← Май 2006 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
13
|
14
|
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.equimagic.ru
Открыта:
12-04-2006
Адрес
автора: home.horsemanship1-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
EquiMagic. Размышления о лошадях и совершенстве.
Друзья!
Этот выпуск я планировала посвятить качествам характера и ответственности двух сторон в отношениях: человеку и лошади (помните, в одном из выпусков было написано, что в естественных партнерских отношениях ответственность лежит как на человеке, так и на лошади?). Но я решила сделать отступление от правил и рассказать об одном событии, которое происходило в пригороде Санкт-Петербурга, Комарово, 9-10 мая, а именно – мастер-классе олимпийского чемпиона по конкуру, тренера сборной конкуристов США, Джорджа Морриса. Почему так? Сейчас объясню. Сначала я хотела рассмотреть вопросы посадки на лошади и равновесия отдельным блоком из нескольких рассылок, и планировался этот блок еще не скоро. Но все, что я увидела и услышала на мастер-классе, подтолкнуло меня немного изменить начальный план. Итак.
Сначала немного о Джордже Моррисе. Он легендарный тренер в истории конного спорта. Джордж Моррис заработал Олимпийское золото, выиграв самый значимый приз в конкуре, и возглавил американскую конкурную сборную. В качестве наставника и тренера он воспитал целую плеяду отличных конкуристов, подготовил их самих и их лошадей для международной карьеры. Джордж Моррис – один из тех немногих людей, которые несмотря на то, что всю жизнь ездят верхом, тренируют всадников, думают о лошади, по-прежнему сохраняют свежесть и свой энтузиазм и комбинируют их с неординарной способностью самовыражаться. В настоящее время Джордж уже волновался о будущем американского конкурного стиля: «Наше общество сегодня – всадники, тренеры и ученики – уже не то же самое. Старые ценности дисциплины изменились. Люди больше не хотят пачкать руки (в прямом смысле этого слова) и тяжело работать. Специалисты существуют в каждой области, и всадникам уже не нужно делать всего по-немногу. Это делает их более ограниченными и поэтому они более слабые всадники. Это забавная вещь, но чем больше каждый делает по конюшне и с его лошадью своими собственными руками, тем лучше он будет на маршруте. Джордж смотрит на выездку лошадей, как на ключ к будущему: «Смотрите, что происходит с выездкой лошадей сегодня. Да, есть много результативных всадников: они делают свою работу. Но где стиль? Где невидимое воздействие помощников (рук и шенкеля) на лошадь? Насколько я могу видеть, стиль почти исчез. Стремена слишком длинны. Наездники ищут стремена. Пятки поднимаются и, следовательно, ослабляется шенкель. Без эффективности нижней части шенкеля мы можем наблюдать чрезмерное качание корпусом, наездники отстают от движения лошади, часто ведя лошадь за поводом. Это положение, в свою очередь, сопровождается сгорбленной спиной и качающейся на шее головой, слишком низким положением рук и опущенными вниз глазами. Вот что происходит со стилем выездки сегодня, а раньше такого не было. Всадники пятидесятых, шестидесятых и семидесятых были лучшими стилистами, чем большинство сегодня. Стиль является драгоценной вещью. Это развивалось многими столетиями и преподавалось, осуществлялось и передавалось нам людьми, более умными, чем мы. Я всегда полагал, что лучше быть хорошим подражателем, чем плохим изобретателем». Вот такие слова принадлежат Джорджу Моррису, на мастер-классе которого посчастливилось мне побывать. А вот по существу же придется начать с конца. Всего в первый день прошло три сессии со всадниками и лошадьми различного уровня. И, подводя итоги каждой сессии, Моррис с сожалением говорил буквально следующее: В России очень много хороших лошадей. Но совершенно нет знаний о том, как с ними обращаться, как развивать их потенциал, как содержать. Это губит лошадей, делая их инвалидами в очень молодом возрасте. Русские всадники очень смелые, именно поэтому они прыгают через высокие препятствия. Но это ничего не значит, т.к. они совершенно не занимаются подготовительными упражнениями, которые помогли бы лошадям развить нужные мышцы и, как следствие, навыки. Кроме этого, сильно страдает посадка. Это грустно. Грустно и то, что было не так много народу. Возможно, отпугнула цена билета, но разве 20 долларов за два полных дня с Мастером – такие уж большие деньги? Я думаю, что большинство из нас ездит верхом. По-разному. Кто-то частный владелец и может себе позволить работать с лошадью на свободе, кто-то занимается выездкой или конкуром, а кто-то просто раз в неделю отправляется на конную прогулку или на занятие в смене. Но все мы объединены одним – любовью к лошади. И я уверена, что все мы хотим, чтобы лошади были здоровы физически и психически. Все выпуски о естественных отношениях с лошадьми посвящены тому, как нам общаться с лошадью, чтобы она была здорова психически, т.е. проявляла интерес к своему человеку, как старшему товарищу и партнеру, уважала его и с интересом обучалась новому. Сегодня же поговорим о физическом. О том, как мы ездим. О том, как сидим и что происходит в этот момент с лошадью. О том, что мы делаем, когда выезжаем на площадку. Как правило, минут 7-10 шага, первая рысь минут 7, шаг, вторая рысь, шаг, галоп, отшагивание. И все. Собственно катание. Часто приходилось наблюдать конкурную тренировку: шаг, рысь по-минимуму, галоп, прыжки, отшагивание. Выездковые тренировки тоже часто сводятся к отрабатыванию элементов за счет шпор, хлыста, повода, мундштука. Примером из жизни стала одна кобыла, привезенная к нам в конюшню и заявленная как лошадь, выезженная на Большой Приз. В итоге, когда мы сняли с нее все железки, веревки и шпоры, одели простую трензельную уздечку, стало понятно, что лошадь элементарно не умеет самостоятельно поддерживать свой баланс. Она не умела идти свободным раскрепощенным шагом, не умела бежать уравновешенной, ровной, ритмичной рысью, постоянно срываясь в более удобный галоп, но и галопировать она также не умела, т.к. из-за отсутствия баланса постоянно спотыкалась. Вот что пишет о балансе лошади заслуженный ветеринарный хирург Американской ветеринарной академии профессор Роберт Кук: Баланс лошади - это не есть нечто, что немедленно достигается посредством железа (т.е. через давление повода и "поддельный сбор"), а нечто, что приходит со временем посредством физической подготовленности. Для того, чтобы лошадь могла регулировать свой естественный баланс как на свободе, подстраиваясь под необходимость нести вес всадника, у неё должны быть развиты брюшные и спинные мышцы в соответствии с поставленной задачей. Для молодой лошади это требует времени и тренировок, занимающих годы, а не месяцы. Пока она недостаточно сильна, она не будет способна перестраивать свой баланс. (www.fincaverde.com/german/on_the_bit.html ) За два года мы смогли все исправить, у лошади окрепли нужные мышцы, и, как следствие, она научилась сама себя нести на всех аллюрах, поддерживая равновесие, и правильно дышать, раскрепощаясь. Казалось бы, какие элементарные вещи я написала. Однако так ли это на практике? Как правило, очень часто события форсируются, от лошади требуют быстрее, выше, сильнее...Но это работает только в молодости и способствует этому ее природный талант. Воспитание лошади, направленное на развитие ее мускулатуры и равновесия, работа над собой на лошади – часто это недозволенная роскошь, ведь так мало времени и так много соблазнительных призов, которые непременно надо собрать. В результате – прогнутые спины, атрофированные мышцы шеи, неразвитый зад и галоп на прямых ногах, неумение правильно дышать и самостоятельно уравновешивать себя в движении без дополнительных опор в виде вспомогательных ремней и мундштуков. Часто лошадь не в состоянии выполнить упражнение, которое от нее требуют в связи с отсутствием необходимых мышц, но вместо того, чтобы устранить корень проблемы и начать работать над тем, чтобы лошади было удобно выполнять необходимые движения за счет гармоничного развития мускулатуры, зачастую предпринимаются попытки бороться со следствием. Очень хорошо это можно увидеть на примере искусственного опускания головы лошади дополнительными приспособлениями. Уход лошади от боли «за повод» и абсолютное отсутствие воздействия на задние ноги и спину лошади. Можно привести еще массу таких примеров. Но откроем книгу «Выездка и конкур. Советы профессионалов» (П.Хельцель). Она начинается с четырех постулатов правильного и красивого движения лошади: - раскрепощенность - прямолинейность - импульс (продвижение вперед) - гибкость Джордж Моррис в своей книге «Хантерская езда», Берталан Де Немети в книге «Метод Де Немети» пишут о том же. Это четыре кита, которые составляют основу равновесия в движении.
И, тем не менее, физическая подготовленность лошади это только часть "уравнения". Также и всадник должен быть физически развит. Физически неразвитый всадник не может балансировать. Если он не развит, то это мешает его лошади поддерживать свой баланс, даже если лошадь подготовлена достаточно хорошо. Неразвитый и, вследствие этого, несбалансированный всадник использует повод, чтобы удержаться в седле. Если руки и спина всадника напряжены, то это нарушает его посадку, эмоционально негативно влияет на лошадь. Всадник, вместо того, чтобы двигать своим тазом синхронно с происходящими ниже движениями спины лошади, будет сбивать лошади спину. Это вызывает у лошади дальнейшую боль в дополнение к уже имеющемуся во рту дискомфорту от железа, создающего натяжение. Залог "хороших рук" - это наименьшее воздействие руками, а условие для лёгких рук - баланс всадника. Лошадь реагирует зажатостью шеи и позвоночника, а также становится "тяжёлой" на переднюю часть корпуса или выгибает спину и поднимает голову. Мы называем это прогнутой спиной. В любом случае, её ход теряет ритмичность, "поэзию движения", больше нет широкого шага, она становится несбалансированной. (Роберт, Кук www.fincaverde.com/german/on_the_bit.html ) Можно даже рассудить логически. Мы всегда говорим о том, что лошадь должна идти «от зада», отталкиваясь задними ногами, т.е. задние ноги продуцируют поступательное движение и передают его передним ногам. А теперь представьте себе две дуги: одна выгнута вверх, а другая вогнута внутрь. Вектор движения энергии, произведенной хорошим продуктивным толчком задних ног, направлен вверх и вперед. Когда у лошади ноги естественным образом подведены под корпус, спина расслаблена и округлена, как немного выгнутая вверх дуга. Энергия имеет возможность естественным образом плавно и беспрепятственно передаваться передним ногам. Поэтому мы всегда в первую очередь держим в голове правило: «Дайте лошади двигаться вперед, дайте ей тянуть голову вниз и вперед, пусть она расслабит спину». Ведь только в этом состоянии ее мышцы пластичны и чем активнее и шире движение, тем лучше работают и крепнут мышцы. По мере укрепления мышц движения лошади становятся шире и свободнее, лошади все легче подводить ноги под корпус, она превращается в пластичную пружину. И четыре кита сбалансированного свободного движения вот они: лошадь раскрепощена, она широкими движениями несет себя и своего всадника вперед, она прямолинейна на прямой и пластична в поворотах. Слабая прогнутая спина напоминает вогнутую дугу. Энергия задних ног не может передаваться к передним, т.к. задние ноги становятся отделены от передних прогибом. Зато естественным образом лошадь стремится задрать голову вверх. Толкаться же задними ногами ей просто становится неудобно, и все движение теперь производится передними ногами, а задние просто подтягиваются вслед за ними. Как следствия, - слабые и неразвитые мышцы спины, появление/усугубление тенденции к оленьей шее, неумение правильно дышать, слабые задние ноги и, соответственно, галоп «на прямых ногах». Те, кто исправляют следствие, зачастую пытаются просто опустить лошади голову за счет применения различных дополнительных поводьев, но они не получают главного: раскрепощенности, пластичности, прямолинейности и продвижения вперед. И тогда в ход пускаются шпоры: шпорой посылай, поводом не пускай – и лошадь будет в рамке. Но это не так. Это будет лишь видимость сбора, его суррогат, который легко распознать. Поэтому не жалейте времени и терпения на то, чтобы постепенно развивать лошадь упражнениями на шагу, рыси, галопе. Не переходите к коротким аллюрам, пока лошадь не научится четырем основам равновесия. Это погубит ее. Шаг очень полезен для лошади, его не может быть много, но если уж делаете что-то на шагу – пусть это будет активный широкий шаг. Добивайтесь его. Не переходите к упражнениям пока лошадь не научится раскрепощенно шагать. Просто шагать. Невероятно, но факт: многие лошади этого не умеют. Это легко увидеть: такие лошади предпочитают срываться в вялую рысь. Но это не то. Работайте на рыси. Дайте лошади двигаться, пусть она тянется вниз и вперед и добавляйте движения, как только она потянулась, отдавая повод, но оставаясь в контакте. Контакт – вот еще одна важная составляющая баланса. Лошадь не должна поддерживать свое равновесие ища опоры в поводе, а значит, в ваших руках. Но она должна быть в легком контакте. Если она уходит от контакта – не надо позволять ей это делать: пусть легкий но уверенный контакт сопровождает ее везде, где находится ее голова. Это может быть неудобно для всадника поначалу. Это может не соответствовать принципу прямой линии от локтя до рта лошади, но это учить лошадь самостоятельно находить удобное для нее равновесие, находясь в контакте со всадником. А это произойдет обязательно, потому что одно из естественных желаний лошади – желание комфорта. Работайте на галопе. Пусть он будет свободным. Пусть лошадь учится дышать. Такая работа – залог постепенного развития мускулатуры. Уделяйте достаточно времени сгибаниям: боковым и прямым. Больше ноги, меньше руки. Пусть лошадь слушает шенкель. Рука, к сожалению, часто выезжает только голову лошади. Рука должна только направлять лошадь. Шенкель же двигает и сгибает. И все же гармония между лошадью и всадником может быть достигнута, только когда баланс есть у обоих партнёров. Всадники во всех дисциплинах должны способствовать такой гармонии, так что вопрос баланса (сбора) - это не то, что относится только к дисциплине выездки. В своем мастер-классе Джордж Моррис так прокомментировал посадку русских всадников: «Почему вы все смотрите вниз? Зачем вы смотрите на лошадь? Смотрите, куда едете, от этого будет больше пользы! («Смотреть во время езды на положение тела и его частей – по сути то же самое, что смотреть на руль, педаль газа или тормоз во время езды на автомобиле. То же самое можно сказать и когда всадник преодолевает на лошади препятствие. Любые изменения в позе должны производиться не глядя, по ощущениям, тогда как взгляд в это время направлен вперёд» Джордж Моррис, «Хантерская езда»). Почему вы не опускаете пятку вниз? Никто из вас не тянет пятку вниз, учитесь этому, это залог хорошей посадки. Не жмите колено! Шенкель должен быть прижат, а не колено. Разверните слегка наружу носок и освободите колено, шенкель сам естественным образом расположится на боку лошади! Взгляд, нога, угол наклона корпуса и управление весом – вот основы прочной посадки! («Мы заинтересованы в том, чтобы влиять на лошадь, управлять ею, добиваться от неё определённых действий и обучать новым красивым вещам», Джордж Моррис, «Хантерская езда»). Вот такие слова произнес этот признанный тренер на мастер-классе. В союзе человек-лошадь два живых существа. И им необходимо найти общий язык. Когда мы верхом на лошади мы можем найти этот общий язык через посадку. Этот общий язык – равновесие. Равновесие всадника – и равновесие лошади, совмещение центров тяжести, что может быть проще? Я специально выписала несколько выдержек из книг Джорджа Морриса «Хантерская езда», Берталана Де Немети «Метод Де Немети» и Вильяма Штайнкрауза «Верховая езда и преодоление препятствий». Ниже приведены отрывки из книги «Хантерская езда» Джорджа Морриса, собранные и расположенные в логическом порядке. Глаза/взгляд. Поскольку глаза всадника непосредственно не влияют на лошадь, то они не могут считаться средством управления, но, тем не менее, они осознанно и неосознанно оказывают влияние на остальные средства управления. В первую очередь, глаза, взгляд, необходимы для сохранения баланса (впрочем, иногда он способствует и его потере) как на прямых, так и на поворотах; если глаза используются всадником грамотно, то сами по себе средства управления становятся более эффективны и работают автоматически. Пока всадник не будет зрительно предопределять траекторию движения, его запоздалая реакция будет отрицательно сказываться на всей его работе. Всадник должен использовать глаза так, как это делает водитель автомобиля, заранее предвидя направление движения и зрительно опережая те движения, которые он сделает в ближайшем будущем. Водитель смотрит на поворот, а не на вращающееся колесо. Когда всадник поворачивает голову в сторону поворота, он работает на опережение, смещением корпуса и, соответственно, веса подавая лошади незаметный сигнал, усиливающий воздействие средств управления с данной стороны; лошадь становится более восприимчивой и отвечает на заданные средства управления. Кроме того, если всадник опускает голову, чтобы посмотреть на руки, ноги или голову лошади, то имеет место незначительное перемещение веса, которое лошадь почувствует, но которое ровным счётом ничего не значит. Таким образом, важно научиться «видеть не глядя», или, иными словами, краем глаза наблюдать за лошадью, концентрируя взгляд на направлении движения независимо от того, двигается ли лошадь прямо или поворачивает. Всадник должен научиться ездить на ощущениях, а не полагаться на зрение. Если он смотрит вниз, то он никогда не научится ездить на ощущениях. Чувство лошади нужно отрабатывать, практиковать. Всадник должен быть очень дисциплинирован, чтобы развить в себе независимость от глаз, т.е. смотреть прямо перед собой и чувствовать, что в этот момент делает его собственное тело и тело лошади. Задача глаз обозревать, предвидеть и проектировать движение, обеспечивая единство лошади и всадника посредством чувства лошади, а не постоянной проверкой и подглядыванием. Нога. Когда мои ученики верхом, я прошу их поставить самую широкую часть ступни (а не большой палец ноги, т.к. опора о стремя получается слишком мала, а это небезопасно) на середину стремени и опустить пятку вниз и внутрь, чтобы она оказалась сразу за подпругой. Такое положение ступни представляет собой рычаг, и чем этот рычаг больше, тем больше он позволяет пятке опуститься вниз; в таком положении пятка становится более подвижной и может действовать более эффективно при посыле, чем в противоположной ситуации, когда всадник засовывает ногу глубоко в стремя, иногда до самого каблука. Здесь уместно вставить комментарий тренера Джорджа Морриса, Берталана Де Немети из книги «Метод Де Немети»: «Многие всадники преувеличивают важность опущенной вниз пятки. Однако чрезмерные усилия, направленные на то, чтобы опустить пятку вниз, приводят к тому, что голеностопный сустав блокируется, зажимая тем самым шенкель, большой палец выпячивается вперед, прерывая взаимосвязь с сигналами ноги. Даже посадка изменяется; всадник начинает сидеть на ягодицах, а бедро уходит назад. Вместо того чтобы насильно опускать пятку вниз, лучше просто держать большие пальцы ног достаточно высоко для того, чтобы не возникала опасность потерять стремя. Большой палец ноги должен быть всего лишь на один-два дюйма выше пятки». Кстати говоря, путлище должно быть расположено вертикально, а подножка стремени – почти перпендикулярна подпруге, при том, что внешняя дужка стремени слегка впереди внутренней. Обратите внимание на то, чтобы носок был развёрнут в сторону не больше, чем на 15 градусов. При этом он не дожжен быть завёрнут внутрь к боку лошади. Не держитесь коленом сильнее, чем шенкелем и наоборот. Вообще не держитесь за лошадь! Усиленный контакт шенкеля с боком лошади действует как посыл, в то время как слишком сильный упор в колено становится точкой опоры, или подобием точки вращения, что провоцирует часть ноги ниже колена болтаться. В правильном положении нога, грубо говоря, «подпирает» верхнюю часть тела и её воздействие должно быть направлено на бок лошади прямо за подпругой, там, где оно наиболее эффективно. Помните, что если пятка слишком сильно отведена назад, то туловище будет заваливаться вперёд, а если пятка «опережает» туловище, то оно будет падать назад. Контакт с лошадью должен быть равномерно распределён между шенкелем, внутренней стороной колена и бедром. Таз/седалище должно быть придвинуто к передней части седла, близко к передней луке. Всадник должен в любой момент чувствовать, что тазовые кости за счёт его веса и глубины посадки как бы приклеены к седлу. Зажатым всадником обычно является тот, кто не научился свободно следовать движениям лошади, он напрягается, что не позволяет ему встраиваться в ритм движения лошади. Верхняя часть тела всадника/корпус. Она полностью зависит от нижней части и ноги. Туловище следует держать прямо, плечи должны быть расслаблены, а грудная клетка развёрнута. Незначительный прогиб может поддержать верхнюю часть тела, но нужно заботиться о том, чтобы не прогибать поясницу, так как в этом случае не удастся правильно сидеть в седле. Когда всадник смотрит прямо перед собой, линия его зрения проходит параллельно земле, глаза и голова должны быть помощниками в том, чтобы предвидеть траекторию движения. Обычно встречается следующая ошибка – всадник выставляет голову вперёд, так что она оказывается впереди туловища. Однако на деле, эту тенденцию и любое проявление зажатости и искусственности нужно тут же исключить и заменить на естественный, и оттого элегантный высокий постав головы. Две другие частые ошибки – зажатая прогнутая спина или «обмякшая», округлённая, сутулая спина с опущенными плечами. Обе эти ошибки не позволяют использовать вес тела всадника, его корпус, в качестве средства управления. В целом, верхнюю часть корпуса нужно держать достаточно крепко, чтобы она не влияла на спину лошади и её задние ноги, но и в то же время должна быть расслаблена настолько, чтобы сопровождать корпусом её движения. Нужные ощущения придут со временем и практикой. Задумайтесь, как мало хороших, сильных всадников могут быть взяты за образец – есть к чему стремиться! Использование собственного веса и спины. Правильное использование спины – очень тонкая и сложная работа. Этому сложно научиться и сложно научить, гораздо сложнее, чем, к примеру, поставить работу ног. Вес корпуса координирует работу всех средств управления и сразу можно заметить, что от того, как работает спина, зависит работа всего остального. Поэтому каждый должен стремиться к наилучшему положению спины. Начиная снизу, а именно, с седалища, нужно отметить, что всадник должен сидеть на двух косточках таза, не отставляя ягодицы назад и не поджимая их под себя так, что в результате он сидит на позвоночнике или на расслабленных мышцах. Как только всадник почувствовал, что расположился в седле правильно, понять, что же делать со спиной, довольно просто. Она должна быть насколько это возможно высокая и прямая, но без напряжения. Ни плечо, ни бедро не должны уходить внутрь. Особенно нижняя часть спины должна быть расслабленной и гибкой, так как именно она сопровождает движения лошади, на всех аллюрах при глубокой посадке, в то время как верхний отдел спины нужно держать не слишком вогнутым и не слишком выгнутым, не позволяя ягодицам уйти далеко назад. Другая частая проблема верхней части корпуса – когда всадник тянет корпус вперёд за головой и подбородком. Эта некрасивая привычка возникает тогда, когда всадник пытается ехать на лошади верхней частью тела, используя для посыла её, а не шенкеля и другие средства управления. Чтобы обеспечить себе надёжный баланс, всадник должен сопоставить свой центр тяжести с центром тяжести лошади. В целом, вполне достаточно, когда центр тяжести всадника находится строго над центром тяжести лошади, но никогда он не должен быть впереди его. Руки. «Эластичность» - вот слово, которое наиболее часто ассоциируется с руками и это так, потому что неподвижность в этом месте сразу же отражается и на лошади, и на всаднике. Эластичность лучше всего достигается, когда от локтя всадника до рта лошади можно провести прямую линию. Это актуально не только для контроля на движении, но также для регулирования положения головы. Руки находятся слишком низко, если они оказываются ниже линии рта, а если линия от локтя до рта лошади получается изломанной, то руки находятся слишком высоко. Соблюдая принцип прямой линии, кисти рук следует расположить выше и чуть впереди холки на расстоянии два-три дюйма друг от друга большими пальцами вверх, они должны накрывать повод. Руки становятся слабыми и пассивными, когда они занимают горизонтальное положение; вертикальное положение придаёт им больше силы. Золотая середина достигается тогда, когда руки находятся между горизонтальной и вертикальной линиями; в этом случае сочетается сила и мягкость одновременно. Кисти нужно держать также настолько прямо, насколько это возможно, не выкручивая и не изгибая их. Выкручивание и изгибание кистей приводит к неестественному положению предплечий и локтей, что влечёт за собой зажатость, возникающую при любом неестественном, неправильном положении тела. Самую эффективную работу может производить рука, которая достаточно сильна для контроля и в то же время достаточно расслаблена, чтобы давать лошади свободу; как мы уже увидели, прямая линия между предплечьем, запястьем и кистью – самый простой способ добиться оптимального рабочего состояния руки. Помните, что запястье и кисть являются прямым продолжением предплечья.В противоположность хорошим рукам рассмотрим плохие руки. Это руки, которые используются всадником в качестве опоры для корпуса. Поддерживать баланс при помощи рук плохо в любом положении, при любом наклоне корпуса вперёд. Грубые и жёсткие руки являются чрезвычайно серьёзной проблемой, потому что у лошади очень чувствительный рот. Таким рукам не место в верховой езде. Никакие руки, или руки, которые не чувствуют рот лошади вовсе, занимают особое место и даже приносят пользу в езде, хотя в определённый момент могут нанести и вред. Иногда в учебных группах и на лёгких аллюрах в выездке на некоторый промежуток времени требуется никакая рука. Лошадь вообще не трогают руками, а она должна сохранять аллюр и равновесие самостоятельно, без опоры. Это не только очень сложно на длительных промежутках времени, но и практически невозможно, лошадь теряет импульс, сникает или начинает торопиться. К тому же, будучи не управляемой рукой, лошадь не может долго оставаться прямолинейной. Езда с брошенным поводом – это нечастое и нерегулярное расслабляющее упражнение для лошади, а также отличное упражнение на баланс всадника. Тем не менее, надо помнить о том, что это всего лишь упражнение, и как любое упражнение оно должно применяться целесообразно. Учитывая это, нужно понимать, что езда по пересечённой местности с брошенным поводом просто-напросто опасна! Правильное применение средств управления по отдельности или в комбинациях связаны с прочной посадкой и полностью зависимы от правильного положения ног, рук, корпуса и естественного баланса всадника. Пока всадник не держится в седле твёрдо и уверенно, независимость и контроль любой части тела всадника просто невозможны. Без абсолютного контроля над собственным телом буквально до кончиков пальцев всадник не сможет прежде всего безошибочно управлять лошадью, а уж о сложных упражнениях высшего класса, требующих соблюдения бесконечных нюансов, придётся и вовсе забыть. Грамотный конник использует своё тело как инструмент коммуникации, готовый к любым сюрпризам, которые ему может преподнести его четвероногий партнёр, и в то же время он регулирует и диктует лошади малейшие команды, так что отношения лошадь-всадник становятся гармоничным союзом, являют собой единое целое. Теперь несколько слов о посадке, но уже от тренера Джорджа Морриса, Берталана Де Немети, т.е. небольшой скачок назад во времени. Нога. Ноги всадника всегда остаются на боках лошади и инициируют ее движение. Ноги посылают сигналы, которые лошадь понимает как посыл к движению вперед. Воздействие ногами не должно быть слишком сильным, но оно должно быть достаточным, чтобы быть эффективным. Используя ноги как средство воздействия на лошадь, мы должны учитывать ее физические данные и уровень подготовки, при этом воздействовать каждый раз одинаково, для того чтобы добиться определенно необходимой реакции. Наши ноги должны быть средством управления лошадью, а не источником неожиданных сюрпризов или наказания для нее. Следует использовать их как поддержку и поощрение для лошади. Внутренняя сторона бедра всадника должны оставаться плоской, накрывая как можно большую площадь боков лошади. Стройные, обмускуленные бедра являются преимуществом всадника. Они должны способствовать прочному положению и устойчивому контакту внутренней части колена с седлом, но без усилия или «втыкания». Правильное положение колен обеспечивает хорошую поддержку для посадки. Коленные чашечки всадника должны смотреть вперед, если строение ноги позволяет, при этом не нужно прилагать усилия выворачивая коленный сустав. Всегда следует избегать натянутости или напряжения; всаднику необходимо расслабиться и чувствовать себя комфортно. Шенкель должен лежать спокойно на боку лошади сразу за подпругой. Трудно определить правильный угол между бедром и шенкелем, т.к. это зависит от сложения всадника и соотношения длины бедра и шенкеля. Что действительно важно, так это то, чтобы ноги не давили, не сжимали, не вцеплялись в бока лошади. Они должны лежать спокойно и в легком контакте с боками лошади. Постоянное воздействие шенкелем бесполезно и очень скоро делает лошадь безразличной к нормальному воздействию средств управления на лошадь. Всадник должен держать свои голеностопные суставы расслабленными, мягкими и гибкими. Зажатость блокирует суставы, так что ноги уже не могут исполнять функцию чувствительных средств управления. Голеностопные суставы должны выполнять функцию амортизаторов. Хотя существует множество мнений о правильном положении ступни и пятки, все сходятся в одном: большие пальцы ног не должны с усилием намеренно направляться внутрь или наружу. И то, и другое приведет к зажатости, что нарушит связь с положением колена. Большие пальцы ног должны находиться в том естественном для них положении, которое определено природным строением ноги, когда он просто идет по земле. Ступня должна располагаться на середине стремени, способствуя пружинящим эластичным движениям ноги между точкой опоры и голеностопным суставом. Если нога глубоко просунута в стремя, то нога становится зажатой в целом и не может эффективно воздействовать на лошадь. Так же, когда всадник держит стремя на кончиках пальцев, он рискует потерять его. Хороший способ проверить правильность положения ног – это сидя прямо посмотреть вниз: коленные чашечки должны закрывать большие пальцы ног. Вес всадника/корпус. Плохая посадка и неправильно распределенный вес нарушают баланс лошади, о чем уже говорилось ранее. Лошади, так же как и люди, очень чувствительно относятся к поддержанию собственного равновесия. При движении вперед наш корпус должен находиться на одной линии с центром тяжести лошади. Если лошади наращивает движение вперед, то мы должны подать корпус вперед, и, соответственно сместить корпус назад при замедлении движения. При поворотах налево или направо следует перераспределять вес в боковые стороны в соответствии со степенью поворота. Природный инстинкт лошади подсказывает ей поддерживать свой вес распределенным равномерно, так она чувствует себя в безопасности. Если мы собираемся сделать резкий поворот в правую или левую сторону, то следует в значительной степени сместить вес на правую или левую седалищную кость и изменить положение ног соответственно. Когда это делается скоординированно, лошадь повернет направо или налево даже без какого-либо дополнительного воздействия поводом. В нижней части позвоночного столба в месте его изгиба, между седалищными костями и тазовыми находятся пять поясничных позвонков. Их положение, а также натягивающее и смягчающее действие окружающих мышц поясницы оказывают значительное влияние на мышцы спины лошади. Если не использовать действие мышц спины, то задние ноги лошади никогда не смогут быть вовлечены в работу в полной мере. И таким образом невозможно будет хорошо выполнить ни один переход. Корпус, поддерживаемый «треугольником», описанным выше, держится вертикально над центром тяжести лошади. Плечи отведены чуть назад, поддерживая грудную клетку естественным образом округленной, но при этом ненапряженной и расслабленной. Копчик направлен вперед. Всадник держит шею и голову в нормальном прямом положении, слегка выставив подбородок вперед. Это позиция позволяет шее оставаться гибкой. Руки. При помощи повода руки исполняют две главные функции: контролируют направление движения лошади и регулируют движение и его скорость. Помимо этих двух функций, руки обеспечивают устойчивый контакт между лошадью и всадником при помощи взаимного ощущения присутствия друг друга в руках у всадника и во рту лошади; без непрерывного контакта не получится и контроля над лошадью. Эластичность контакта с поводом можно сравнить с резиновой лентой. Повод должен оставаться в постоянном контакте со ртом лошади и быть слегка натянутым, но не тянуть лошадь за рот. Верхняя часть рук «принадлежит» верхней части корпуса. Нет никакой причины отводить их от корпуса, подвешивая в воздухе. В связи с этим Уильям Штайнкрауз так поясняет положение рук: «Кисти и руки находятся в правильном нейтральном положении только если рука свисает почти вертикально от плечевого сустава, локоть лишь слегка касается бедра, с которым должна чувствоваться некоторая упругая связь. Линия от локтя до рта лошади должна быть прямой (или кисть на пару сантиметров выше, не больше). Когда руки с усилием подаются вперед и вниз, плечи округляются, ягодицы приподнимаются из седла, вес переносится далеко вперед; когда локти отведены в стороны, всадник не может воспользоваться этим суставом в качестве средства изоляции кистей рук от воздействия движений верхней части туловища (например, на рыси). Руки свободно располагаются перед корпусом всадника, а локти, в расслабленном состоянии находятся впереди тазовых костей и образуют правильный угол с предплечьями. Предплечья должны указывать вперед направления у рта лошади. Руки всадника находятся впереди и по центру корпуса, примерно в четырех дюймах от тела, над холкой лошади. Следует держать их близко к друг другу, почти касаясь пальцами, кисти повернуты внутрь. Высота, на которой находятся кисти, зависит от положения лошади, которое в свою очередь определяется степенью сбора или растянутостью лошади. Положение рук всегда должно быть гибким и нельзя никогда допускать того, чтобы оно оказывалось заблокированным. Руки всегда имеют пространство для действий в размере от 6 до 8 дюймов перед корпусом. В идеале локоть-предплечье-кисть должны составлять прямую линию в направлении рта лошади, а повод при этом касаться шеи лошади с двух сторон. Постоянный чувствительный контакт рук всадника со ртом лошади может быть достигнут только в том случае, если кисти поддерживаются за счет локтей, находящихся перед тазовыми костями, через предплечье. (лучшее сравнение – это официантка, несущая поднос с тарелками супа. Она придаст своим рукам стабильное положение инстинктивно, прижав локти к бокам.) От запястья кисти должны быть слегка повернуты внутрь; всадник, опуская голову вниз, должен видеть кончики своих пальцев. Из этого положения кисти могут совершать движения внутрь-наружу на 3-4 дюйма, не двигая при этом локтями, что актуально при выполнении сгибаний, полуодержек, поворотов и переходов. Последний способ проверить правильность посадки всадника на лошадь состоит в том, что его плечи, тазовые кости и пятка должны находиться примерно на одной вертикальной линии. Пожалуй, можно закончить на сегодня. Собственно, нового ничего и нет в том, чему посвящен данный выпуск. Но после мастер-класса Дж. Морриса я почувствовала, что очень многим он необходим. Необходимо раз и навсегда уяснить все перечисленные постулаты совместного равновесия лошади и всадника, которое является залогом красивого, ровного движения, а, самое главное – залогом здоровья лошади и безопасности всадника. Разговор о посадке будет обязательно продолжен!
Использовались собственные воспоминания о мастер-классе Джорджа Морриса в КСК Комарово, а также книги: «Хантерская езда», Дж. Моррис «Метод Де Немети», Б. Де Немети «Верховая езда и преодоление препятствий», В. Штайнкрауз «На железе», статья д-ра Роберта Кука с сайта www.fincaverde.com/german/on_the_bit.html
Спасибо, что читаете эту рассылку. Я с удовольствием готовлю выпуски для нее и стараюсь делать их максимально интересными и полезными. Возникшими мыслями и сомнениями вы можете поделиться со мной, написав письмо по адресу equimagic(at)nm.ru Интересные мысли, конечно же, попадут в рассылку. Также не забывайте про наш сайт, официальный сайт компании EquiMagic www.equimagic.by.ru . В течение недели планируется обновление каталога. А пока можете побывать в разделе «Библиотека» и почитать предыдущие выпуски рассылки, которые хранятся в «Архиве».
EquiMagic – образ жизни тех, кто с конем и на коне!
С наилучшими пожеланиями, Анна Кособокова |
В избранное | ||