Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Япония в Вашем доме.

  Все выпуски  

Япония в Вашем доме. Оригами


Информационный Канал Subscribe.Ru

Оригами

Приветствую Вас, мои дорогие подписчики.
Сегодняшний выпуск я решила посвятить прекрасному искусству оригами.
Итак, прошу:

Что значит оригами?
История оригами
Оригами в наше время.
Развитие оригами в России
Оригами в обучении и воспитании
      Сочинение по оригами
      Цепочки образов
Четыре маленьких чумазеньких чертенка... (как научиться правильно зарисовывать схемы изделий)
Рекорды оригами
Небольшая галерея фотоснимков изделий оригами


Что значит «оригами»?
В переводе с японского "ори" - сложенный, "ками" - бумага. Искусство складывания из бумаги.

История оригами.
История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Археологи утверждают, что в III-IV веках до нашей эры уже находят материалы, которые можно рассматривать как бумагу. Официальной датой появления бумаги в Китае считается 105 год н. э., когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги; технологию её производства было запрещено вывозить за границу. Тем не менее, в 7 веке странствующий буддийских монах Дан-Хо, о котором говорят, что он “был богат знаниями и умел делать бумагу и тушь”, добирается до Японии. Произошло это, по “Японским Хроникам” (“Нихонги”), в 610 году.
Оригами в Японии ведёт начало от периода Хэйан (794-1185). Бумага использовалась в священных ритуалах. Один из таких ритуалов, состоял например, в изготовлении небольших бумажных коробочек Санбо, в которые клали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений в синтоиских храмах. В периоды Камакура (1185-1333) и Муромати (1333-1573) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского дворца. Записки, сложенные в виде бабочки, журавля, цветка были символом дружбы, почтения или любви. В период Адзути - Момояма (1573-1603) и Эдо (1603-1867) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпровождения. Было изобретено много моделей, в том числе и легендарный японский журавлик.
Складывание из бумаги существовало в школах во всём мире с конца XIX века. В Европе, в Южной Америке, в Великобритании, в Северной Америке и в Японии, где в 1880-х годах открылись первые детские сады, работавшие по методике Фридриха Фребеля. Фридрих Фребель, немецкий педагог и последователь Песталоцци, первым предложил использовать складывание бумажного листа как метод для обучения основам геометрии. После смерти Фребеля в 1852 году его последователи активно использовали складывание бумаги не только как математический метод, но также как особый путь творчества.
Но проблема использования оригами в школе состояла в том, что и в Японии, и на Западе педагоги, работавшие по методике Фребеля, полностью игнорировали возможность создания детьми новых моделей в технике оригами. 1920-х годах в Японии оригами как школьный предмет подверглось яростной критике, потому что детей обучали лишь складыванию классических моделей. Творческое оригами не возникало и среди взрослых, пока в начале XX века поэт и философ Унамуно в Испании и Акира Йошизава в 1940-х годах в Японии не начали создавать собственные оригамные модели. Появление большого числа авторских работ связано с именем знаменитого японского мастера Акиры Йошизавы. Именно он придумал своеобразную "нотную азбуку" оригами, которая позволила записывать и передавать процесс складывания фигурок. Йошизава назвал это «творческим складыванием».
С 1950-х годов оригами переживает настоящий взлет интереса во всем мире. Древнее искусство Японии становится достоянием детей и взрослых, педагогов и художников, математиков и пенсионеров. Создаются общества, ассоциации, центры оригами. Принципы техники оригами применяются в космической технике для создания крупных «раскладных» конструкций. Искусство складывания применяют для реабилитации больных в качестве арттерапевтической методики. Активно используется оригами и математиками.
В 1970-х годах Роберт Харбин показывал оригами в ряде своих телевизионных программ по Независимому британскому телевидению. Дети после программ начали присылать свои оригамные фигурки, созданные ими самостоятельно. Количество моделей, придуманных детьми в возрасте от шести лет и даже младше, потрясло Харбина. Он стал регулярно демонстрировать эти модели в телевизионных программах. А в 1977-м Харбин даже издал коллекцию детских моделей в книге названной «Havе Fun with Origami» («Развлекайся с оригами»). Эта книга наиболее яркий пример того, как много упущено теми педагогами, которые не смогли почувствовать возможности творчества на уроках оригами.
Свою лепту в развитие авторского оригами внесли такие мастера со всего света как Дейв Брилл (Великобритания), Петер Будаи (Венгрия), Эрик Жуазел (Франция), Альфредо Джунта (Италия), Рональд Кох (Сингапур), а также Роберт Ланг и Джон Монтролл (США).

Оригами в наше время.
Оригами и в наши дни молодо и необычайно популярно во всем мире. Современное оригами - это уже не только фигурки животных и птиц, домики, лодочки и шапочки из бумаги. Сегодня оригами связано с созданием поверхностей различной сложности, конструкций, которые активно используются архитекторами, строителями и математиками.

Развитие оригами в России
∙ В России в 1989и 1991 гг. созданы две общественные организации - Московский и Петербургский центры оригами.
∙ Проводятся выставки оригами. Оригами демонстрируется в Музее этнографии народов СССР в Петербурге (1993). В 1994г. изделия в технике оригами выставляются в Кунсткамере.
∙ В октябре 1995 года выходит в свет одобренный Министерством образования РФ учебник: "Уроки оригами в школе и дома".
∙ С 1996 года в Москве издательская фирма "Аким" начинает печатать журнал "Оригами. Искусство складывания из бумаги".
∙ В марте 1996г в Петербурге проходит Первая Всероссийская конференция "Оригами и педагогика".
∙ Оригами вводится как дополнительный предмет или факультатив в ряде школ страны. Появляются кружки и клубы оригами.
∙ В 1996 году в США издательство St. Martin Press выпускает книгу "Russian Origami", представлены лучшие работы в технике оригами, изобретённые в России.
История развития отечественного оригами проходит очень быстро и буквально на наших глазах!

Оригами в обучении и воспитании
Педагогами многих стран давно замечено, что оригами:
∙ учит слушать устные инструкции учителя
∙ учит совершать последовательные действия
∙ развивает способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев
∙ улучшает пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объемными предметами
∙ учит «читать» чертежи по которым складываются фигурки
∙ знакомит на практике с основными геометрическими понятиями
∙ развивает уверенность в своих силах и способностях
∙ помогает развитию первых чертежных навыков
∙ стимулирует развитию памяти
∙ учит концентрировать внимание
∙ развивает творческие способности и исследовательские навыки
Практически все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение и математику, улучшает почерк. Занятия складыванием способствуют развитию психологических контактов между учителем и учениками. Базовый годовой курс оригами с поурочной раскладкой занятий и методическими рекомендациями изложен в выдержавшем уже несколько переизданий учебнике “Уроки оригами в школе и дома”, который одобрен Министерством образования Российской Федерации.

Сочинение по оригами
Проводя уроки оригами в начальной школе, всегда хочется их разнообразить, превратить в увлекательное занятие, а не сводить все к простому показу новой фигурки или нового приема складывания. Можно организовать конкурсы с призами, доверить проведение урока кому-нибудь из учеников или устроить "День изобретателя". А если перед началом занятий предупредить ребят, что на уроке можно будет разговаривать только с собственным листком, то последний тут же превратится в непослушного ребенка: его будут наказывать и прощать, ссориться с ним и мириться. Когда фигурка готова, то ей обязательно надо придумать название. И тогда простая коробочка может превратиться в "Докторскую шляпу", "Конфетницу", "Таинственный чемоданчик" или... "Подайте на пропитание американскому бомжу"!
Можно также предложить ребятам написать коротенькое сочинение про оригами на свободную тему и получить откровение семилетнего человека, что "оригами - это искусство самого себя", или вот такую историю: "Однажды я очутился на восьмом небе. Вдруг на меня напали какие-то роботы и взяли в плен. Но один сильный робот спас меня. Я хотел отблагодарить его и стал учить оригами. Но своей железной рукой от только смял все листы. Научился он оригами или нет, я не знаю, но надеюсь, что да" (Васильев Яша, 2 класс).
В конце учебного года раздайте детям по большому квадрату и попросите написать какое-нибудь доброе пожелание. Сложите из таких листов гигантскую кусудаму и повесьте ее в классе. Еще не один год будет напоминать она о светлом и радостном".

Елена Львовна Кабачинская, учитель оригами бизнес-колледжа "Балтика" СПб.


Цепочки образов
Как ребенку легче запомнить длинную цепочку действий, которые необходимо проделать для складывания той или иной фигурки? Наука запоминания - мнемоника - советует создавать в этом случае цепочку ассоциаций. Предложите детям посмотреть и сказать, на что похож каждый промежуточный этап работы. Ребята - большие фантазеры! Они без труда находят верные и точные образные сравнения, а их ряд запомнить гораздо проще, чем просто дюжину пунктов складывания. Вы и сами можете при демонстрации фигурки сразу начать рассказывать что-то вроде сказки, где герои и их действия как бы иллюстрируют все происходящее с квадратом бумаги.

Четыре маленьких чумазеньких чертенка...
(как научиться правильно зарисовывать схемы изделий)

Если в ваших руках оказалась оригамская модель, которую вы раньше никогда не видели (ваше собственное изобретение, работа вашего ученика, чужое изделие, чертежей которого у вас нет), советуем попытаться начертить схему складывания.
Во-первых, способ складывания даже собственных оригинальных моделей со временем забывается (особенно, если таких работ много), а во-вторых, накопившиеся со временем чертежи послужат вам ценным источником информации для проведения уроков и демонстраций. Приводим ряд практических советов, которые могут оказаться полезными для того, чтобы быстро освоить изготовление таких схем.
1. Если вы держите в руках изделие, схему складывания которого хотите начертить, не спешите. Попробуйте аккуратно разобрать и собрать его. Сложите изделие несколько раз. Убедитесь, что вы сами уверенно его воспроизводите. Для этого положение всех точек и линий на фигурке должно быть однозначно определено.
1. Попробуйте выработать максимально удобную последовательность складывания. Не всегда первый вариант оказывается самым удачным.
2. Сразу же сделайте от руки хотя бы черновой набросок основных этапов складывания. Иначе пройдет неделя, и вы опять будете ломать голову над этим изобретением.
3. Используйте только международные условные знаки. С их помощью можно справиться с работой любой сложности.
4. Окончательный чертеж должен быть сделан на большом листе хорошего качества (возможно белый лист формата А4). Избегайте скромных клочков бумаги, выдранных из старых тетрадок. Уважайте свой труд. Работайте тонким черным фломастером, перьевой или шариковой ручкой.
5. Работайте с помощью "метода точек": приложите к листу исходный квадрат или прямоугольник, карандашом поставьте точки на бумаге по углам, уберите квадрат и соедините точки карандашными линиями. Затем обведите линии ручкой или фломастером и добавьте стрелки и линии сгибов. Если у вас твердая рука, это можно сделать без линейки. Согните фигурку, снова приложите ее к листу, снова поставьте точки... И так далее. Так вам удастся сохранять правильные пропорции всех частей фигурки на чертежах.
6. Когда изделие станет слишком маленьким, возьмите квадрат побольше и дойдите до пункта, на котором остановились, а затем двигайтесь дальше.
7. Вся последовательность складывания должна быть представлена серией пронумерованных рисунков.
8. На каждом рисунке обычно демонстрируется только одно действие. Не втискивайте в один рисунок сразу пять линий сгибов и несколько стрелок - потом будет трудно разобраться.
9. Вы можете начать схему складывания не с квадрата, а с какой-либо известной базовой формы, написав ее название.
10. Рисунки не должны перекрываться. Оптимальное количество рисунков на листе формата А4 - шесть - десять.
11. Придумайте соответствующее название. Постарайтесь, чтобы оно было оригинальным. Помните - в мире уже существуют уже сотни "птичек". Обязательно укажите фамилию и возраст автора.

Рекорды оригами
Как и любая область человеческой активности, оригами имеет свои рекорды, список которых постоянно пополняется. Некоторые из них уже попали в книгу рекордов Гиннеса.
30 октября 1995 г. в городке Маебаши префектуры Гунма японский журавль был сложен из квадрата со стороной 33 метра.
Самый большой квадрат бумаги (без склеек), сторона которого составляла 23 фута, был использован в 1995 г. в Вашингтоне учителем японского языка Джимом Мокфордом и его студентами для складывания огромного японского журавля.
Самой большой моделью животных пока остаётся фигура панды высотой 3 метра, которую сложили из квадрата 8 на 9 метров в декабре 1993 г. двадцать пять французских студентов в местечке Фонен-Сент-Мартин.
Самого маленького бумажного японского журавля сложил из квадрата 1 на 1 мм доктор Ватанабе из университета Нагата (Япония). При работе он пользовался микроскопом и иглами.
Самую маленькую фигурку пахариты сложил испанский часовщик Льюис Вальденеу. Её длина составляла всего треть миллиметра. Обследование фигурки было произведено с помощью бинокулярной лупы сотрудниками отделения санитарной микробиологии и паразитологии университета Барселоны. Ими рядом с миниатюрной пахаритой была сфотографирована блоха рода Ctenocephalides, длиной 2,03 мм с целью сравнения размеров.
Самая маленькая лодочка из бумаги, сложенная в 1990 г., по данным книги рекордов Гиннеса составила в длину 1,19 мм. Для её складывания был использован квадратик со стороной 1,5 мм.
По данным французского издания книги рекордов Гиннеса 1990 г., самый маленький бумажный самолёт размером 9 на 7 мм был сложен в 1985 г. в Швейцарии.
Три тысячи бабочек из бумаги, полученной из макулатуры, сложила в декабре 1994 г. Эвелин Джерард (Квебек, Канада).
15 декабря 1995 г. в Японии было завершено складывание двухсот тысяч бумажных журавликов, которые предназначались для церемонии поминания жертв атомной бомбардировки Хиросимы, со дня которой прошло 50 лет. На каждой фигурке было написано имя сложившего её человека и его пожелание мира. Акция была спонсирована Международным фондом культуры в Хиросиме.
Самая большая геометрическая конструкция из 2400 одинаковых модулей была собрана в течение 15 часов.

Небольшая галерея фотоснимков изделий оригами

--------------------------------------------------------------------------------

На этом заканчиваю сегодняшний выпуск. Все Ваши отзывы Вы можете писать в гостевой сайта рассылки, а также буду рада присланным Вами материалам на тему Японии и дома. Они обязательно будут опубликованы в очередном номере рассылки соответствующей тематики с указанием имени и емейла автора.
До свидания!


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.help.eloa
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное