Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Оригинальные подарки со всего мира - учим искусству дарить Выбор подарков: вчера, сегодня и завтра


Искусство Делать Подарки

...В современном обществе с его сложнейшими социальными связями выбору подарков посвящены целые труды маркетологов. Тут, кстати, забавно вспомнить о существовании в недалеком в прошлом в Москве на тогдашней улице Горького большого магазина с по–коммунистически незатейливым названием: Подарки...

 

ИСКУССТВО ПОДАРКА


Timeo Danaos et dona ferentes...


Подарок… Дарение… Сколько тысячелетий существует этот никогда не кажущийся простым социальный ритуал? Естественнее всего было бы предположить, что он берет начало с той поры, когда появилась сама идея собственности на вещь. Однако еще раньше, наверное, появился подарок инфернальным силам – жертва. Впрочем, в качестве таких сил могут выступать и просто «сильные мира сего», зависимость от которых часто ощущается еще в большей степени.

В поздних неолитических обществах, жизнь которых мы могли кое – где наблюдать еще в прошлом веке, почти повсеместно был распространен ритуал, получивший в этнографической литературе название от ирокезского слова: «потлач». Удачливый охотник, накопивший излишки пищи и вещей устраивал для всего племени праздник – пир, продолжавшийся иногда несколько дней. В процессе торжества он одаривал соплеменников часто с такой щедростью, что по окончании банкета оставался «гол, как сокол», но престиж и уважение, которыми он после этого долго пользовался, были очень высоки. Кажется, что в современном акте дарения до сих пор присутствует тень этого ритуала.

В целом, как мне кажется, все подарки можно грубо разделить на два типа: подарок – жертва ( в некоторых случаях – просто сорт взятки богам или людям) и подарок – частица личности дарящего, которую одариваемый уносит с собой. Во времена викингов браслет секира или иной предмет, подаренный кому – либо конунгом, означал часть его удачи, которая передавалась другому.

В современном обществе с его сложнейшими социальными связями выбору подарков посвящены целые труды маркетологов. Тут, кстати, забавно вспомнить о существовании в недалеком в прошлом в Москве на тогдашней улице Горького большого магазина с по – коммунистически незатейливым названием: Подарки. Насколько я помню, торговали там всякой дрянью, не уместившейся в сувенирных отделах ЦУМа, безликими ненужными вещами, вручение которых можно сравнить разве что с формальной открыткой по случаю свадьбы, нового года или рождества. Надо сказать, что ассортимент бесчисленных современных художественных салонов не сильно от того отличается, особенно после хлынувшей в эту нишу продукции Поднебесной.

Думаю, каждый взрослый человек чаще всего может самостоятельно выбрать подарок своим близким, если они действительно близки. Тут не может быть универсальных рецептов, кроме, наверное, одного: подарок в идеале должен сочетать в себе черты личности обоих. И холодный блеск бриллианта далеко не всегда лучший выбор, даже если позволяют средства.

Значительно сложнее выбор подарка иного типа, например, корпоративный подарок боссу, сотруднику на юбилей и тому подобное. Не могу не вспомнить эпизод первой половины 90-х годов, когда телевидение целый вечер передавало в прямом эфире бесконечную череду подношений “нашему всему”, великому словотворцу В. Черномырдину, занимавшему тогда еще пост премьер - министра чего-то… Было в этом что – то неприлично восточное, не евразийское даже, но азиопское…

Из забавных подарков относительно недавних времен я припоминаю чучело крокодила, подаренное Владимиру Путину на 50-ти летие самарским губернатором с пояснением: крокодил никогда не пятится назад. Милый дар. Однако же часы на правой руке той же персоны ценою в два годовых президентских оклада – тоже подарок. В США президента, принявшего такую «жертву», неминуемо ждал бы импичмент. Так что же дарить? Особенно учитывая, что у всех разные вкусы и чувство юмора, а многие виды крокодилов уже давно поселились в Красной книге... Что может быть максимально приближено к предмету, отражающему личность дарителей и даримого? Похоже, ответ найден еще в средние века. Это – портрет.


Когда вы просите автограф на фотокарточке поп-звезды или астронавта (надеюсь, с вами этого не случалось) вы совершенно так же, как тысячелетия назад, пытаетесь приобрести часть маны, излучения личности обожествляемого вами персонажа, когда вы дарите портрет – преподносите часть своей личности, соединенной с вашим героем или героиней, будь то портрет ваш собственный или одариваемой персоны. Замечу сразу, что едва ли подобный подарок годится для представителя культуры ислама. Портретные изображения, кроме редких канонизированных, как и музыка со словами в некоторых конфессиях не очень приветствуюся. Но мы говорим о России, стране, где западники и славянофилы до сих пор разрывают двумя головами тело хищного пернатого.

Портрет в России – явление весьма позднее, начинающее свою историю с именных икон 17 – начала 18 веков. В школе иконописца Симона Ушакова, например, лику святых придавались черты конкретных людей. В эпоху Петра русские художники (разумеется, бывшие иконописцы, иных не было) начали создавать примитивные портреты – «парсуны», от слова «персона», со всеми признаками иконописи: обратная перспектива, статика образа и т. д. Как же далеко было им даже до изображений из Фаюмского оазиса – прекрасных портретов поздней античности, изображений, заменивших в эллинистическом Египте погребальные маски!

Первыми настоящими портретистами при дворе Петра стали западноевропейские художники, однако и русские живописца спешно осваивали новую для России манеру письма. Расцвет русского портрета наступает в 18 веке. Тогда восходит звезда трёх русских гениев: Боровиковского, Левицкого, Рокотова. Практически весь век проходит под знаком их творчества. В манере их соединились сентиментализм, романтизм и реализм. В русских усадьбах начинается мода на портреты семейные, парные, индивидуальные, так отличные от парадных дворцовых изображений.

Понятно, не у каждого в наше время есть усадьба, но салонные портреты, ставшие популярными в Росси 19 века (например, изображение хозяина в кругу семьи) вполне уместны в интерьере современной квартиры. Парадный портрет в наше время тоже изрядно изменился; редко кто захочет иметь свое изображение с окаменевшей физиономией и при всех регалиях. Невольно вспоминается при этом изображение И. Глазуновым, художником, любящим говорить о притеснениях его властями, Л. И. Брежнева в мундире со всем «иконостасом» от плеча до плеча.

Никогда не проходила мода на портреты предков. Понятно, что в России редко кто знает свой род глубже третьего колена, однако я встречал людей, в семьях которых сохранились пронесенные сквозь революционный террор и войны старинные дагерротипы. Помнится, в Питере начала 90-х годов, когда шло перераспределение последних остатков антиквариата, большим спросом пользовались чудом избежавшие печки в революцию или блокаду портреты безвестных теперь уже людей. Из них формировали фальшивые генеалогические галереи.

Портрет, написанный маслом, прежде всего дорог. Он зависит от манеры художника: в отношения дарителя и даримого встревает кто-то третий. Не так много людей могут позволить себе заказ портрета от живописца, само имя которого означает часть его удачи и престижа, перенесенных на холст. И помочь сделать настоящий подарок могут новые технологии.


>>>

Примеры наших работ
ПОРТРЕТ ПО ФОТО: Детский Портрет >>>

:::::::::

Салон подарков в Москве. Заказ круглосуточно. Бесплатная доставка по Москве: www.ann-art.ru

 


В избранное