Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Загородный дом, полезные советы. Советы руководителю по постановке бюджетного управления.


Инструментов финансового управления много, и большая их часть так или иначе работает в российских условиях.

Инструменты финансового управления:

* бюджетирование (технология планирования, учёта и контроля денег и финансовых результатов),
* финансовый анализ,
* менеджмент привлечения заёмных средств,
* менеджмент размещения свободных средств,
* инвестиционный менеджмент,
* эмиссия, менеджмент капитала,
* банкротство, антикризисное управление,
* траст,
* факторинг,
* лизинг,
* страхование,
* офшоры.

Однако, реально каждая фирма использует гораздо более скромный набор приёмов управления деньгами. Как правило, здесь скрывается естественный ограничитель – недостаток управленческих ресурсов. Тем не менее существует некий minimum minimorum, с которого каждая компания должна начинать. В стартовый набор финансовых инструментов, по мнению специалистов, входит бюджетирование, а также привлечение заёмных средств и размещение свободных средств на внешних рынках. Но и в этой триаде два последние пункта занимают подчинённое положение по отношению к бюджету.

Дело в том, чторабота с деньгами на внешних рынках не является управлением в полном смысле слова до тех пор, пока нет полного контроля за денежными потоками внутри организации. Об этом свидетельствуют нашумевшие истории банкротств ряда российских компаний – как правило, активно кредитовавшихся, – руководители которых до последнего момента не подозревали о близости конца.

В одной компании «чудесно спасшейся» от банкротства с помощью введения техники бюджетирования примерный сценарий развития событий был таков. Вначале несмотря на динамично развивающийся бизнес (как правило, ведётся уже не один проект) руководитель периодически обнаруживает, что в нужный момент денег на счетах недостаточно. Причина проста: в разных бизнесах финансовые потоки имеют разную протяжённость и структуру. Поэтому при наложении нескольких «картинок» друг на друга (у любого руководителя есть некая финансовая «картинка» бизнеса в голове или на бумаге) получается сущий хаос.

Итак, чтобы пополнить оборотные средства, берётся кредит. Но поскольку это делается в срочном порядке, условия заведомо не оптимальны. Из-за отсутствия точной картины будущего поступления денежных средств трудно определить и оптимальную сумму и сроки займа. По этой же причине почти невозможно избежать нарушения графика платежей по кредитам, что ведёт к штрафным санкциям. Как правило, букет штрафных санкций пополняется из-за регулярного проявления финансового «закона подлости»: все платежи всегда скапливаются вместе – именно в тот день, когда денег на счетах мало. И наоборот, из-за неконтролируемого наплыва денег на счета затрудняется налоговое планирование. Если учесть, что бизнес живёт в основном за счёт кредитов (а в ряде его отраслей средства оборачиваются довольно долго), то дороговизна используемых такой фирмой денег ведёт к тому, что финансовые проблемы нарастают как снежный ком.

Выход в бюджетировании, то есть в созданиитехнологии планирования, учёта и контроля денег и финансовых результатов.

Три принципа управления деньгами

Первый. В основе политики счёта и зарабатывания денег лежит не только бухгалтерский учёт, но и техника бюджетного управления, или бюджетирования.

Второй. Бюджетирование – это комплекс, включающий в себя:

* бюджет как финансовый план по выбранным позициям;
* финансовую отчётность как результат выполнения бюджета;
* последовательную цепочку управленческих действий, направленных на интеграцию различных управленческих контуров в единый контур бюджетного управления.

Третий. Нужно уметь привязывать бюджеты к финансовой и организационной структуре. В противном случае ситуация оценивается только на уровне организации в целом и не понятно, чем именно ситуация вызывается.

Если у Вас малый бизнес, то делайте так:

* определите менеджера, ответственного за внедрение и ведение финансового управления;
* самостоятельно либо на курсах познакомьтесь с предметом;
* при сколько-нибудь значительном масштабе бизнеса (число финансовых транзакций, номенклатура товаров и услуг) вручную вести бюджетирование накладно – используйте компьютер;
* разработайте необходимые бюджетные формы на базе электронных таблиц либо приобретите готовый программный продукт;
* определите регламент и начинайте работать.

Учтите:

* сами финансовые программы бюджетирования относительно просты – сложны управленческая логистика, обеспечивающая сбор и обработку информации, а также использование этих программ в контуре управления;
* предпочтительны программные продукты, содержащие руководство не только для пользователя программы (как запустить, ввести данные, построить график), но и для менеджмента компании в целом (кто, что, когда делает в рамках регламента бюджетного управления), демонстрационные примеры постановки управленческого регламента;
* при хорошей постановке в компании бухгалтерского учёта (в смысле обеспечения требований финансового регламента) выбирайте продукты, интегрированные с бухучётом, в противном случае надо налаживать оперативный учёт.

Если у Вас средний и большой бизнес, то действуйте по той же схеме, что и малый, но:

* попробуйте привлечь консультантов для обследования, диагностики и создания сценария внедрения бюджетного управления – это сэкономит Вам время и даже деньги.

Учтите:

* обучать придётся не одного менеджера, а всех менеджеров основных финансовых служб, линейных и дивизиональных подразделений;
* западные компании в подобных ситуациях используют метод специализированного внутрифирменного обучения; в российских условиях это можно сделать путём приглашений специалистов и организации обучения на рабочих местах;
* для автоматизации финансового менеджмента потребуются интеграция с другими действующими подсистемами и привлечение системных управленческих интеграторов, владеющих широким спектром технологий и управленческой логистики.

Если Ваша компания находится в критическом положении, то:

* бюджетирование отложите на потом;
* Вам нужны консультанты по управленческому, финансовому, хозяйственному анализу для выработки программы антикризисного управления.

Учтите:

* антикризисное управление не сводится к привлечению недостающих финансовых ресурсов.

Источник http://www.dist-cons.ru

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск опубликован при помощи плагина subscribe.ru and blogspot.com cross poster


В избранное