Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

О работе и деньгах

  Все выпуски  

За что платить зарплату?


За что платить зарплату?


Спросите кого-нибудь, за что он получает зарплату? В зависимости от ответов людей, их можно совершенно четко разделить на три категории. Первая – это люди, которые застряли на том, что им надо кем-то быть, чтобы достичь своих целей и какого-то положения в обществе.

Они называются «бытели», от слова «быть». Такие люди считают, что им нужно платить деньги только лишь за то, что они имеют определенный статус в обществе.

Вы встречали таких людей. Вот диалог руководителя с одним из них:

– Что вы произвели в своей жизни? Что было вашим продуктом? – Ну… я стал профессором! Я получил этот долгожданный статус доцента! – Хорошо. А что вы произвели? – Я что, неясно выразился? Я это и произвел! Я уже десять лет как заслуженный доцент!

Наверное, надо договориться о терминах. Под «производством» понимается получение какого-то продукта, который годен к обмену на ценности. Это может быть испеченный хлеб или компания, которая в результате работы руководителя расширилась в несколько раз, что-то законченное и имеющее стоимость. Именно в обмен на продукт люди готовы платить деньги или оказывать поддержку иного рода.

Предположим, что вы ректор университета. Каков продукт университета? Разумеется, «образованные студенты». Но если вы возьмёте на работу «бытеля» в качестве доцента, то получите в качестве результата его деятельности что угодно, но не «образованных студентов», так как все его усилия направлены на получение статуса.

«Бытель» – это почти клинический случай, к сожалению, очень распространенный.

Есть еще один тип людей. Эти люди сосредоточены лишь на действиях, их не очень заботит конечный результат своей работы. Они считают, что просто выполнять какие-то действия – это самое ценное, что это уже само по себе достойно похвалы и, конечно, хорошей оплаты.

«Делатель» находится в гораздо лучшем состоянии, чем «бытель». Вот примерный вариант диалога.

– Каков был ваш продукт? – О, вы знаете, я очень много и тяжело работаю. Ужасно устаю. Огромный объем работы. Но я справляюсь. – Хорошо, но каков был ваш продукт? – Ну я же рассказываю. Я провел на работе все эти часы и сломал двенадцать карандашей, я делаю чертежи. Да, я постоянно делаю эти проклятые чертежи. Это мое призвание. – Да, но что вы произвели? – Вы что, издеваетесь? Я работаю над чертежами, я хорошо черчу и делаю это весь день.

Вам знаком такой диалог? Походите тут и там, и вы найдете достаточно много «бытелей» и «делателей». Люди, склонные получать оклад за проведенное на работе время. Люди, которые хотят денег просто в награду за то, что они с вами. Делатели не настолько плохи, есть много видов работы, которые им можно поручить.

Третья категория малочисленна, по сравнению с первыми двумя. Это «созидатели». Это те, кто создает добавленную стоимость. Те, кто нацелен на получение результата, знает, что такое продукт, может назвать произведённые им раньше продукты и привести доказательства.

Вот реальный разговор с 16-летним парнем:

– Каков твой продукт? – О, хорошо, что вы спросили. Ну, например, дом построил… – ?? – Я имею в виду не тот дом, который мы вместе с отцом построили. Есть еще один, небольшой, я его построил своими руками. И сам спроектировал канализацию. У меня книжка была, как это делать.

Этот пацан сейчас директор завода, к слову.

Не все созидатели такие самородки, но все они спокойно рассуждают в рамках «я произвел то, я создал это». «Я принес компании миллион долларов прибыли» в устах продавца – либо ложь, либо он «созидатель».

Теперь давайте вернемся к названию статьи. За что мы платим людям зарплату? За статус, за действия или за продукт? Если подумать хорошенько, то ответ очевиден. Только за продукт. Даже «бытелям» и «делателям».

С распространением стандарта ISO 9001 многие предприятия ввели у себя управление на основе показателей. И зачастую эти показатели отмечают чёрт знает что – например, мнение руководителей о подчиненных в баллах. Нет никакой гарантии, что эта оценка будет объективной.

Я как консультант постоянно корректирую системы показателей на различных предприятиях. И причина, по которой я пишу эту статью, в том, что непонимание идеи показателей глобально. Оно идет из старых советских КТУ (коэффициент трудового участия), закрепляется в сбалансированной системе показателей Нортона и Каплана (хорошей, но далеко не совершенной системе) и базируется на общем непонимании сути предмета.

Показатели должны отражать продукт организации, подразделения, поста. Все показатели должны быть объективны, доступны проверке или инспекции, это должна быть какая-то вещь, которую несложно увидеть и подсчитать. Иначе вы тут же открываете двери несправедливости, злоупотреблениям и невозможности использования такого мощнейшего инструмента, как планирование на основе показателей.

Соответственно, для того чтобы правильно сформулировать показатель для какой-то области, вам необходимо сначала дать точное определение продукту, производство которого ожидается. И этот продукт должно быть возможно подсчитать. Это-то и будет главным показателем.

Основной показатель автопредприятия – машины. Их можно посчитать, не правда ли? Но просто отмечать количество выпущенных автомобилей было бы недостаточно, чтобы мы могли судить о том, как идут дела у предприятия. Что же еще должны отражать показатели, кроме количества продукта?

Согласно одной из классических систем, у продукта всего три характеристики. Количество, качество и жизнеспособность. То есть в нашем примере с автомобилями они должны выпускаться в достаточном количестве и с достаточным качеством, чтобы удовлетворять потребности клиентов и предприятия, и они должны долго не ломаться. Каждая из этих характеристик может быть объективно обнаружена и посчитана.

Количество выпущенных и проданных автомобилей и их рентабельность дадут картину финансового состояния предприятия, если известен также третий показатель – расходы предприятия за тот же период. Все очень просто.

У службы качества есть своя технология, но в результате тоже получается продукт – сертифицированный по качеству автомобиль. Это дает нам показатель качества продукта (вы можете подсчитать «сертифицированные автомобили») и возможность им управлять.

Количество рекламаций от покупателей, количество аварий по вине производителя, статистика поломок в гарантийный срок – это объективные показатели жизнеспособности. Тут все понятно.

Но у нас есть административный персонал, у которого на выходе тоже конкретные продукты. Отдел кадров производит сотрудников, бухгалтерия производит вовремя сданные аккуратные отчеты и т.д. Я специально упрощаю реальные формулировки для того, чтобы они легко воспринимались.

И за каждый из этих продуктов отвечает конкретный сотрудник. За что и получает зарплату. И больше ни за что.

Если это понять, то исчезнет несправедливость в выплатах, непонимание, перерасход фондов, муки совести «я ему не доплатил», недоразумения с профсоюзами… Я рекомендую платить людям низкие оклады и высокие премии, которые корректируются в зависимости от персональных показателей. Стоит поощрять и тенденции к росту показателей.

Если платить за продукт, который можно выразить статистикой, непродуктивные «бытели» и «делатели» покинут предприятие. И оно наполнится производительными «делателями» и «созидателями». Надо только правильно составить рекламу о найме. Но это уже совсем другая история.

Автор - Вадим Мальчиков

В избранное