Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Дизайн, ремонт и интерьер

  Все выпуски  

Тайная власть или публичность ? (назалы и оралы)


 

Здравствуйте, мои дорогие! Рада Вас приветствовать на страницах своей рассылки :-)

Наша сегодняшняя тема -- второй этап восприятия и переработки информации и как это можно использовать в дизайне интерьера. Речь об ориентации на запахи (назальность) или на вкус (оральность).

Как Вы оцениваете, каковы Ваши предпочтения?

Первый этап, визуальность/аудиальность -- это сбор информации о мире и о своей задаче в этом мире. Второй этап, назальность/оральность -- это собственно постановка задачи: в первом случае скрытым способом (назал -- это человек "себе на уме", волк-одиночка), во втором -- открытым (орал -- это, наоборот, "душа нараспашку").

Назальность. Назалы действуют исключительно в своих интересах, поэтому могут производить впечатление людей эгоистичных. Они закрыты, сдержанны и необщительны. Зато и не проболтаются ради красного словца. Все их действия прагматичны, просчитаны, направлены на преследование собственных целей. Поэтому они выживают при любых обстоятельствах -- это самый живучий тип! Они могут спокойно жить в одиночестве (больше того, так им комфортнее). Они никогда не советуются и в своих решениях полагаются исключительно на собственные силы. И уютно себя чувствуют, только если контролируют свое окружение; поэтому они стремятся культивировать в окружающих зависимость от себя. Если Ваш близкий человек -- назал, не вмешивайтесь в его жизнь! И будьте готовы радостно его принять, если он САМ захочет с Вами пообщаться. Только так с ними можно поддерживать отношения.

У назала обязательно должно быть свое пространство, куда доступ другим строго дозирован. Если орал переживет достаточно спокойно, когда кто-то нарушает его уединение или роется в его вещах, для назала это смертельное оскорбление (хотя сам он не замедлит прочитать Ваши дневники и письма, если представится такая возможность -- чтобы "быть в курсе событий"; при этом Вы и не заметите, что к ним кто-то притрагивался -- он всё оставит в точности так, как было!).

Как я уже писала, назалы ненавидят запах сигаретного дыма и сами никогда не курят. Если назал курит, значит, он дошел до крайней степени стресса. Сигаретный дым -- то же самое, что радио в качестве фона для аудиала. Мешает воспринимать информацию, которая для этого человека является сущностно важной. Это вызывает смутное, но мучительное ощущение потери ориентации. Как у кошки, которой остригли усы.

Для назала все запахи значимы. То есть воспринимаются им не просто как "приятные" -- "неприятные", а гораздо глубже, как несущие важную информацию. Вообще, физиологи утверждают, что, хотя поговорка "мужчины любят глазами, а женщины -- ушами" и справедлива, но находим мы партнера, принимаем решение -- встречаться или не встречаться -- именно по запаху. И мужчины, и женщины. Но это так, к слову. Маленькое отступление :-)

Там, где орал вообще никакого запаха не различит, для назала -- море информации (хотя он может и не осознавать этого). Словам, вербальной информации он, в отличие от орального типа, не придает никакого значения, а вот запахи для него -- всё. Интересно, что он склонен резко менять тему разговора -- именно затем, чтобы выяснить, как меняются от смены темы запахи собеседника (!), а следовательно -- что на самом деле его волнует, чего он боится, чего он хочет!

Поэтому для назала очень важно, как пахнет его пространство. Воздух, которым он дышит. Не должно быть лишних запахов. Ароматы готовки могут вызвать приступ "немотивированной" агрессии, поэтому на кухне стоит предусмотреть вытяжку. И проветривать помещение. Даже спать назалы предпочитают с открытым окном...

Кстати, интересно, что сейчас на Западе стали очень популярны компакт-диски с записанным на них запахом (!). Ставишь диск в проигрыватель, и комната наполняется не только шумом моря, но и запахом -- мокрого песка, морского воздуха, соленой воды...

Оральность. Оралы постоянно общаются, взаимодействуют с окружающей средой (не только с людьми!). Именно они -- мастера комплиментов и эмоционального рассказа. Разговор для них важен ради самого разговора, ради произнесения слов: им приятно, как движется их язык, их губы, как слова улетают в окружающее пространство и вызывают некий отклик. Они обожают свою ротовую полость и ощущают постоянную потребность что-то ею и с ней делать: говорить -- шевелить языком и губами, жевать, курить, целоваться и т.д., и т.п. И кстати, именно они при стрессе напиваются до рвоты (тот же механизм, что и у курящего назала: стресс -- отрицание привычного способа получения удовольствия).

Для орала постоянное общение необходимо, как воздух. В одиночестве он просто не выживет! Или придумает себе "друзей" среди окружающих неодушевленных объектов (каждый из нас встречал людей, идущих по улице в одиночестве и бормочущих себе что-то под нос -- вот они, оралы!). Именно для него предметы -- это память о людях и местах, это музей воспоминаний, именно его пространство насыщено всевозможными памятными вещицами, штучками и сувенирами, о которых он может болтать часами, предаваясь подробным воспоминаниям. Именно орал ни на минутку не оставит своих близких в одиночестве и бесконечно будет общаться с подругами (друзьями) по телефону...

В интерьере оральность может быть поддержана тем, что обеспечивается возможность не включать верхний свет, а ограничиваться высвечиванием нижних зон пространства (прежде всего в местах кормежки и общения :-) ). Или можно создать яркие пятна в нижних зонах, притягивающие и заставляющие опустить взгляд, -- посуда, скатерть на столе, яркое напольное покрытие. Механизм этого воздействия легко понять, если вспомнить, что, опуская взгляд вниз-вправо, мы открываемся кинестетической информации.

Назальные слова: Аромат, Атмосфера, Благоуханный, Вдохновение, Воздух, Вонять, Вынюхивать, Душистый, Дымный, Дыхание, Запах, Затхлый, Мускусный, Нос, Отвратительный, Парфюм, Пряный, Свежий, Смолистый, Чуять, Эфир...

Оральные слова: Аппетит, Вкус, Глоток, Горький, Едкий, Жадный, Жгучий, Зуб, Кислый, Кормушка, Маслянистый, Насыщенный, Пища, Полный, Привкус, Разжевать, Распробовать, Сладкий, Соленый, Сочный, Спелый, Стряпать, Терпкий, Устье, Язык...

Между прочим, это очень интересно: читать стихи и описания в прозе (которые называются "лирическими отступлениями"), отмечая, какие образы использует автор -- зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, тактильные... Собирать свой словарик...

И еще: хотите обогатить свой обонятельный и вкусовой словарь (чтобы быстрее находить общий язык с интересующими Вас людьми), поиграйте в дегустатора вин, подробно (насколько это будет удаваться) описывая все свои ощущения от процесса! Хотя, думаю, мёд, сыры и фрукты тоже подойдут в качестве познавательного материала :-)

Пишите: geniuslab@rambler.ru

Заходите в гости: www.geniuslab.ru

До встречи!

Посетите сайт, посвященный дизайну интерьера "для своего хозяина": www.a-dress.ru


В избранное