Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Homo habilis. Журнал для умелых людей. Лада «Калина». Замена опорного ролика ГРМ


 

Шестеренки
Категория: В гараже
Автор: Расул Оскаров

Несмотря на все большую доступность иномарок, автомобили Лада остаются наиболее распространенными в России. Неприхотливые к условиям эксплуатации, достаточно демократичные по цене – они вполне могут удовлетворить запросы многих автолюбителей. А если знать наиболее проблемные места этих автомобилей и своевременно их обслуживать, то и надежность может быть вполне на уровне. Одним из наиболее неприятных сюрпризов может стать опорный ролик ГРМ.

Современные ВАЗовские 16-клапанные двигатели (двигатель 11194, устанавливаемый на автомобили «Калина» и двигатель 21126, устанавливаемый на «Приоры» и «Калины») используют в приводе газораспределительного механизма комплект фирмы Gates. В этот комплект входит сам ремень, натяжной ролик-автомат и опорный (обводной) ролик.

Зубчатый ремень Gates, входящий в комплект – это лучшее, что можно найти на рынке. Расчетный ресурс 200 тыс. км пробега. Весьма неплох и натяжной ролик, несмотря на то, что производится он в Китае. А вот польский опорный ролик подкачал. На автомобильных форумах частенько встречаются сообщения, что именно опорный ролик ГРМ становился причиной серьезных проблем с мотором.

Если кто еще не знает, то в большинстве 16-клапанных моторов, в том числе и в моторах Калины/Приоры серьезные проблемы означают срыв ремня со шкивов, нарушение согласованности вращения коленчатого и распределительных валов – и в итоге встреча поршней с клапанами и загиб клапанов. А в более тяжелых случаях к этому добавляется разрушение самих поршней (они облегченные и довольно тонкие) и повреждение блока цилиндров. Ремонт при этом выливается в несколько десятков тысяч рублей. И даже если автомобиль на гарантии, получить от дилера после ремонта нормально работающий двигатель – та еще лотерея.

Ситуация усугубляется еще и тем, что даже регулярная диагностика не гарантирует отсутствие проблем. Опорный ролик ГРМ сделан на однорядном подшипнике с пластмассовым сепаратором и никак не проявляет своей склонности к разрушению. Вот только нормально работал, без люфтов и посторонних звуков – и вот он уже развалился. Поэтому имеет смысл заранее позаботиться об этом узле и ездить спокойно.

Альтернативных роликов для замены польского опорника существует немало. Но чаще всего приходится делать хитрые переходные шайбы-проставки, изготавливать нестандартные шпильки или дорабатывать сам ролик. Сделать это самостоятельно непросто, а обращаться куда-то иногда нет возможности. Поэтому нужен комплект деталей опорного ролика типа «купил-и-поставил». Вот такой комплект перед вами.

Комплект альтернативного ролика Koyo PU355816RR9D

В основе всего – опорный ролик ГРМ японского производства Koyo PU355816RR9D (на фото номер 4). Купить его можно практически в любом магазине, торгующем запчастями для иномарок если не сразу, то под заказ уж точно. Можно воспользоваться интернет-магазинами, например exist.ru

Средняя цена такого опорного ролика ГРМ – от 500 до 700 рублей. Можно подобрать аналоги как дешевле, так и дороже, но это уже на ваш собственный страх и риск.

Для крепления ролика штатный болт не подойдет, диаметр отверстия в подшипнике больше, чем диаметр болта. Поэтому потребуется специальный болт Toyota 90105-10248 с утолщением под головкой (номер 3). Купить его можно там же, цена около 50 рублей.

Если попробовать закрепить такой опорный ролик сразу, то он прижмется к блоку и крутиться не будет. Поэтому потребуется шайба размером 30×10 мм толщиной около 10 мм. При этом ремень будет находится точно по центру опорного ролика.

Подобрать именно такую шайбу непросто, поэтому можно использовать «бутерброд» из двух шайб. Первая — распространенная и доступная шайба оси ролика натяжителя 2108-1006130-10 (на фото номер 2), вторая безродная с внутренним отверстием 10 мм и толщиной 2–3 мм (номер 1) подобрана у продавца крепежа и прочей мелочи.

Поставить новый опорный ролик ГРМ на место особых проблем не вызывает. Главное – правильно совместить метки на коленчатом валу и распредвалах. Это подробно описано в любой книге по ремонту.

Небольшой совет – не поленитесь в первый раз сделать так, как сказано в книге. То есть снять большой шкив коленвала и совместить метки на малом шкиве с приливом на корпусе масляного насоса. После этого приложите на место большой шкив, нижнюю крышку ремня ГРМ, выясните и сразу же ЗАПИШИТЕ положение шкива относительно метки на крышке. На крышках одной конструкции (с обрезанной буквой «В» и ступенькой) ребро крышки должно указывать на спад второго зуба после пропуска, на крышках другой конструкции (с буквами «ВМТ» и меткой-выштамповкой) — на первый зуб после пропуска.

Калина. Метки на коленчатом валу

Можно выставить коленчатый вал по метке на маховике. Для этого потребуется снять воздушный фильтр, открутить один из болтов крепления коробки передач (он также крепит небольшую планку, удерживающую жгут проводов), отогнуть эту планку и открыть резиновую заглушку смотрового окна. После этого нужно еще ухитриться с фонариком заглянуть в это окошко – камасутра еще та! Но этот способ наиболее точный.

Также не пожалейте пары сотен рублей на динамометрический ключ. Затягивать болт крепления опорного ролика ГРМ «на глазок» чревато либо самопроизвольным ослаблением болта, либо срывом резьбы в блоке цилиндров. И то, и другое по последствиям с ценой ключа несравнимо. Кстати, момент затяжки болта крепления опорного ролика ГРМ на «Калине» 3,5 – 4 кгс*м.

Ресурс такого ролика 60 тыс. км. После этого нужно провести ревизию. Чаще всего к этому сроку смазка опорного ролика вырабатывается и наблюдается сухое качение – после толчка ролик свободно делает несколько оборотов. Такой ролик можно открыть, промыть и смазать специальной смазкой. Но проще просто поставить новый – спокойнее будет. Потому что подобрать качественную смазку непросто, да и повредить сальники подшипника опорного ролика при разборке вполне вероятно.

Если автомобиль на гарантии, то решение о целесообразности такой переделки целиком лежит на вас. На дилерской СТО ничего нештатного вам ставить не будут, а если и поставят, то непременно сделают запись в сервисную книжку о потере гарантийных обязательств на двигатель. Можно, конечно, заменить опорный ролик самостоятельно и ничего никому не говорить. Но при любой неисправности двигателя, даже заведомо не имеющей отношения к ГРМ, вы получите отказ в гарантийном ремонте. И добиваться правды придется не иначе, чем через суд. Но лично мне спокойнее обслуживать авто самостоятельно.


В избранное