Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Моя техника

  Все выпуски  

Читали статью про аккумуляторы?


WKB noms
Р а с с ы л к и
Моя дачная техника
Еще про аккумуляторы!

26 ноября 2008 г.


Здравствуйте, уважаемые друзья и коллеги!

Читали статью про аккумуляторы? Там я попытался обосновать, почему, на мой взгляд , аккумулятор является одним основных технических устройств на даче. Ту статейку я еще продолжу, применительно вообще к рассуждениям об энергетике на даче, а пока, на основании имеющегося уже опыта использования аккумулятора, хочу немножко рассказать о сопутствующей технике.

Из всего того, что я читал про автомобильные аккумуляторы, в том числе и в "Руководстве по эксплуатации", я понял только то, что главным фактором исправности полностью заряженного аккумулятора является плотность электролита, которая в наших условиях должна составлять 1,27 г/см.куб.
С другой стороны напряжение полностью заряженного аккумулятора должно составлять 14,4 В. И еще понял, что в принципе, аккумулятор должен всегда находится в заряженном состоянии.
Выходит так, что если напряжение на аккумуляторе меньше нормы, то плотность электролита тоже меньше и наоборот. Конечно, есть у меня и ареометр, но возиться с ним часто очень уж не хочется, поэтому проще сделать какую-нибудь несложную фитюльку, которая бы следила за напряжением и в случае необходимости "поддавала" недостающие вольтики!

Если говорить про аккумуляторы, установленные в автомобилях, то там все уже сделано - есть генератор, устройство контроля напряжения зарядки, какое-то реле обратного тока и т.д.

Значит что нам нужно? Ну выпрямитель, это само собой! Какой? Да любой, лучше, конечно, двухполупериодный (хотя и не обязательно!), главное, чтобы можно было со вторичной обмотки "снять" ток 6 А, при напряжении не меньше 15 или 16 В.
Т.е. мощностью примерно 100-150 Вт. Вообще говоря, нужен не выпрямитель, а источник постоянного напряжения примерно такой мощности. Подойдет какой-нибудь старенький блок питания от ПК или старенького опять таки телевизора. Тут можно пофантазировать, включая такую, пока что экзотическую для нас, штуку, как "монокристаллические кремниевые селлы".
В общем, прежде всего, нужен источник постоянного напряжения ( ИПН ).
Для контроля напряжения на аккумуляторе потребуется узел контроля напряжения ( УКН ). Мне очень захотелось сделать его, с одной стороны, простеньким, но таким, чтобы можно было контролировать два напряжения верхнее, т.е. те самые 14,4 В, а может быть и чуток побольше, и нижнее, ну скажем, вольт 13.
Ну и, наконец, потребуется какой-то "подключатель", который бы подключал ИПН к аккумулятору, когда напряжение упало, и отключал, когда напряжение в норме. Назовем его узел коммутации УК .
Собрав воедино все четыре компонента, включая аккумулятор ( АКК ) получаем такую элементарную структурную схему.

Устройство контроля аккумулятора структурная схема

Объяснять в общем-то и нечего. ИПН вырабатывает постоянное напряжение, УКН следит за напряжением на аккумуляторе и, через УК подключает или отключает ИПН к АКК.

Должен заметить, что вообще мне очень нравится делать все в виде неких модулей, поскольку одно и то же решение может быть использовано в разных устройствах. Поэтому имея набор готовых блочков можно варганить самые разные штучки.
Так и в этом устройстве для контроля степени заряженности аккумулятора я буду использовать такие блочки.

Предполагаю, что далеко не всем читателям рассылки нужны технические подробности, поэтому всех интересующихся посмотреть конкретные, хвастаюсь (!) авторские схемные решения, приглашаю либо на основной сайт, либо на сайт, где можно задать вопрос или прокомментировать статью.

Она еще не закончена. В продолжении расскажу о других мелочах при уходе за аккумулятором и о том, как это все сделать.

С уважением и пожеланиями успехов!
Олег Михайлович Нефёдов.


В избранное