Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Натуральное мыло ручной работы Вода. Масло. Жир. Эфир


Здравствуй, мыловар!

       Сегодня поговорим, о главных  компонентах, без которых собственно не получиться мыла. Это - жидкость и жир.
ЖИДКОСТЬ      Для приготовления мыла чаще всего используется вода или иная жидкость (чай, молоко, вино, кофе другое), в зависимости от рецепта. Вода для приготовления мыла должна быть идеально чистой, лучше всего, дистиллированной и свежей. Подойдет даже дождевая вода или вода из колодца, если она мягкая. Ни в коем случае не используйте жесткую воду, полную минералов и кальция. Жесткая вода негативно отражается на качестве пены готового мыла: оно меньше пенится. При использовании жесткой воды, кроме этого, могут образовываться пятна в структуре готового мыла.  

       Необходимое количество воды для рецепта мыла можно рассчитать либо по общему объему жирных и эфирных масел, либо по количество используемого едкого натра ( NaOH ).  

Расчет воды по объему жира:  

Необходимое количество воды составляет 1/3 от общего объема масел и жиров.  
Пример:  на 900 г масла/жира нужно взять 300 г воды  

Расчет воды по количеству NaOH:

Необходимое количество воды составляет двойной или тройной объем взятого для рецепта едкого натра.
Пример: если для рецепта берется 500 г NaOH , объем воды при этом составит 1000 г – 1500 г .

      Точное количество воды зависит от Вас самих. Чем больше воды в мыле, тем оно мягче при выходе из формы и тем легче теряют форму кусочки по мере их «старения». Как и во многом другом, при выборе количества воды основную роль играют личный опыт и собственные предпочтения.
       Реальное количество воды или иной жидкости (молока, чая, кофе), которое Вы используете для приготовления мыла, зависит, однако, от многих других факторов. Но, независимо от конечного объема, вода должна быть холодной (предварительно охлажденной или, даже, с кусочками льда). Благодаря этому значительно сокращается время остывания щелочного раствора.

Причины использовать скорее МЕНЬШЕ воды:

-     Возможность использовать больше жидких масел
-     Застывание мыла происходит быстрее
-    Возможность использовать касторовое масло
-    Уже на следующий день мыло будет достаточно прочным для разрезания его на кусочки
-    Мыло с меньшим количеством воды быстрее полностью просыхает
-    Кусочки готового мыла с меньшим содержанием воды выглядят лучше, чем кусочки с большим количеством воды, так как последние могут слегка деформироваться при сушке. Но это, конечно, всего лишь оптический недостаток.


Причины использовать скорее БОЛЬШЕ воды:

-    Возможность использовать больше твердых жиров
-    Возможность использовать больше водопоглощающего растительного материала (овсяную муку, пряные травы и т.д.)
-    Возможность использовать эфирные масла, которые, как известно или как предполагается, значительно сокращают время твердения мыльной массы. Больше воды, таким образом, облегчает работу с мылом.
-    При окрашивании мыльной массы, оно должно продолжительное время оставаться в жидкой консистенции, т.е. не должно сразу же загустеть. Окрашивание, кроме того, рекомендуется проводить при низких рабочих температурах раствора.
-    Если мыло делается «горячим» способом, вода позволяет сохранить достаточное количество жидких веществ до самого окончания процесса омыления (гидролиза).  

ЖИРЫ  и МАСЛА     Для создания рецептов мыла в нашем распоряжении находится огромное множество растительных масел, жидких и твердых жиров. В зависимости от цели и размера кошелька можно создавать идеальную комбинацию масел для мыла для лица, пилинга, шампуниевого мыла и прочих. Ваша фантазия при этом почти ничем не ограничена. Единственные правила, которые Вы должны соблюсти (по крайней мере, в самом начале карьеры мыловара!) – это то, что в каждом рецепте должна присутствовать:          

часть твердых жиров: которая обеспечивает прочность мыла и не дает ему разбухнуть или потерять форму при многократном контакте с водой. В зависимости от комбинации, твердые жиры должны составлять от 30 до 65 %. Основное правило: чем больше обогащенных кислот содержится в масле, тем тверже получается из него мыло. 
    
часть жиров, способствующих образованию пены: к таким жирам, в первую очередь, относятся кокосовый жир и жир пальмовых косточек. Их оптимальный объем в мыле: 10% - 25 %. Кроме них пенообразующее, правда в немного ослабленной форме, действуют пальмовое и оливковое масло. Последнее создает чрезвычайно мелкопористую пену, которая становится тем лучше, чем дольше мыло зреет.
   
часть ухаживающих за кожей жиров: которая составляет около 5 % объема (в особенно роскошных мылах – и больше), в зависимости от необходимой степени пережиривания. Эти масла добавляются в рецепт обычно после схватывания щелочного раствора. К таким маслам относятся, например, масло авокадо, миндалевое масло и многие другие...
       
часть "мягких" базовых масел: целый ряд доступных масел, не обладающих какими-то чрезвычайными характеристиками, а просто создают хорошее растительное масло (масло зерен кукурузы, соевое масло и др.). Особенно хорошо увлажняют кожу и ухаживают за ней – рапсовое и подсолнечное масло. В случае необходимости, часть касторового масла: для улучшения характеристик пенообразующих жиров. 2 - 6 % вполне достаточно.
 

ЭФИРНЫЕ МАСЛА.    Эфирные масла с легкостью можно комбинировать, получая все новые и новые ароматы. Есть способ для экспериментирования с запахами: возьмите каплю каждого масла, поместите их в закрытый сосуд и оставьте дозревать на несколько часов (для терпеливых - дней). У ароматов достаточно времени, чтобы смешаться друг с другом и образовать совершенно новый.
        Этот метод очень практичен для получения данных об оптимальных смесительных пропорциях некоторых композиций.
В классической парфюмерии аромат состоит из легкой и летучей головной ноты, ноты сердца и долгоиграющей базовой ноты. При производстве мыла этих тонкостей придерживаться не обязательно, однако, базовая нота в мыле очень полезна, она словно фиксирует аромат. Переходы между нотами аромата очень расплывчивы – вот пара примеров:

Головные ноты                  Ноты сердца                           Базовые ноты
Бергамот                             Амирис                                        Бензоэ
Апельсин                            Герань                                         Кассия
Каяпут                                Лаванда & Лавандин                 Пачули
Мэй Чанг                            Мускатный шалфей                   Сандаловое дерево
Розмарин                            Пальмароза                                 Иланг Иланг
Лимон                                Можжевельник                           Кедровое дерево


       В качестве основы для смешивания масел берутся следующие пропорции:

5-10 %  базовой ноты,

30-70 % ноты сердца,

10-40 % головной ноты.

Варианты, как Вы видите, очень разнообразны. Главный ориентир – Ваш собственный нос (и свойства смешиваемых эфирных масел)!!

На сегодня все!

Пусть изготовление мыльного чуда принесет Вам радость, восторг, творческий подъем и кусочек мыла!

С уважением, Светлана Сущенко!

Выпуск рассылки подготовлен по материалам интернет-ресурсов

P.S. Мой ЖЖ

2011, Светлана Сущенко. Все права защищены.
Предложения и пожелания направляйте по адресу    e-mail:sea.swetlan@mail.ru,
с темой письма "Натуральное мыло"


 


В избранное