Все
родители переживают за своих детей и желают им только добра. Однако
некоторые взрослые переживают так сильно, что из-за своих эмоций даже не
могут подобрать нужных слов, чтобы правильно донести до ребёнка свои
мысли и при этом не обидеть его. А ведь, на самом деле, это просто.
Главное – следовать простым правилам, которые помогут найти с детьми
общий язык.
Правило 1: ОБСУЖДАЙТЕ НЕ РЕБЕНКА, А ЕГО ПОСТУПКИ
Дети
очень эмоциональны, чувствительны, ранимы и хотят, чтобы родители
гордились ими, поэтому тяжело переносят критику. К тому же, не все дети
понимают намёки и воспринимают слова взрослых буквально.
К
примеру, когда родители говорят: «Горе моё», «За что мне такое
наказание?», то они хотят донести до ребёнка информацию о том, что он
сделал что-то не так и должен исправиться. Но дети ещё не умеют
выстраивать логические цепочки. И подобные фразы воспринимают буквально:
«Я горе для мамы/папы».
Поэтому родителям лучше разговаривать с
детьми на понятном им языке, и обсуждать не самого ребенка, а поступок,
который он совершил. К примеру, если ребенок получил на уроке двойку, то
родителям рекомендуется в спокойной обстановке выяснить почему это
произошло, что помешало выполнить задание учителя. Такой разговор с
ребенком позволит установить с ним доверительные отношения, и в будущем
он не будет бояться обсуждать с вами свои проблемы, потому что будет
знать, что вы ему поможете их решить, а не просто раскритикуете.
Правило 2: НЕ СРАВНИВАЙТЕ РЕБЕНКА
В
разговорах с детьми нельзя их сравнивать с другими детьми или вообще с
кем- либо. Часто можно слышать такие фразы: «Вася, всегда приходит домой
вовремя, а тебя не дозовешься», «У Маши всегда пятёрки, а для тебя
тройка – достижение».
Подобными фразами родители только понижают
самооценку ребенка, он понимает, что хуже остальных детей. А ведь
родители хотели всего лишь сказать, что ему надо: научиться следить за
временем и лучше учиться.
Поэтому правильнее, например, сказать
так: «Пожалуйста, будь пунктуальным, старайся приходить в то время, о
котором мы договариваемся – это очень важно». Затем можно выяснить, по
какой причине ребёнок задержался. И разговор нужно вести спокойным
тоном, без повышения голоса.
Конечно, приводить положительные
примеры, на которые ребенок мог бы ориентироваться, можно и нужно, но
без сравнений. Допустим, фразу допустимо построить так: «Пунктуальность –
это качество дисциплинированных людей, например, твой папа всегда
приходит вовремя – коллеги ценят его за это, потому что в пунктуальности
проявляется уважение к другим людям».
Правило 3: НЕ ОБВИНЯЙТЕ РЕБЕНКА В НЕУДАЧАХ
Дети только учатся жить, поэтому не правильно ожидать от них того, что уже умеют взрослые.
Сгоряча родители могут сказать: «Ты неумейка, сколько тебя не учи – всё бестолку», «Что ты натворил (натворила)?».
А
между тем, ошибки детей – это, на самом деле, ошибки родителей. Ведь
дети умеют ровно то, чему их научили. Ну а если ребенок медленно
усваивает, так это тоже не его вина. И критикой можно добиться лишь
того, что ребенок вообще перестанет делать то, что у него плохо
получается, у него будет низкая мотивация, неуверенность в своих силах,
безынициативность.
Поэтому родителям рекомендуется заменять
привычные фразы, например, на такие: «Давай попробуем сделать это еще
раз, я тебе помогу», «Попробуй ещё раз, у тебя обязательно получится!»,
«Я очень радуюсь твоим успехам» (эту фразу надо говорить даже при
незначительных успехах).
Правило 4: РЕБЕНОК ПОЛНОЦЕННЫЙ ЧЛЕН ОБЩЕСТВА
Взрослые
не любят, когда дети вмешиваются в их разговоры. И могут сказать: «Не
суй нос, куда тебя не просят» или «Не твоего ума дело».
Безусловно,
дети не должны присутствовать при взрослых разговорах. Но это не
означает, что их надо унижать, когда они из-за своего любопытства всё же
вмешиваются в беседу.
Обидные фразы, которые в будущем могут
вообще отбить у ребенка желание участвовать в каких-либо обсуждениях и
спорах в компаниях, лучше заменить на такие, которые не унизят ребенка,
но объяснят ему его ошибку: «Твое мнение важно для нас, но сейчас у нас
очень важный взрослый разговор, и дети не должны участвовать в таких
разговорах».
Ну а если папам и мамам принципиально, чтобы ребенок
вообще не слышал каких-либо обсуждений, тогда его можно заранее
попросить какое-то время не входить в комнату.
Если же разговор
не имеет важности, то ребенку можно дать право находиться в комнате и
высказываться. Потому что даже первоклассники уже чувствуют себя
взрослыми и хотят, чтобы их мнением интересовались.
Правило пятое: НЕ УБИВАЙТЕ СЛОВОМ
Все знают, что словом можно убить, а можно и спасти человека.
Поэтому,
если родители не хотят вырастить из ребенка неудачника, неуверенного и
несамостоятельного человека, то они не должны говорить ребенку такие
фразы: «Без разрешения никогда ничего не делай!», «Тебе нельзя пирожки,
ты уже и так самая толстая в классе».
После таких фраз ребенок в
лучшем случае обидится на родителей, а в худшем - перестанет верить в
себя и свои силы. А ведь всем родителям хочется, чтобы их дети были
уверенными в себе и самостоятельными.
Разумнее говорить так: «Давай обсудим, а потом ты сделаешь сам», «Ты очень самостоятельный – я тобой горжусь!».
А
что касается внешности, то родители вообще не должны критиковать детей,
лучше записать ребенка в секцию, театральный кружок, готовить ему
вкусную и здоровую еду, и вместе радоваться достижениям.
Важно
помнить, что для детей родители – это не просто мама и папа, а главные
люди в жизни, от которых ребенок ждёт защиты, помощи, советов, но никак
не унижений и критики. Нельзя забывать, что даже если дети рассуждают,
как взрослые всё равно они всё ещё дети, и невзначай, со зла сказанное
слово может изменить всю их жизнь не в лучшую сторону. Поэтому родители
должны исключить из общения с детьми такие фразы как «уйди с глаз
долой», «это твои проблемы», «как ты мне надоел». Чтобы не случилось,
нужно найти в себе силы и сказать: «Я тебя люблю. Давай разберёмся
вместе!»