Сантехника с росписью: голубой дракон, цветущие подсолнухи
Унитаз, биде или раковина, покрытые росписью или рисунками, - эти изысканные керамические изделия легко возвращают нас во времена королевы Виктории и Шерлока Холмса, а то и в более далекие...
Глядя на это великолепное зрелище, порой невольно задаешься вопросом, а не перепутано ли здесь что-нибудь. Неужели действительно от вазы до унитаза не так уж и далеко, и они гораздо более близкие родственники, чем можно предположить? Почему бы и нет! Все-таки вторые тоже выполнены из фарфора, хотя и сантехнического.
Предшественники современной сантехники - умывальный сет (тазик с кувшином), уборная-кресло или уборная типа «ваза ночная» - еще не подключенные к канализации по причине ее отсутствия даже во дворцах, уже несли в себе большинство черт современных удобств, в которые впоследствии эволюционировали. Выполненные из фарфора или фаянса, они богато декорировались, чаще всего флористическими или геральдическими орнаментами. C развитием водопровода и канализации керамическая сантехника еще долго продолжала оставаться
роскошью, и, как следствие, на нее были перенесены все соответствующие атрибуты.
И в наше время сантехника с росписью или рисунками в подавляющем большинстве случаев продолжает оставаться роскошью и украшает ванные комнаты, стилизованные под исторические образцы или выдержанные в классическом и традиционном стиле. Не менее интересны и варианты, когда образцами для декоров становятся этнические, восточные и даже доисторические тотемные мотивы. В последнее время появились и современные коллекции, но об этом нельзя говорить как о тенденции, это пока носит скорее характер эксперимента.
В любом случае расписные сантехнические изделия относятся к классу люкс и эксклюзив, так как технология их производства, как правило, дорога, сложна и несет в себе большую долю ручного труда.
Существуют два метода создания узоров: карвинговый и трафаретный. В первом случае мастера вырезают на заготовке раковины узоры специальным прибором, похожим на шило. Затем обливают цветной или белой глазурью и обжигают. Таким образом глазурь повторяет все контуры рисунка, нанесенного мастером. Во втором случае заготовку сначала обливают глазурью, которая может иметь более двадцати оттенков, и обжигают. Затем рисунок наносят на мойку как наклейку. После этого мойку обжигают еще раз, и рисунок впаивается в
поверхность намертво. (Некоторые компании в изделиях из фаянса сохраняют традиции нанесения декора по методике, применявшейся еще в XVIII веке: декор наносится на сырую глазурь, и только затем производится обжиг изделия при температуре 860 °С, что и позволяет рисунку прочно закрепиться на изделии.)
Старая добрая Англия…
Вероятно, традиция сплошь покрывать рисунками раковину, биде и унитаз родилась именно в Англии. И по сей день здесь, на берегах туманного Альбиона, производятся выдающиеся коллекции, выглядящие совершенно так, как выглядели те, что появились в начале XIX века, после того как «королевский сантехник» Томас Креппер изобрел и запатентовал первый унитаз.
Компания IMPERIAL BADROOM поставила перед собой непростую задачу - производить сантехнику непревзойденного качества, сравнимую по своему уровню и престижности, например, с автомобилями марки «Роллс-Ройс». Именно поэтому при производстве сантехнического фарфора здесь намеренно отказались от автоматизации основных этапов производства. Большинство операций производится на фабрике традиционным методом, вручную, мастерами, за плечами которых опыт не одного десятка лет работы.
Одной из самых престижных коллекций фабрики считается коллекция Oxford, блестящий образец вневременной английской классики. Чаши и постаменты умывальников, биде, унитаза и его бачка белого или кремового цвета могут быть сплошь покрыты пышным флористическим декором. Букеты и цветочные гирлянды исполняются или в голубом цвете, очень напоминающем нашу гжель, или в нежно-розовом. Рисунок, дизайн которого выполнен в соответствии с историческими образцами, наносится на фарфор после первого обжига с помощью специальных
стикеров, а при следующем - становится частью покрывающей его эмали, поэтому не может быть поврежден и не изотрется со временем.
Следуя историческим образцам
Стилизация и прямое следование известным историческим образцам является одним из главных направлений в создании сантехники с живописными декорами. Так, сегодня вполне возможно приобрести тот самый первый унитаз, изобретенный Томасом Креппером! Как подтверждение его аутентичности на чашу, отлитую и глазурованную вручную, нанесены его название - The Venerable, что означает «почтенный», и клеймо компании THOMAS KRAPPER & Сo. Штампы, с помощью которых они наносятся, идеально совпадают с историческими оригиналами,
после чего изображение обжигается под глазурь, как было принято в то время. Не менее интересна и фарфоровая ручка спуска, написанный на ней девиз: «Pull and let go» в то время служил еще и инструкцией. Для унитаза «Почтенный» ее воспроизвели по музейным образцам.
HERBEAU выбрала именно это основным направлением своей деятельности. Взяв за образец сохранившиеся старинные предметы, специалисты компании создали современные, но выглядят они полностью так же, как 100 и более лет назад! Аутентичная форма изысканно подчеркивает красоту яркой многоцветной росписи, которая украшает чаши умывальников, в том числе и с задниками, унитазы и биде. Традиционные и флористические декоры выполняются по историческим образцам или умело стилизуются под них и наносятся вручную, поэтому
двух абсолютно идентичных предметов не бывает.
Шедевром фабрики считается знаменитый унитаз-трон, керамический корпус которого оправлен в дерево и полностью расписан цветами и... мудрыми цитатами.
Немецкая компания KERAMAG имеет в своем активе классическую коллекцию, дизайн которой также вдохновлен мотивами XIX века. Несколько вариантов декоров наносится на поверхность сантехнического фарфора с помощью стикеров и намертво впаивается в эмаль. Это могут быть скромные в своей простоте сине-золотые канты, что выглядит очень строго и изысканно, или флористический декор в виде букетов ландышей или пионов с гирляндами плюща.
Раковина Екатерины Великой и другие
Однако настоящим рекордсменом по созданию оригинальных сантехнических изделий с необычными живописными декорами по праву считается компания KOHLER. В ее ассортименте огромное количество расписных умывальников и раковин, а также уникальные керамические смесители, которые декорируются «в тему» раковин. Часто умывальники дополняются еще керамической плиткой для стен, с тем же декором и аналогичными аксессуарами.
Варианты дизайнов самые невероятные и непредсказуемые: здесь стилизации под исторические образцы, этнические мотивы, имитация росписей на китайских вазах династии Мин и рисунков на японском шелке, использование доисторических наскальных рисунков и морской символики... Например, был использован столовый сервиз с рисунком Prarie Flowers, который в XVIII веке был создан специально для русской царицы Екатерины Великой. Именно он вдохновил дизайнеров компании на создание изящного фарфорового умывальника со свитой
плитки и аксессуаров, получившего это имя. Этот комплект украшают изображения шести полевых цветов и цитаты из прозы Альдо Леопольда, одного из первых лидеров американского движения в защиту природы.
Russian Teacup - еще один вдохновляющий русский мотив. На белоснежный фарфор умывальника нанесен кобальтовый с золотом узор, повторяющий характерный декор чайных и кофейных сервизов – такие сервизы обычно подавались на семейных завтраках в семьях русских аристократов в период расцвета империи.
На дне раковины Imperial Blu свернулся могучий мифический зверь - дракон точно скопирован с драгоценной китайской фарфоровой вазы, созданной во времена правления династии Мин. Добавить цвета в свою жизнь, раскрасив ванную комнату в яркие цвета, призывает компания VILLEROY & ВОСН с коллекцией Colorline, украсив умывальник яркими крупными подсолнухами, которые как будто сошли с картины Гогена.
Пытаемся развивать
Российские мастера по мере сил тоже пытаются развивать модное направление. Некоторые студии и мастерские наряду с росписью стен, потолков, дверей и мебели предлагают расписать и сантехнику. Увы, такая доморощенная роспись проигрывает не только по стойкости рисунка, но часто и по исполнению. Как говорится, почувствуйте разницу. Это все же не старая добрая Англия с ее вековыми традициями и всем пройденным путем от вазы до унитаза.
Полную версию материала с лучшими иллюстрациями Вы можете увидеть на сайте
http://www.magazindom.ru/articles/engineering/220/
Нашим читателям – удачного дня и хорошего настроения!