Стиль модерн зародился в 1880-х годах, когда «перепевы» старых стилей
периода эклектики и историзма стали надоедать обществу. Инициаторами возникновения
нового направления стали мюнхенские и венские художники, которые полностью
отказались от прежних стилевых форм и творили, основываясь лишь на своей
фантазии. Их рисунки, которые публиковались в журнале «Jugend» были чем-то
похожи на японскую графику. Это веяние быстро распространилось по Европе,
в которой как раз царили романтические настроения, и входило в моду культурное
течение дендизма. Новым денди с их холеностью и большой долей презрения
ко всему на свете пришелся по вкусу изящный и немного ироничный стиль
модерна.
Добавили популярности модерну и перемены в социально-экономической структуре
общества, при котором растущий темп деловой жизни усилил у людей стремление
к удобству и комфорту. А повсеместное развитие промышленного производства
способствовало усилению ностальгии по «простым деревенским временам».
Стиль модерн, провозгласил лозунг «Назад к природе», и как нельзя лучше
отвечал требованиям времени, сочетая в себе красоту и изящество природных
мотивов с удобными и комфортными формами. Художественные приемы стиля
основывались на принципах декоративности, орнаментальности и асимметрии.
Художники модерна попытались использовать машинный труд для производства
вещей, которые были бы одновременно и технически и эстетически совершенны.
Наконец-то появляется новое видение материалов, благодаря которому, впервые,
за долгие десятилетия смены стилей, определяется новый принцип формообразования.
Это чистый не перегруженный деталями и одновременно орнаментально богатый
стиль. Художники и архитекторы модерна использовали в своем творчестве
мотивы многих эпох. Это и крито-микенская культура, и греческая архаика,
и искусство этрусков, и античность, и готика и ренессанс, и французское
рококо. Также на стиль модерн повлияли искусство Китая и особенно сильно
Японии.
При этом названий у стиля модерн тоже предостаточно. На своей родине
в Германии стиль назывался Jugendstil (югендштиль), во Франции и Бельгии
стиль носил название «ар-нуво», в Италии - «либерти», в США - «стиль Тиффани».
И только в России и Англии стиль назывался модерном. В мебели, интерьерах
и архитектуре модерна параллельно развивались два течения – флориальное
или декоративное, с капризно-изогнутыми формами и линиями, и конструктивное,
с прямолинейными ясными построениями. Особенно сильно проявляло себя конструктивное
направление модерна в Австрии и Шотландии, предвещая собой появление конструктивизма.
В эпоху модерна вновь возродилась концепция целостного проектирования,
когда все от фасада здания до интерьера, обстановки и аксессуаров делались
по проектам одного художника или архитектора. Таким образом, создавался
единый художественный ансамбль, в котором один декоративный элемент, повторяющийся
в мебели, тканях, интерьере и на фасаде здания, мог задавать всю концепцию
оформления.
В орнаментах стиля модерн использовались мотивы морских волн, вьющихся
растений, лебединых шей, томных женских лиц с длинными волосами, камышей,
цветов лилии, цикламена, мака, орхидеи и ириса – мистического цветка жизни
и смерти.