Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Алкоголь и человек: доступно о сложном


Информационный Канал Subscribe.Ru


Объективное коньяковедение или Рассуждения на трезвую голову


Обагренный пурпурным закатом вечер посылал прощальные приветы уходящему дню. Слабые лучи солнца, несмело освещая каюту белоснежной яхты, падали рубиновой слезой в бокал с коньяком. Набежавшая волна, качнув судно, привела в движение благородный напиток. Янтарная жидкость, облизнув бока тюльпанообразного бокала, тонкими струйками медленно потекла вниз. Поведение коньяка говорило о его почтенном возрасте (от 30 лет и старше), высокой стоимости и великолепном вкусе хозяев.
Блеснувшая в розовом свете заката золотая надпись на пузатом сосуде обозначила производителя драгоценного нектара - старинный коньячный дом Hennessy. В бокале - король коньяков Richard Hennessy ($3000) - венец творения семи поколений виноделов, созданный на основе нескольких сотен коньячных спиртов. Возраст некоторых из них достигает 200 лет.
Бравада мыльного пузыря
А теперь представьте, что эта красиво нарисованная картинка - всего лишь мыльный пузырь, который лопается о колючую прозу жизни. Ведь если рассуждать трезво, становится ясно - французы окружили свой коньяк ореолом таинственности и ценовой недоступности. Взять хотя бы пьесу Жан-Клода Брисвиля "Ужин", в которой Талейран обучает министра Фуше пить коньяк. "С вашего позволения, коньяк так не пьют, - говорит дипломат. - Взгляните, пожалуйста. Вы берете бокал, греете в ладони, слегка вращаете, чтобы влага источала аромат. Потом подносите к губам, вдыхаете". Фуше вскидывает брови: "А дальше?" Талейран удивляется: "Дальше? Ставите на стол". Красиво сказано, неправда ли? Но всегда ли такое благоговение обоснованно?
Пить или вдыхать?
Даже Достоевский успел высказаться на эту тему: "Вряд ли состоялась бы человеческая цивилизация, если бы люди не уверовали в Бога и если бы не было коньяка". Однако любителей целыми часами смаковать десять грамм элитного коньяка в мировом масштабе становится все меньше. Что же касается российских поклонников Бахуса, у нас любят потреблять алкоголь довольно внушительными дозами. А если цена бутылки $400-500 и тем более - $1500-3000?
Держи марку!
В этой фразе кроется множество подводных камней. Взять хотя бы Hennessy - один из самых известных брендов в мире. Пить его престижно, и это факт. Однако если рассматривать напиток не с точки зрения его легенды, становится ясно: сей продукт поднялся на вершину славы не столько благодаря своему превосходному качеству (о вкусах не спорят), сколько грамотно построенному маркетингу. Добавьте сюда особую классификацию, изобретенную в 1865 году правнуком основателя фирмы Морисом Хеннеси, и вы получите фактор успеха. В качестве отличительного признака для своих коньяков он выбрал знак звезды. Эта классификация была придумана для обозначения среднего возраста коньячных спиртов, входящих в состав коньяка. А также для того, чтобы покупатель сразу видел разницу между продуктами. Так появился на свет коньяк "Три звездочки". Сегодня он называется VS (Very Special). За ним последовали VSOP и XO (Paradis Extra, классификация выше ХО, была придумана только в последние пятьдесят лет). Эта маркировка со временем стала обозначать класс коньяков во всем мире. И теперь аббревиатура, рожденная в XIX веке, используется всеми производителями элитных коньяков.
Азбука для начинающих
Все коньяки - бренди, но не все бренди - коньяки. Обычный бренди можно приготовить путем перегонки любого вина, и вино можно получать не только из любого винограда, но и почти из любых фруктов. Ценность и эксклюзивность коньяка определяется производством его в небольшой зоне Франции и соблюдением строжайших правил, базирующихся на традициях и заложенных в основу французских законов с 1909 года.
Так вот, рождение коньяка происходит после того, как коньячные спирты достигают идеальной зрелости. Далее начинается процесс купажирования, которым занимается особый мастер - купажер. Именно он создает характер каждого коньяка.
Самый молодой коньяк в купаже определяет его классификацию: VS - по меньшей мере 2,5 года; VSOP - не менее 4,5 лет; другие - от 6,5 лет и старше.
Купажированный коньяк выдерживается в специальных бочках еще несколько месяцев для достижения наилучших характеристик.
Вы сами можете определить выдержку коньяка, оказавшегося на вашем столе. Для этого надо взболтать коньяк в бокале и понаблюдать за скоростью, с которой капли стекают по стенкам. Коньяк трех-пяти лет выдержки стекает мгновенно. А коньяк от 30 лет и больше задерживается на четверть минуты. Стекающие струйки должны быть тонкими. Если они слишком густы, это говорит о повышенном содержании жженого сахара.
Пить коньяк принято из больших бокалов, зауженных кверху. Стекло сосуда должно быть бесцветным и желательно без всякой алмазной грани, для более четкой передачи игры цвета. Заполняют примерно одну восьмую емкости бокала и держат его так, чтобы ножка находилась между средним и безымянным пальцами, а донышко покоилось на ладони. Так напиток согревается теплом руки и наполняет бокал своим изысканным ароматом.
Чтобы уловить его, не обязательно иметь нюх как у собаки, достаточно нескольких тренировок под руководством асов. Соблюдая последовательность, вдохните сначала аромат на расстоянии указательного пальца от края бокала. На этом этапе профессионалы легко определяют возраст напитка. Потом еще раз вдохните, но уже ближе к стеклу. Так вы почувствуете особенности винограда, из которого коньяк произведен. На последнем этапе поднесите бокал ближе к носу, и вы сможете определить качество выдержки спиртов.
Философия продвижения коньяка
Философия продвижения продукта на российском рынке у коньячных домов сводится прежде всего к спонсированию различных мероприятий. Например, Hennessy - напиток элитный и мероприятия спонсирует соответствующие. Этот коньячный дом активно поддерживает "Кинотавр", а также премьеры фильмов, не рассчитанные на массового потребителя. Фильм Александра Сокурова "Телец", безусловно, относится к разряду интеллектуального кино. Именно поэтому в его демонстрации принимала спонсорское участие фирма Hennessy. И разумеется, Hennessy не обходит стороной показы мод, светские вечеринки, а также сигарные вечера.
Элитные виды спорта - верховую езду и гольф - спонсировать стремятся практически все коньячные дома. Martell - член клана Pernod Ricard - считается вторым по объему продаж в мире после Hennessy. Но в Великобритании, Италии, Бельгии, Сингапуре и Малайзии этот коньячный дом занимает почетное первое место. У Martell более молодая, но не менее состоятельная аудитория, чем у Hennessy. Предпочтение он отдает светским вечеринкам с участием звезд театра, кино, эстрады.
Дом Courvoisier велосипеда изобретать не стал и также большую часть внимания уделяет моде. Это и показ Версаче в Пушкинском музее. И демонстрация шляпок Ирины Гафиной в зимнем саду Большого театра. И традиционная поддержка Московской Недели моды. Создан также клуб любителей коньяка Courvoisier и кафе с одноименным названием, что делает эту марку ближе к народу.
Общество не-анонимных не-алкоголиков
Журнал "Карьера" провел небольшое исследование среди крупнейших компаний, работающих на отечественном рынке.
Наиболее коньякопьющими оказались банки. Популярности напитка у банкиров способствует солидность и не самая низкая цена коньяков. Абсолютный лидер - Альфа-банк, где коньяк Hennessy не только выступает в качестве рабочего напитка на переговорах топ-менеджеров во всех офисах компании от Калининграда до Владивостока, но даже составляет неотъемлемую часть корпоративной истории компании. Александр Гафин, вице-президент Альфа-банка: "Так повелось, что среди топ-менеджмента и руководителей филиалов нашего банка сложилась мода на употребление Hennessy, который в настоящее время является частью корпоративной истории Альфа-банка. Я сам очень люблю и уважаю этот мягкий и красивый напиток. У меня на даче собрана библиотека коньяка Hennessy, занимающая целую стену. Обычно все думают, что это какая-то обширная энциклопедия. На самом же деле это коньяк в специальной упаковке в виде книг. Я лично знаком с теперешним представителем Дома Морисом Хеннеси и даже бывал в его знаменитых подвалах. Что же до моих личных пристрастий, то мне очень нравятся арманьяки, а вернее, даже басарманьяки, обладающие более легким и изысканным вкусом. Хорошая компания, камин, коньяк и сигары оставляют в душе лучшие воспоминания. А если еще и музыка, так это совсем замечательно".
На втором месте рекламные агентства, занимающие в вопросе "пить или не пить коньяк" некую промежуточную позицию. Во многих агентствах признались, что на корпоративных праздниках коньяк употребляют, и с огромным удовольствием, но в ранг официального напитка он возводится редко. И тем не менее Hennessy и Martell являются главными корпоративными напитками известного рекламного агентства "Максима". По заверениям руководителя PR-отдела "Максимы" Елены Лебедевой, среди руководства компании очень много настоящих ценителей этих марок крепкого напитка. Особенно в представителях этой сферы подкупает растущий демократизм по отношению к традиционным атрибутам престижности. Дмитрий Чернышенко, генеральный директор продюсерского центра DTV МА, признается: "Сказать, что очень хорошо разбираюсь в коньяках, не могу. Для меня коньяки выше классификации XO неразличимы по вкусу. Я не совсем понимаю эти ритуалы, когда люди собираются только затем, чтобы подышать коньячным ароматом, а затем поставить бокал обратно на стол. Особенно когда 50 грамм такого напитка стоят $200 - тогда вдыхать и ставить можно до бесконечности. Я предпочитаю коньяки любых марок уровня XO. Обычно это Hennessy или Remy Martin. Они подходят мне по статусу и нравятся моим гостям. А на самом деле больше всего я люблю папин коньяк. Мой папа живет в Сочи и сам делает коньяк из домашнего вина. Когда возраст этого коньяка достигает трех лет, мы его и употребляем".
Несмотря на существующий стереотип устойчивости связистов к алкоголю, почетное третье место в исследовании заняли телекоммуникационные компании. Олег Буданцев, большой ценитель коньяка и директор юридической службы ЗАО "Соник Дуо" (оператора сети "МегаФон") в московском регионе: "Спиртные напитки употребляются нами не ради пития, а чтобы было чем наполнить бокалы на корпоративных праздниках. К тому же хорошим напитком можно "подмаслить" переговоры. Чем лучше напиток, тем больше партнеру кажется, что его ценят и принимают как дорогого гостя. Вообще, гость тем дороже, чем он дороже обходится компании. И это - правильно. Марки коньяков Martell, Courvoisier, Remy Martin, Hennessy стали неким представительским стандартом. Что же до личного выбора, я предпочитаю сладкую комбинацию коньяка Comandon VSOP и ликера Benedictine DOM".
Последний писк коньячной моды
Мир не стоит на месте и продвинутые персонажи предпочитают нынче эклектику. Модерн, замешанный на барокко, ампир на хай-теке, классику на минимализме, коньяк на апельсиновом соке... Да, да, именно то, что еще совсем недавно считалось в глазах консервативной общественности настоящим вандализмом.
Под влиянием ветра перемен былые каноны стерлись и ведущие шесть коньячных домов предложили новую тенденцию употребления коньяка. Теперь категория VS - стартовая марка всех производителей - используется в качестве основы для коктейлей. Эти коньяки обладают довольно жестким вкусом и подаются в виде аперитива со льдом или же с ледяной водой, а также апельсиновым или яблочным соком.
Безусловно, это продуманный рекламный ход и своего рода заигрывание с молодежью - желанным потребителем для коньячных домов. Так что если вам заблагорассудится выпить коньячка с кока-колой, а бармен удивится, значит, вы попали в отставшее от моды заведение. И оно - не для вас.
Последние нововведения комментирует Евгений Баланов, член правления ОАО "Комбеллга", коньяковед со стажем, употребляет коньяк еще с тех времен, когда стоил он 4 руб.12 коп. за бутылку: "Я предпочитаю армянский коньяк - он импонирует тем, что его можно пить всегда, и даже за едой. Hennessy употребляю отдельно, как, собственно, и предписывает этикет. Но особенно приятно, что сегодня все коньячные дома выступают за демократизацию общепринятых правил и сами предлагают пить коньяки за едой, охлажденными, а также использовать их в качестве основы для всевозможных коктейлей".

ГРАФИК 1. Доли марок коньяка на российском рынке*

Hennessy 42,9%
Martell 12,8%
Remy Martin 9,2%
Otard 6,8%
Camus 3,2%
Gaston de Lagrange 3,2%
Gautier 2,5%
Courvoisier 2,5%
Bisquit 2,1%
Другие 14,8%
* По данным Таможенного комитета РФ за 2001 год.
(15 сентября 2002, "Карьера", АННА КИСЕЛЕВСКАЯ, ОЛЬГА ЮРЫШЕВА)



Легкого похмелья! Opohmel.Ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное