Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ИнтерДом. Интерьерные новости со всего света


Кресло как символ стиля





Кажется, ничто так интересно не отражает этапы формирования и развития традиций дизайна, как предметы мебели. В данном случае в центре нашего внимания - кресла, ставшие классическими, хотя своим появлением многие из них обязаны отнюдь не профессиональным дизайнерам, а знаменитым архитекторам, прославившимся в первую очередь в области объемной архитектуры. Однако их достижения в области дизайна мебели также являются выдающимися.

Многие из этих предметов мебели стали своего рода символами стилей и направлений XX столетия, а сами авторы давно уже считаются классиками мебельного дизайна. Самое же замечательное – большинство моделей, которые мы сегодня представляем, стали образцами, но не превратились в музейные экспонаты. Они остались и в истории, и в производстве - выпускаются промышленностью до сих пор. Некоторые могут показаться суперсовременными, а между тем появились они полвека назад или даже приближаются к вековому юбилею.

Йозеф Хоффман (1870-1956, Австрия) - один из создателей Венского Сецессиона (одна из сильных ветвей модерна начала XX века, с характерной прямолинейностью форм и их ясным построением, геометрически прямолинейными конструкциями с преобладанием вертикальных линий). Кресло Club.

Херрит Томас Ритвельд (1888-1964, Нидерланды) - голландский дизайнер и архитектор, очень демократичный в своем творчестве. Он участник движения «Стиль» - группы архитекторов и художников Голландии, объединившихся вокруг журнала «Стиль» («De Stile») и исповедовавших рациональный, утилитарный дизайн. Соединение геометрии с обнаженной конструкцией дало толчок развитию новой линии в мебельном дизайне. Появление «Красно-синего кресла» («Red/Blue chair») в 1918 году ознаменовало начало перманентной революции в дизайне мебели. Создано под непосредственным впечатлением от живописных абстракций великого соотечественника Ритвельда - Пита Мондриана. Эта культовая вещь по сей день в моде. Выпускается фирмой Alivar и продается в Москве. Производитель: Cassina.

Марсель Лайош Брейер (1902-1981, Венгрия, Германия, США) - один из лидеров функционализма, руководитель Баухауза (немецкая экспериментальная школа-мастерская). Разглядывая свой новый велосипед, Брейер в 1925 году неожиданно пришел к смелой мысли попробовать создавать мебель из стальных трубок. Он cконструировал первый прототип трубчатых металлических конструкций в мебели для сидения. Кресло «Василий» (1925-1929) названо в честь Василия Кандинского, бывшего учителем Брейера в Баухаузе. Эта знаменитая модель и поныне выпускается фирмой Gebruder Thonet.

Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969, Германия, США) - один из основоположников рационалистической архитектуры и дизайна в Германии, последний ректор Баухауза. Его легендарный афоризм: «Меньше - значит больше». Построил образцовые небоскребы, повлиял на создание «идеального» имиджа Америки, так называемого атлантического стиля. Стул MR 10.

Еще одна работа Людвига Мис ван дер Роэ. Он был сторонником ясных, прозрачных конструкций. Дух экспериментаторства, отличное знание статики, свойств материалов и пропорций сделали его классиком XX века. Легкое, упругое кресло на качающемся каркасе «MR 20» выполнено из тонкостенных холодногнутых стальных трубок. Производитель: Knoll International.

Один из самых известных предметов мебели XX столетия - кресло «Grand Confort», придуманное крупнейшим французским архитектором и дизайнером Ле Корбюзье совместно с П. Жаннере, Ш. Перриан в 1928 году. Для своего времени оно выглядело действительно роскошно, да и сегодня продолжает радовать глаз. Производитель: Cassina.

Фрэнк Ллойд Райт (1869-1959, США) - основатель школы «органической архитектуры», основанной на геометризме и равновесии композиции. Стул Barell («Бочка», 1937) - и сегодня одно из самых популярных изделий фирмы Cassina.

В предвоенной Европе концепция «органической архитектуры» Райта получила развитие в творчестве финского архитектора Альвара Аалто. Эксперименты с таким традиционным материалом, как дерево, привели Аалто к созданию новых конструкций из гнутого дерева в мебели. В его легендарном кресле «Paimio» изогнутые спинка и сиденье крепятся к каркасу из гнутовыклейной древесины. Кресло слегка пружинит и очень комфортно. Оно было разработано в 1929 году для туберкулезного санатория, расположенного вблизи финского города Паймио. Производитель: Artek.

Ээро Сааринен (1910-1961, Финляндия, США). Стиль Сааринена - принципы функционализма плюс органическая образность. Построил здание аэропорта им. Кеннеди и технический центр компании General Motors в Нью-Йорке. Womb chair, модель № 70 (1948).

Известный американский архитектор Чарльз Имс провозгласил принцип экономии материалов в производстве мебели. В 1951 году он первым применил пластик, усиленный стекловолокном. Его кресло-шезлонг с оттоманкой (модель «670», 1955 год) стало одним из классических образцов мебели XX века. Производитель: Herman Miller.

Джо (Чезаре) Коломбо (1930-1971, Италия) - представитель футурологического дизайна 60-х. Проектировал «обитаемые структуры» - интерьеры будущего. Автор одного из первых в Италии стула из цельного пластика. Кресло LEM (Supercomfort, 1964).

Гаэтано Пеше (Песке) (род. 1939, Италия, США) - один из самых ярких представителей современного арт-дизайна. По словам этого разностороннего итальянского дарования, он мечтал не о законченной, а именно о постоянно меняющейся форме. Кресло «Donna» из вспененного полиуретана, обтянутое тканью стрейч (1969), создано под влиянием американского поп-арта. Производитель: С&В.

Вико Маджистретти (род. 1920, Италия) - патриарх дизайнерского проектирования, «абсолютный дизайнер», создатель эталонной мебели для Cassina. Его мебель производят фирмы O-Luce, Artemide, Knoll International, Olivetti и др. Кресло с пуфом Luisiana. Производитель: DePadova.

Итальянский архитектор Паоло Деганелло считал, что по-настоящему удобное кресло должно состоять всего из трех частей: несущего каркаса, спинки и сиденья. «АЕО» (1973) полностью соответствует этому принципу: пластиковая ножка-основание, несущая металлическая рама, обтянутая парусиной, и подушка сиденья. Кресло продавалось в разобранном виде. Сам Деганелло предпочитал простейший вариант этой модели - без подлокотников. Производитель: Cassina.

Тошиюки Кита (род. 1942, Япония) - самый популярный на Западе японский дизайнер. Цитата: «Я создаю не чисто функциональные предметы, а вещи, к которым у людей растет привязанность. У вещи должно быть сердце». Проектирует для Wittmann, Fratelli, Cassina, Moroso, Guzzini, Magis, Pica, Casas и других. Серия кресел-шезлонгов Wink (1980). Производитель: Cassina

Широ Курамата (1934-1991, Япония). Стиль Кураматы - японская эстетика в новом технологично-западном истолковании. Его творения обогатили словарь мирового дизайна определениями «изменчивый», «невесомый», «эфемерный». Сетчатое металлическое кресло How High The Moon («Как высока луна», 1986). Музей дизайна Vitra.

XX век, в противоположность романтическому XIX, искал новые идеи, формы, материалы. И это коснулось, конечно, не только «мягкого места». С поисками и открытиями, традициями и авангардом в производстве кресел, стульев, диванов и прочих предметов мебели мы будем знакомить наших читателей в дальнейшем.


Полную версию материала с лучшими иллюстрациями Вы можете увидеть на сайте http://www.magazindom.ru/articles/furniture/235/




Нашим читателям – удачного дня и хорошего настроения!



В избранное