генрих IV — тот самый, которому
Париж был дороже мессы, — не мог устоять перед соблазном наладить у
себя производство шпалер не хуже, чем в Брюсселе. Выписав двух ткачей
из этого славного города, он поселил их в доме французских мастеров
братьев Гобеленов. Производство наладилось, и ко времени правления
«короля-Солнца» — великолепного Людовика XIV — достигло настолько
замечательных результатов, что приказом всесильного министра финансов
Кольбера мастерская была преобразована в «Королевскую мануфактуру
Гобеленов».
С тех пор все шпалеры французского происхождения стали именоваться
гобеленами. Огромные по размеру ковры ткались сериями для оформления
определённых залов и составляли единое целое с интерьером.
Более того, зачастую они являлись его главной ценностью. Качество
гобеленов было настолько высоко, что они смело соперничали с живописью.
Ткани драпировались самыми разнообразными способами, ими затягивали стены, обивали мебель.
В почёте у декораторов всегда оставался бархат — одна из любимых
тканей барокко. Особой популярностью (и высокой ценой) отличался
генуэзский бархат с очень длинным ворсом и яркими красками. В это же
время на знаменитой Лионской мануфактуре изобрели новую атласную
ткань с мелким растительным декором, надолго вошедшую в интерьерную
моду.
Бумажные обои на заре своего существования имитировали драпировку тканью
Вообще лионские шелка были известны ещё со времён просвещённого
Франциска I, решившего привить шёлкоткачество, изобретённое задолго до
этого в Китае, на французскую почву. Эскизы для лионских шелков
создавал сам Рафаэль — то были настоящие шедевры, ибо вышивка
дополнялась ручной росписью кистью. Позже, в эпоху рококо, в Лионе работали Ватто и Буше, внося в рисунок тканей нежнейшие переливы розовых и голубых тонов.