Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обо всем понемногу - полезные советы для всех и обо всем


Здравствуйте уважаемые подписчики!

Приглашаю вас ознакомиться с новыми материалами сайта

Обо всем понемногу .

Когда магазин не прав…

Магазин

Всегда ли магазин прав?

Нечаянно разбил бутылку вина в торговом зале — и тут же достаешь кошелек, чтобы заплатить и загладить вину.
Охранник магазина требует показать содержимое сумки, и вот уже покорно раскрываешь сумку, чтобы он изучил её содержимое.
В супермаркете не меняют бракованный товар, потому что нет чека, — и несешь домой новенький миксер, который проработал всего сутки.
Почти все россияне чуть ли не каждый день ходят в магазин, но многие из них так и не знают своих прав.

Подобные ситуации случаются довольно часто, особенно в магазинах самообслуживания, где товар расположен в прямом доступе и вы можете его потрогать, и при желании, положить в корзину для покупок.

Рассмотрим пример, когда, допустим, Вы случайно задели рукой бутылку с кетчупом, стоявшую на полке, и она разбилась. Казалось бы, всё просто, и вина магазина налицо — злополучная бутылка с кетчупом стояла неудобно, и покупатель не виновен в этом инциденте. Но, на самом деле в этой ситуации есть нюансы, которые могут трактоваться  в пользу покупателя, и в тоже время здесь может оказаться прав магазин.

Давайте рассмотрим эту историю подробнее.

Многие потребители считают, что покупатель не должен платить за товар, который он случайно испортил в магазине, так как пока покупатель не оплатил товар на кассе, его владельцем считается торговое учреждение. Соответственно, все расходы за испорченную вещь (в нашем примере за разбитую бутылку кетчупа)  ложатся на магазин. Да, в некоторых магазинах риски порчи товара, как правило, закладываются в его стоимость, и несет их магазин, но не везде. Так, в сетях эконом- класса, где стоимость товара ниже, риск порчи не вносят в цену, чтобы сделать цену дешевле.  Тут администрация магазина, несомненно, потребует возместить стоимость.
Конечно, магазин,  может пойти Вам навстречу, и не требовать оплатить  разбитую бутылку кетчупа, так как, если покупатель откажется ее оплачивать, взыскать сумму ущерба  через суд будет стоить гораздо больше самого ущерба.
Однако, если магазин захочет получить с Вас стоимость испорченного товара, он сможет это сделать совершенно законно.

Так согласно статьи 459 Гражданского кодекса РФ, «Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю».
А статья 493 ГК РФ разъясняет, когда продавец исполнил свои обязанности по передаче товара: «Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи … договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара».

Вроде бы все логично: пока товар не оплачен и не получен чек, оплатить испорченный товар с Вас никто не может потребовать, однако же это не так.

Здесь есть одна тонкость: пока Вы не оплатили товар, Вы не являетесь покупателем, а значит в сложившейся ситуации в отношении Вас действует статья 1064 ГК РФ: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».

Вот поэтому магазин имеет право потребовать от вас оплатить испорченный товар, а если вы не согласны — добиться своего через суд, но та же статья 1064ГК РФ гласит, что »Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине».

Если вы взяли бутылку в руки и не удержали ее, то в этом полностью ваша вина и придется эту бутылку оплатить, но если Вы разбили эту бутылку, протискиваясь в тесном проходе, или проходе, заставленном коробками, то  в этом полностью вина магазина и вы имеете право не оплачивать испорченный товар.

Согласно существующим нормам  расстояние между параллельно расположенными стеллажами должно быть не менее 1,4 метра, а в больших торговых залах и того больше, например, при торговой площади свыше 400 м2 ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна быть не менее, 2,5 м.

Если Вы видите, что эта норма нарушена, смело грозите жалобой в Государственный пожарный надзор. Если действительно к порче товара привело это нарушение, от требований продавца не останется и следа, так как за подобное нарушение Администрация магазина может быть привлечена к административной ответственности.

Итак, давайте разберем случаи, когда магазин не прав, а когда покупатель.

Когда магазин не прав…

  • если в торговом зале узкие проходы, которые не отвечают нормам, или эти проходы заставлены товаром, коробками;
  • если на стеллаже товар размещен неустойчиво и взяв один товар, можно уронить другой;
  • если в магазине вымыли пол и подскользнувшись на нем, Вы испортили товар или разбили его;
  • если товар испортился или разбился, упав с ленты на кассе;

Если по указанным выше причинам, товар случайно был испорчен покупателем, вина полностью лежит на магазине, и никто не вправе требовать с Вас возмещения ущерба.

Если все же это происходит, смело требуйте жалобную книгу, напишите в ней все, что случилось. Еще в этой ситуации потребуйте, чтобы магазин составил  акт о порче товара, в котором обязательно напишите свои выводы по этому поводу, например, что в проходе был мокрый пол или ширина прохода не соответствует нормам.

Необходимо также найти, как минимум двух свидетелей случившегося (это могут быть Ваши спутники или другие покупатели магазина). О своем нежелании оплачивать стоимость испорченного товара нужно сообщить магазину и, если администрация желает, она может потребовать возмещения через суд. Вы имеете на это полное право. Обычно в 99% случаях никто судиться с Вами не будет, ведь это значит подвергать магазин дополнительным проверкам, при которых вскроется, что расстояние между рядами действительно меньше, чем установлено законодательством. Штраф в этом случае будет намного больше, чем стоимость испорченного Вами товара.

Также имейте в виду,  что для составления акта потребуются Ваши паспортные данные, но требовать документы могут только сотрудники милиции, но никак не продавцы или охранники, поэтому свои паспортные данные Вы можете просто продиктовать.

В случае, если охранник магазина не выпускает Вас до тех пор, пока Вы не оплатите стоимость испорченного товара (а он имеет на это право — Вы посягнули на чужую собственность), напомните ему, что статья 203 Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет за превышение полномочий служащими ЧОП. Сотрудник охраны должен остановить вас вежливо и аккуратно. Вежливо сообщите охраннику, что Вы готовы возместить ущерб, но только после того как Ваша вина будет доказана судом.

Таким образом, отправляясь в магазин, будьте внимательны и осторожны. Если Вы уверены, что магазин не прав – не бойтесь, закон на Вашей стороне.

  • Охранник не может обыскивать.
    Это прямо запрещает закон «О частной детективной и охранной деятельности». Если сотрудник охраны магазина требует показать сумку, то покупатель может ему в этом отказать. Обыскивать человека, в том числе осматривать его сумку, могут только компетентные органы, например милиция.
    Исключением является тот случай, когда охранник, как говорится, поймал за руку. Но и в этом случае он имеет право только задержать и вызвать милицию. Правда, сделать это охранник имеет право, даже если лично не видел, как покупатель что-то воровал, а руководствуется только подозрением. Если же подозрения не подтвердятся, то это будет моральным оскорблением покупателя, за что можно требовать компенсацию.
    Покупатель, которого неправомерно задержали или подвергли досмотру, может смело писать заявление в милицию. Незаконное задержание, согласно Кодексу об административных правонарушениях, наказывается штрафом в 500 руб., а если бы при этом применяется сила, штраф возрастает до 40 тыс. руб.
  • Сумки можно брать с собой. Покупатель не обязан оставлять большую сумку в ячейке перед входом в магазин. Никто не вправе заставить его сделать это. Ни в одном законе или документе не прописано, что покупатель должен это делать. Правда, чтобы снизить риск воровства, Вашу сумку могут предварительно  упаковать в специальный пакет. Подобные меры действуют уже во многих сетевых магазинах. При этом, за сумку, оставленную в ячейке, несет ответственность магазин. И если её украли, то торговое учреждение должно возместить её стоимость.
  • Вернуть товар обратно можно без чека. Покупатель имеет право обменять или вернуть бракованный товар без кассового или товарного чека. Даже если у него нет вообще никакого документа, подтверждающего факт покупки товара именно в этом магазине. Согласно закону «О защите прав потребителей» (глава 2, статья 18) это не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. В данном случае доказать, что товар куплен именно в этом магазине, могут свидетели, например супруг или друг, которые при этом присутствовали. Это прописано в законе «О защите прав потребителей» (глава 2, статья 25). Причем обменять на основе свидетельских показаний можно не только товар с браком, но и вещь надлежащего качества, если она не подходит по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Правда, тут действует ограничение: обратиться в магазин с этой просьбой нужно в течение двух недель со дня покупки.

Когда не прав покупатель…

  • если Вы взяли в руки товар, и по неосторожности выронили его и разбили;
  • если к порче товара привело Ваше «неестественное» поведение в торговом зале (бег, драки, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и т.п.);
  • если Вы намеренно разбили тот или иной товар (например, взяли в руки бутылку дорого виски и со словами «вот вам, буржуи» со всего размаху кинули бутылку об стену);

В этих случаях Вы причинили магазину ущерб по своей вине и обязаны его возместить в полном объеме. После оплаты этот товар становится Вашей собственностью, и Вы теоретически можете собрать остатки огурцов из разбившейся банки и забрать их. Стоит отметить, что в данном случае статья 18 («Последствия продажи товара ненадлежащего качества») Закона о защите прав потребителей не применяется, и Вы не сможете потребовать от продавца заменить товар ненадлежащего качества на аналогичный. Ведь в данном случае Вы являетесь не покупателем, а ответчиком. Так же магазин не станет для Вас собирать и мыть эти огурцы.

Куда жаловаться…

На мокрые полы, неустойчивое расположение товара на полках — в Роспотребнадзор.

На узкие проходы, на коробки между стеллажами — в Государственный пожарный надзор.

 


В избранное