Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Опохмел: как много в этом слове


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

За стеклом - 40 градусов

Кадык как лифт для водки.
Обычно он не интересует меня, он кажется мне скучным. Но однажды мы - вместе. В одной компании, за одним столом. Его глаза блестят. Он - яркий, обаятельный, остроумный. Он все понимает, все чувствует, не стесняется громких слов, не боится сентиментальностей, и я влюбляюсь в него, удивляюсь ему, не могу понять, как не разглядела раньше. И так еще раз. И еще. Пока, наконец, я не поняла.
Теперь я знаю ключик, который его заводит. Нужно дать ему выпить. Тогда он оживет, оживает. Я еще не знаю, что он оживает не как засыхавший цветок, а как мумия из фильма ужасов. Я просто помню из детства: если кому-то хочется пить - нужно дать ему напиться. Я помню про Добра Молодца, странника, мучимого жаждой. Я не помню про "не пей, козленочком станешь". Мне нравится, когда он пьет...
Почему они это делают? Я не имею в виду по-настоящему пьющих людей. Я имею в виду обычных, нор-маль-ных людей, не алкоголиков, конечно, нет. Обычные, интеллигентные, читающие, рассуждающие, неглупые, знающие цену, сознающие бесценность, приятные, славные, "пошли покурим", анекдоты, политика, экономика... И... "господа, не вижу повода не выпить!" Они пьют не тогда, когда - горе или счастье. Они пьют - просто.
Почему-то им НАДО выпить. Я хочу понять, почему.
На прошлой моей работе была забавная традиция, привитая, что характерно, "сверху". Дважды-трижды в неделю (не считая всяческих праздников) в добровольно-принудительном порядке у сотрудников собирали деньги - по чуть-чуть. Кого-нибудь отправляли в соседний гастроном купить водки, черного хлеба, чесночного майонеза и такой штуки, называется "пресервы" (куски селедки в сильно пахнущем рассоле). Пили, закусывали. Выясняли отношения, ругались, смеялись, отправляли за новой, говорили "за политику и смысЫл жиСТи", плясали и даже, кажется, пели "Бывали дни веселые".
Потом нужно было жить дальше. И мы жили дальше, мучительно ожидая следующего спонтанного сабантуя, пока кто-нибудь не срывался и часов в пять вечера деланно-весело не говорил то самое: "Господа, не вижу повода не выпить".
Невероятная близость, раскованность, абсолютное понимание и... и все-таки да, любовь. Тебе жалуются, тебе плачут, тебе рассказывают самое-самое, ты кладешь руку на плечо, даешь советы и давишься сочувствием, и ближе - нет, ближе никого нет, отныне и вовеки. Тебя целуют, ты целуешь; эй, вы, вам недоступно такое, никогда не будет, как прежде, у меня есть брат, у меня есть сестра, в грозу и в холод, где бы ни, когда бы ни, мы всегда, мы обнимаем друг друга, мы - Р-Р-РАДНЫЙ-Е-Е!!!
На следующий день забудутся идеи и прожекты, которыми мы пузырились. На следующий день, помимо похмелья, мы будем испытывать тонкую смесь неловкости, отрезвления во всех смыслах и странного ощущения сообщничества, единения ("мы там были, вас там не было, мы знаем, вы не знаете" или "как мы вчера, скажи, да?").
Так будет много раз, а потом один из нас переступит черту. Мы увидим, как он меняется на глазах, самый слабый из нас. Мрачный и злой с утра, не здоровается, не смотрит в глаза, потому что не помнит, что делал вчера, и боится спросить. В одиннадцать плетется в бар "поправляться". В двенадцать - за "первой". Ему все лучше, он все веселее, он хлопает по плечу врагов, он уже счастлив. Его движения смазанны, расплывчаты, нелепы, его шутки непонятны. Его лицо стало обрюзгшим, глаз не видно, его пальцы дрожат. Однажды он ворвется к вам, возмущенный, он будет бегать туда-сюда и кричать: "Ты представляешь, так и сказал, мол, ты уже алкоголик, это я-то!!!" Один из вас переступил черту, и вам его жаль, но он - не пример. Он - СЛУЧАЙ. И вы продолжаете праздновать.
...Скамейка. Мы "выясняем отношения". Он выясняет, я молчу. Потому что не понимаю, чего он завелся. Он мрачен и преисполнен трагизма, он машет на меня рукой и морщится. Каждые пять минут он отправляется "отливать", не заботясь о том, чтоб его никто не увидел, победно оповещая о намерениях всю округу и почему-то именуя дерево "горшком". Возвращается он зигзагами, садится, едва не промахиваясь. И говорит, говорит - громко, театрально, пафосно, забывая слова, спотыкаясь, заикаясь, теряя мысль. Это, наверное, очень смешно, не происходи это со мной. Я не верю, что это происходит со мной. Он называет меня не моим именем, и я не знаю, оговорился он или... Потом он склоняет голову ко мне на плечо, и я понимаю, что сейчас он заснет. Я предлагаю отвезти его домой, вызвать такси, что угодно... Он обижается, он возмущен, он трагически цедит сквозь зубы, что ему не нужна моя жалость и что он презирает дешевые попытки откупиться, замаскированные под дружеское участие. Тогда я заставляю его лечь на скамейку, он кладет голову мне на колени и засыпает. Он спит так несколько часов, во сне он бормочет, смешно матерится с уменьшительными суффиксами, а я думаю, что будет дальше.
У меня кончились сигареты...
"Пошел в комнату, с тоской посмотрел на пустую бутылку. Вытащил из шкафа полную, самую уж последнюю? скрутил ей голову, долго глотнул... Вот так. И черт с ней, с печенью. И с ними со всеми". А. Кабаков.
Довлатов. Алешковский. Высоцкий. Шукшин. Нагибин. Ефремов. Самойлов. Это - навскидку. От книжной страницы исходит запах алкоголя. Это искушение - пострашней многих: "властитель дум" исподволь подталкивает тебя, будит жажду.
Они пишут легко и весело, и даже если они пишут об ужасе этой жажды, это все равно привлекает. Мерзко, потому что нечестно: работяга с восьмого этажа просто квасит, не подтасовывая фактов, не оправдывая, не обосновывая, а интеллигент с третьего, изволите ли видеть, тоскует. Работяга с восьмого - про Нинку-паскуду, интеллигент с третьего - об экзистенциальности декаданса. Сегодня уже не оправдаться бурлением наглухо закрытого котла, давлением, мукой и несвободой. Что сегодня заставляет пить? Деньги? Работа до седьмого пота? Любовь? Нелюбовь? НО ЭТО ЖЕ ГЛУПО! Я разлюбила праздники. Дни рождения друзей, посиделки в кабаке, выезды на природу. Хуже всего - застолья. Я не могу не наблюдать за ним. Он знает, что я знаю, что он знает, - и так далее... Первая, вторая. Он спокоен. Пятая. Он обаятелен, ему весело. Дальше. Ему очень весело, он не обаятелен. Дальше, дальше. Истории, которые я знаю наизусть. Глупые ухаживания. Громогласные обиды. П-п-п-пр-р-радалжаем-м-м разговор...
Я могу шипеть на ухо. Я могу с деланно-небрежным видом отставлять подальше бутылку или прикрывать ладонью его рюмку. Я могу замолкать, демонстративно обижаться, уходить на кухню и там сидеть, мрачно пялясь в окно. Я могу пить вровень с ним, делая вид, что ничего не происходит, и пытаясь получить хоть каплю удовольствия. Финал будет один и тот же.
Загадка: почему, зная о финале, нас все же продолжают приглашать? Все закончится тем, что я буду униженно бормотать "ребята, извините", поддерживая его плечом и одновременно пытаясь выдвинуть его из квартиры. А потом мы будем спускаться по лестнице, и это будет очень долго, потому что я не должна позволить ему упасть и скатиться вниз по ступенькам. Он бормочет, поет, задыхается, икает, философствует, жалуется, матерится и признается в любви...
...Я захожу к нему на работу. Пятница, будь она неладна. Конец дня. Традиционный расслабон плюс чей-то день рождения. Весело. Даже мне. Мы танцуем, в процессе влетая в дверь этаким вратарским броском и обрушиваясь в коридор. Ха. Ха. Ха. И мы, наконец, идем домой. Мы идем домой очень быстро. Он с трудом удерживается от рвоты, молчит, стиснув зубы, только идет все быстрее, крепко вцепившись в мою руку, волоча меня за собой.
Со стороны это, наверное, забавно: он движется преувеличенно прямо и целеустремленно, а я - этаким прицепчиком, который зигзагами мотает за его спиной. Я задеваю прохожих, но не успеваю извиняться. Дома он падает на кровать лицом вниз, чуть поворачивает голову, и его обильно и мучительно рвет - частью на постель, частью на пол. Я колеблюсь: сначала стащить с него ботинки или принести таз? Или в первую очередь вытереть пол? Я несу таз, и его немедленно начинает снова рвать.
Мне очень противно...
"- Зачем? Ну, слушай. Первое - это дефицит общения. Когда появляется иллюзия, что вокруг - множество людей. Такой искусственно расширенный круг знакомых. Так-то ты ходишь, такой весь умный, одинокий и непонятый, поговорить не с кем. А тут планка снижается, любая сказанная банальность воспринимается если не как откровение, то как мысль, претендующая на самостоятельную ценность. Разговор кажется невероятно тонким, хотя если б писать все это на магнитофон и потом послушать, на следующий день придешь в ужас. И моментально налаживаешь контакт с кем угодно, с любым дядей Васей.
Второе - открывается такая "пятая дверь", еще одно измерение. И там ты можешь существовать в отрыве от реальной действительности. Появляется возможность отодвинуть все проблемы, все, что тебя тревожит, мучает.
Третье - романтизм. Гнилой романтизм. Поэзия декаданса. Вот как я себя медленно убиваю. Трезвому человеку быть в пьяной компании невозможно, уже от одного того, что видишь и слышишь, напьешься. И многое зависит от того, с каким настроем ты садишься. Мне один человек еще сказал когда-то правильную вещь: важно, с какими людьми пьешь. С хорошими - никакого похмелья не будет, с плохими - утром головы повернуть не сможешь.
Иногда люди пьют в плохом настроении, чтобы его улучшить. Такой настрой: а, гори оно все огнем! И есть депрессивная пьянка, когда человек садится пить, чтобы стать еще сентиментальнее, чтобы себя жалеть и, может быть, чтобы его пожалели.
Есть, конечно, какие-то стадии - подобреть, погрустнеть. Люди попроще становятся агрессивными. Кто-то, наоборот, в итоге размякает. Никогда не следил, после какой конкретной рюмки наступает конкретная стадия, но они есть, конечно.
Еще, помню, один человек мне сказал, я запомнил: "Когда хочу поговорить с самим собой, беру ящик портвейна, выкупаю купе в "Красной стреле" и - туда и обратно, один".
Уже очень, очень поздно. Практически середина ночи. Уже пошли первые троллейбусы. Может, он играет в карты. Может, строит вечные идиотские планы с верным другом-мечтателем. Может, он просто где-нибудь пьет.
Я не сплю, потому что по-дурацки волнуюсь. Я сижу на кухне и раскладываю пасьянс. Звонок. Они вообще-то прислонили его к стене, судя по всему. Но он каким-то образом переместился и уперся дурной своей головой в дверь. Поэтому, когда я открываю, он буквально впадает в квартиру, прямо на меня. Я чудом удерживаю его, пячусь, бьюсь плечом об угол, волоку его к кровати и только потом понимаю, что он, кажется, без сознания. Ему очень плохо. Он мычит, но по-прежнему не приходит в себя.
Я ругаюсь матом. Я причитаю (чуть ли не "потерпи, миленький", как фронтовая медсестра на поле боя). Неуклюже бью его по лицу. Бегаю в ванную за холодной водой, и она все время кажется мне не холодной. Я засовываю пальцы ему в рот, но у меня ничего не получается. Я очень боюсь. Вызываю "скорую"...
"- Один врач мне однажды рассказал. Есть три стадии алкоголизма. Первой страдают 80% мужчин - психологическая зависимость. Вторая - физиологическая зависимость, когда человек не может функционировать, не выпив энное количество. Третья... Посмотри на любого бомжа, увидишь третью: человеку достаточно мизерного количества, чтобы вырубиться, печень - мертвая, половые функции нарушены, половые различия как таковые теряются, не отличишь женщину от мужчины. И он, этот врач, мне сказал: ты просто примерь на обычного человека костюм бомжа, и поймешь, есть у него третья стадия или нет.
"Первые признаки алкогольного опьянения - появление блеска глаз, некоторое покраснение лица, повышение продукции сальных желез. Опьяневший ощущает тепло и приятную расслабленность, повышается аппетит. Возникает ощущение общего психического и физического удовлетворения... Вторая стадия: расширяются зрачки, активность возрастает на фоне снижения качества функций - движения размашистые и плохо согласованы, речь излишне громкая, смазанная, мимика нарушена, концентрация внимания затруднена; отмечается переоценка своих качественных возможностей. Растормаживаются инстинкты и проявляются скрытые особенности личности и переживания, контролируемые в трезвом состоянии... Далее возникает состояние оглушения и сужения сознания, двигательной заторможенности, ухудшение настроения..."
Популярная медицинская энциклопедия.
Дальше там - о потере ориентации, утраченной связи переживаний, потом - рвота. Потом еще - о нарушении сознания, замедлении дыхания, сердце, сосуды, кошмар, ужас, и кома, наконец, выделенная шрифтом, вот так: кома. Начинаешь, как у Джерома Джерома, примерять симптомы на всех знакомых: "алкогольное опьянение становится единственным состоянием, при котором испытываются удовлетворенность и ощущение благополучия. В отсутствие спиртного, даже при самых благоприятных обстоятельствах, появляется раздражительность, рассеянность, падает работоспособность. После приема привычного количества настроение улучшается, вновь повышаются физический тонус и интенсивность психической деятельности, концентрация внимания и др.".
Все - о вреде, ничего - о пользе.
Все. Все. Теперь - действительно все. Уже никаких выяснений отношений, никаких проблесков, ничего. Его нет, я есть, и никакого чувства вины. Но почему-то мне плохо. Мне плохо. Плохо. Я хожу взад-вперед. Лежу. Сижу. Думаю. Не думаю. Плюю в пепельницу. Вожу окурком в кофейной чашке. Надо что-то. Надо как-то... Не знаю... Я соберусь потом, да, обязательно, начну что-то, пойду куда-то. А пока мне хочется выпить. Разогнать туман. Согреться. Расслабиться. Он оставил там что-то, в холодильнике. Там должно что-то быть. Там всегда что-то есть.
Я хочу пить.
Леся ОРЛОВА (опубликовано в Новой газете, 17 Августа 2000)


На сегодня все. Легкого похмелья!

алко-Copyright Вадим Водкин & Opohmel.Ru, 2000-2001 (Компиляция предназначена для производства любых действий, не противоречащих законодательству РФ)


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное