Загородный дом, полезные советы. Советы руководителю по постановке бюджетного управления.
Инструментов финансового управления много, и большая их часть так или иначе работает в российских условиях.
Инструменты финансового управления:
бюджетирование (технология планирования, учёта и контроля денег и финансовых результатов),
финансовый анализ,
менеджмент привлечения заёмных средств,
менеджмент размещения свободных средств,
инвестиционный менеджмент,
эмиссия, менеджмент капитала,
банкротство, антикризисное управление,
траст,
факторинг,
лизинг,
страхование,
офшоры.
Однако, реально каждая фирма использует гораздо более скромный набор приёмов управления деньгами. Как правило, здесь скрывается естественный ограничитель – недостаток управленческих ресурсов. Тем не менее существует некий minimum minimorum, с которого каждая компания должна начинать. В стартовый набор финансовых инструментов, по мнению специалистов, входит бюджетирование, а также привлечение заёмных средств и размещение свободных средств на внешних рынках. Но и в этой триаде два последние пункта занимают
подчинённое положение по отношению к бюджету.
Дело в том, чторабота с деньгами на внешних рынках не является управлением в полном смысле слова до тех пор, пока нет полного контроля за денежными потоками внутри организации. Об этом свидетельствуют нашумевшие истории банкротств ряда российских компаний – как правило, активно кредитовавшихся, – руководители которых до последнего момента не подозревали о близости конца.
В одной компании «чудесно спасшейся» от банкротства с помощью введения техники бюджетирования примерный сценарий развития событий был таков. Вначале несмотря на динамично развивающийся бизнес (как правило, ведётся уже не один проект) руководитель периодически обнаруживает, что в нужный момент денег на счетах недостаточно. Причина проста: в разных бизнесах финансовые потоки имеют разную протяжённость и структуру. Поэтому при наложении нескольких «картинок» друг на друга (у любого руководителя
есть некая финансовая «картинка» бизнеса в голове или на бумаге) получается сущий хаос.
Итак, чтобы пополнить оборотные средства, берётся кредит. Но поскольку это делается в срочном порядке, условия заведомо не оптимальны. Из-за отсутствия точной картины будущего поступления денежных средств трудно определить и оптимальную сумму и сроки займа. По этой же причине почти невозможно избежать нарушения графика платежей по кредитам, что ведёт к штрафным санкциям. Как правило, букет штрафных санкций пополняется из-за регулярного проявления финансового «закона подлости»: все платежи всегда
скапливаются вместе – именно в тот день, когда денег на счетах мало. И наоборот, из-за неконтролируемого наплыва денег на счета затрудняется налоговое планирование. Если учесть, что бизнес живёт в основном за счёт кредитов (а в ряде его отраслей средства оборачиваются довольно долго), то дороговизна используемых такой фирмой денег ведёт к тому, что финансовые проблемы нарастают как снежный ком.
Выход в бюджетировании, то есть в созданиитехнологии планирования, учёта и контроля денег и финансовых результатов.
Три принципа управления деньгами
Первый. В основе политики счёта и зарабатывания денег лежит не только бухгалтерский учёт, но и техника бюджетного управления, или бюджетирования.
Второй. Бюджетирование – это комплекс, включающий в себя:
бюджет как финансовый план по выбранным позициям;
финансовую отчётность как результат выполнения бюджета;
последовательную цепочку управленческих действий, направленных на интеграцию различных управленческих контуров в единый контур бюджетного управления.
Третий. Нужно уметь привязывать бюджеты к финансовой и организационной структуре. В противном случае ситуация оценивается только на уровне организации в целом и не понятно, чем именно ситуация вызывается.
Если у Вас малый бизнес, то делайте так:
определите менеджера, ответственного за внедрение и ведение финансового управления;
самостоятельно либо на курсах познакомьтесь с предметом;
при сколько-нибудь значительном масштабе бизнеса (число финансовых транзакций, номенклатура товаров и услуг) вручную вести бюджетирование накладно – используйте компьютер;
разработайте необходимые бюджетные формы на базе электронных таблиц либо приобретите готовый программный продукт;
определите регламент и начинайте работать.
Учтите:
сами финансовые программы бюджетирования относительно просты – сложны управленческая логистика, обеспечивающая сбор и обработку информации, а также использование этих программ в контуре управления;
предпочтительны программные продукты, содержащие руководство не только для пользователя программы (как запустить, ввести данные, построить график), но и для менеджмента компании в целом (кто, что, когда делает в рамках регламента бюджетного управления), демонстрационные примеры постановки управленческого регламента;
при хорошей постановке в компании бухгалтерского учёта (в смысле обеспечения требований финансового регламента) выбирайте продукты, интегрированные с бухучётом, в противном случае надо налаживать оперативный учёт.
Если у Вас средний и большой бизнес, то действуйте по той же схеме, что и малый, но:
попробуйте привлечь консультантов для обследования, диагностики и создания сценария внедрения бюджетного управления – это сэкономит Вам время и даже деньги.
Учтите:
обучать придётся не одного менеджера, а всех менеджеров основных финансовых служб, линейных и дивизиональных подразделений;
западные компании в подобных ситуациях используют метод специализированного внутрифирменного обучения; в российских условиях это можно сделать путём приглашений специалистов и организации обучения на рабочих местах;
для автоматизации финансового менеджмента потребуются интеграция с другими действующими подсистемами и привлечение системных управленческих интеграторов, владеющих широким спектром технологий и управленческой логистики.
Если Ваша компания находится в критическом положении, то:
бюджетирование отложите на потом;
Вам нужны консультанты по управленческому, финансовому, хозяйственному анализу для выработки программы антикризисного управления.
Учтите:
антикризисное управление не сводится к привлечению недостающих финансовых ресурсов.