Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

О металлах и работах с ними

  Все выпуски  

О металлах и работах с ними


О металлах и работах с ними

Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд


Жесть
 
ЖестьТрудно подсчитать, сколько консервных банок вскрывается в течение года в каждой семье. Содержимое съедается, а сама банка выбрасывается в мусорное ведро. А между тем в умелых руках это прекрасный поделочный материал. Ведь жесть представляет собой холоднокатаную сталь, не боящуюся ржавчины.
 
От коррозии ее предохраняет защитный слой. Им может быть слой лака, эмали, голубовато-сероватое покрытие хрома или же ярко-белый слой олова. Покрытую оловом жесть называют белой, или луженой. Вот об этом материале и пойдет разговор. Жесть хорошо режется (толщина ее от 0,2 до 0,5 мм). Благодаря этому работа с нею близка к работе с бумагой. Но есть и преимущества. Из жести благодаря пластической деформации можно вытягивать детали сложного профиля. Она хорошо паяется припоями. Опытные моделисты умеют делать из нее самые разнообразные вещи: модели кораблей и вездеходов, корпуса электронных приборов, рефлекторы для цветомузыкальных установок и солнечных нагревателей, рыцарские доспехи, даже цилиндры и поршни для небольших действующих моделей насосов и паровых машин. Но чтобы научиться всему этому, нужно иметь представление об особенностях работы с материалом.
 
Прежде всего — как подготовить консервную банку.
 
Вам понадобится два-три типа ножниц для металла, которые представлены на рисунках 1а — 1д. С их помощью у чисто вымытой банки удаляем оба донышка, режем продольный шов и подрезаем края (рис. 2). Работы проводятся в рукавицах.
 
 
 
Разрезав банку, мы получаем заготовку, которую необходимо расправить. Делаем это в несколько приемов. Вначале — руками (обязательно в рукавицах). Затем деревянным молотком на наковальне устраняем наиболее крупные складки и вмятины. Мелкие дефекты выправляем слесарным молотком. Здесь есть свои тонкости. После каждого удара на поверхности металла остается след, портящий внешний вид материала. Чтобы этого не происходило, боек молотка необходимо отполировать до зеркального блеска. Качество правки зависит еще от силы удара, размеров и массы молотка. Помните, что от слишком сильных ударов тяжелым молотком металл деформируется, становится тоньше. Поэтому для такого вида работ подбирается молоток массой не более 200 г.
 
Для правки вам потребуется также наковальня. Наковальню кузнечного типа (рис. 1м) в городской квартире вряд ли разместишь. Рекомендуем использовать для этих целей чугунный утюг, отпилив от него ручку (рис. 1н), или какую-либо массивную деталь с хорошо обработанной плоскостью, например, маховик или шестерню, (рис. 1о).
 
Наковальню можно сделать также из закаленной и прошлифованной стальной болванки, снабдив ее фасонными вырезами, пазами и калиброванными отверстиями (рис. 1п).
 
Под ударами молотка любой листовой материал из металла (жесть не исключение) уплотняется и становится более упругим, «пружинистым». Этот эффект (в металловедении его называют наклеп) вреден в тех случаях, когда нам нужно только выправить заготовку. Но он может быть и полезен, если будущая деталь по условиям своей работы должна быть упругой, например, контактные пружины, защелки, рессоры для моделей. Помните об этом.
 
При изготовлении корпусов моделей заготовки из жести приходится сгибать под определенным углом. Познакомимся с тремя способами.
 
Начнем с самого распространенного. Короткие заготовки из пластин жести можно гнуть в тисках с применением молотка. Если линия изгиба длинная, следует применить простейшее приспособление — жимки. Эго два прямоугольных бруска строго одинаковой высоты, соединенные штифтами. Лучше всего делать их из закаленной стали с прошлифованной поверхностью. Разумеется, такая возможность есть далеко не у каждого. Неплохо работают жимки из дерева твердых пород (бук, дуб). Для их изготовления можно использовать две ровные паркетные плитки. По мере износа рабочую поверхность жимок следует подправлять фуганком.
 
Имейте в виду, что поверхности деталей, обработанные таким способом, «запятнаны» ударами молотка. В некоторых случаях, например, в моделях-копиях, выполненных с большим уменьшением, способ не годится — он слишком портит внешний вид.
 
 
Для получения более «острого» ребра применяют изгиб с предварительным подрезанием металла на часть толщины резаком по линейке. Резак (рис. Зд) делается из куска ножовочного полотна. Вдоль канавки, сделанной резаком, заготовка легко изгибается вручную. Линия изгиба имеет очень чистый, изящный внешний вид. Однако металл вдоль нее ослаблен и, если деталь будет испытывать значительные нагрузки, подрезанную линию следует тщательно пропаять.
 
 
 
При изготовлении моделей ферм, мостов, подъемных кранов требуется большое количество однотипных деталей. Опытные моделисты делают их при помощи самодельных волочильных станков. На таких станках из полосок жести можно изготавливать швеллеры и трубы любого желаемого размера (рис. 6).
 
 
Многие тела сложной формы, от обычной ложки до кузова легкового автомобиля, можно рассматривать как комбинацию сферических поверхностей. Изготовление их трудоемко, и моделисты прибегают к такому виду работ лишь в исключительных случаях. Отдельные элементы таких поверхностей можно делать из жести, пользуясь специальными медницкими молотками (рис. 1ж — 1л) и свинцовой наковальней (рис. 5).
 
Положите на наковальню кусок жести и обрабатывайте ее легкими ударами молотка. Жесть начнет деформироваться. В процессе работы нужно следить, чтобы по краям заготовки не возникали складки.
 
Прежде чем продолжить разговор о механических работах с жестью, сделаем короткое отступление и объясним, как следует паять. Это знание потребуется нам, чтобы вести разговор дальше.
 
Классический набор для жести: оловянный припой, флюс (лучше всего канифоль или раствор канифоли в ацетоне) и, конечно, паяльник. Паяльники
по размерам и конструкции, а также мощности разнообразны. Нам подходит любой паяльник мощностью не менее 40 Вт. Желательно регулировать его мощность. Это делается при помощи ЛАТРа или тиристорного регулятора, предназначенного для управления яркостью электроламп. Разумеется, мощность паяльника не должна превышать допустимой максимальной нагрузки тиристорного регулятора.
 
Перед пайкой жало паяльника нужно очистить от окалины напильником до блеска. Включите его в сеть. Пока он греется, возьмите пруток припоя и молотком расплющите его конец. Если у вас припой в виде трубочки, наполненной канифолью, работа станет еще проще, он сразу же готов к употреблению.
 
Когда канифоль начнет плавиться и слегка дымиться, прикоснитесь жалом к тонко расплющенному куску олова. После такой обработки жало станет блестеть, как капля ртути. Теперь можно приступать к пайке.
 
Заготовки из жести положите на керамическую плитку или кусок асбоцемента. Сложите их внахлест (рис. За). Обработайте шов по всей длине раствором канифоли. Затем положите на него несколько маленьких кусочков припоя, отрезанных от расплющенного конца прутика. Придерживая края при помощи шила, расплавьте припой паяльником. Расплавленное олово начнет затекать в шов — гарантия надежной пайки. Далее, не отрывая жала паяльника от шва, медленно передвигайте его по линии пайки. Но вот шов пропаян. Будьте осторожны, не прикасайтесь к детали, пока она не остынет. Не исключено, что на краях шва образуются излишние капельки и наплывы припоя. Удалить их несложно. Для этого нужна зубная щетка из натуральной щетины. Расплавьте избыток припоя паяльником и быстро смахните его щеткой от себя. Внимание: эту работу выполняйте в очках!
 
Если требуется спаять два плоских куска жести под прямым углом, один из них должен иметь отгиб, как показано на рисунке Зв. Если же одна из деталей изогнута, то ее можно соединить с плоской, поставив на ребро (рис. Зг).
 
Во время пайки паяльник перегревается, обгорает и перестает брать припой. Чтобы этого не происходило, на время коротких перерывов и остановок в работе ЛАТРом или тиристорным регулятором следует уменьшить напряжение на 30—50 %.
 
Пайка других металлов (латунь, медь, сталь) производится аналогичным способом, только в качестве флюса используется раствор хлористого цинка, в зачистку и лужение паяльника производят хлористым аммонием. В быту его чаще называют нашатырем. Внимание! Не путайте нашатырь с нашатырным спиртом — это разные химические вещества! Швы на изделиях из оцинкованной стали перед пайкой протравливают соляной кислотой.
 
Познакомившись с элементами пайки изделий из жести, вернемся к механическим работам и расскажем об изготовлении цилиндрических деталей. Именно такие детали чаще всего встречаются в работе моделиста. И, не зная секрета, изготовить правильный цилиндр не так-то просто. Чаще всего у начинающих моделистов выходит нечто бесформенное с гранями и вмятинами. Несколько наших советов помогут быстро освоить эту работу. Возьмите жестяную полосу и, натянув ее руками в перчатках, несколько раз протащите по боковой поверхности круглой деревянной болванки, зажатой в тисках (рис. 7а). После такой правки на ней разгладятся все неровности, она станет упругой и сама свернется в плоскую спираль (рис. 7б). Кусок такой спирали плотно без малейшего зазора надевается на цилиндрическую болванку. Остается лишь запаять шов.
 
 
Типы швов могут быть разными в зависимости от предназначения цилиндра. Проще всего выполнить шов «внахлест» (рис. 7в). Стыковой шов (рис. 7г) получается путем соединения краев заготовки с последующей его припайкой.
 
Опытные моделисты пользуются еще одним способом пайки шва цилиндрических заготовок. Выправленная спираль предварительно вставляется в цилиндр-оправку, как показано на рисунке 7д. Далее, медленно выдвигая заготовку из оправки, шов аккуратно припаивается припоем. Избыток припоя удаляется напильником. Остается припаять донышко — и цилиндр готов. Качество его таково, что можно использовать для изготовления поршней в действующих моделях насосов и паровых машин.
 
И в заключение познакомим вас с технологией изготовления корпусов моделей судов.
 
Сложите заготовку из жести пополам и обрежьте ее, как показано на рисунке 4в. Затем зажмите ее в жимках и аккуратно расправьте деревянным молотком (рис. 46). Далее отогните борта, запаяйте шов на носу и корме (рис. 4в). Получился прочный корпус модели катера или моторной лодки. Корпуса более сложные можно изготовить с вытягивания плоских листов жести на свинцовых наковальнях. Но эта работа требует высокой квалификации. Правда, моделисты научились выполнять эту работу по другой технологии. На деревянном болване, копирующем будущую модель, корпус собирается из небольших кусочков жести, соединяемых между собой пайкой (рис. 4г). 
 
Рисунки С. Пивоварова
 

2007-2016 Автор-составитель Владимир Мао

В избранное