Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Япония в Вашем доме.

  Все выпуски  

Япония в Вашем доме. Письма читателей. Выпуск 2


Информационный Канал Subscribe.Ru

http://hotaru.fatal.ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Итак, сегодня я начинаю публикацию статей, рассказов о Японии. Все эти материалы помогут Вам лучше узнать Японию, быт и привычки японцев, мифологию и многое другое. Надеюсь, что этот и будущие выпуски рассылки будут Вам очень полезны.
Благодарю за присланную информацию Devlin McBain - Ты очень помог мне в познании этой загадочной страны - Японии.
Итак, первая публикация - статься из журнала "Знакомьтесь - Япония". К сожалению, я не знаю, где можно достать ещё другие выпуски журнала. Если у кого-то из вас есть информация об этом журнале, пожалуйста, присылайте её на мой емейл. Написать пиьмо вы сможете здесь - на моём сайте.



ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ (Введение в Японию) М.Носов, Э.Молодякова
Опубликовано в журнале "Знакомьтесь-Япония" №20-1998

От редакции
Доктора исторических наук М.Носов и Э.Молодякова объединенными усилиями написали книгу о Японии. Вот как они сами определили ее жанр: “Это не история Японии, не путеводитель по стране, не исследование национального характера японцев. Скорее всего, это "введение в Японию", попытка дать объем информации, необходимый для первоначального понимания страны, ее людей, культуры, быта, то есть всего того, что формирует собственный образ Японии, страны столь близкой к нам географически и достаточно далекой в культурном отношении”. Дело “за малым”: выпустить продукт совместного творчества в свет, но... самостоятельно решить сопутствующие этому акту финансовые проблемы они, понятно, оказались не в состоянии. Представляя на суд читателей отрывки из книги, редакция вместе с тем выражает надежду, что эти публикации привлекут внимание потенциальных спонсоров.


Боги и люди приходят в Ямато

В истории Японии период с 300 по 593 г. нашей эры назван “эпохой Ямато” по имени маленького городка в центре острова Хонсю, сохранившегося лишь на исторических картах страны. Это было время начала формирования государства и нации на Японских островах. Говоря точным и сухим языком географических координат, эти острова вытянулись с северо-востока на юго-запад дугой почти в три с половиной тысячи километров между 45-м и 24-м градусом северной широты и 122-м и 154-м градусом восточной долготы. Северная оконечность их находится на широте Одессы и Парижа, южная - Шанхая и Багдада. Из иллюминатора самолета Япония открывается рассыпанными в море сотнями островов, напоминающих о мифе, согласно которому это капли, упавшие в воду с божественного копья. Из четырех тысяч островков, составляющих территорию страны, крупнейшими являются Хонсю, на который приходится три пятых площади Японии, Кюсю (на юге), чуть на восток от Хонсю лежит Сикоку, а на севере находится Хоккайдо. Внутреннее Японское море связывает первые три острова, а Японское, Восточно-Китайское и Охотское моря отделяют их от континента.
Япония занимает 378 тыс.кв.км, а ее население насчитывает свыше 123 млн. человек, подавляющее большинство которых этнические японцы. Страна часто и справедливо ассоциируется с высокой плотностью населения (327 человек на 1кв.км): горы, леса и поля занимают четыре пятых земли. Шум и суета огромных городов контрастируют с покоем и плавностью ландшафта сельских районов. В Японии есть десятка полтора вулканов высотой свыше 3 тыс.м, среди них и национальный символ страны—Фудзияма, или Фудзи-сан (3778 м), что в переводе означает “гора Фудзи”. В первом случае используется японское чтение иероглифа “гора”, во втором— китайское, которое звучит так же, как и вежливый суффикс “сан”, добавляемый после фамилий. Отсюда не лишенная оснований легенда о том, что японцы почтительно именуют свой национальный символ не иначе как “госпожа Фудзи”.
Правильный конус с белым снежным воротником уснувшего, но не потухшего вулкана редко показывается из облаков. Его почти мистическая и притягательная красота, согласно метеорологической статистике, открывается людям лишь шестьдесят дней в году. Большинство японцев хотя бы однажды в жизни совершают паломничество на вершину священной горы, а многочисленные гравюры с ее изображением украшают стены домов и контор. Великолепные мастера японской гравюры посвятили ей такие серии, как “36 видов Фудзи” (Хиросигэ) и “100 видов Фудзи” (Хокусаи). Возможно, что даже название японского искусства гравюры—“укиё-э”, что дословно означает “плывущее в облаках”, а истолковывается как “отражение бренности мира”, было связано с красотой парящей над облаками Фудзи. Попадая в Японию, даже иностранец оказывается вовлеченным в атмосферу всеобщего поклонения и любви к этому совершенному творению природы. Пролетая над Японией или отправляясь на скоростном экспрессе Синкансэн из Токио в сторону Осаки, обязательно услышишь: “Жаль, что не видно Фудзи” или “Смотрите, смотрите выходит из тумана”.
Однако основной приметой ландшафта остаются пологие холмы и лежащие между ними узкие долины. Осенью растущие среди бамбука и криптомерии клены превращают зеленые весной и летом склоны в полыхающие костры. Холмы - сама душа японской природы. Именно в Японии с особой силой ощущаешь вдохновенность и философскую глубину образа, созданного в одном из ранних стихотворений нобелевского лауреата Иосифа Бродского.

Холмы—это боль и гордость,
Холмы—это край земли.
Чем выше на них восходишь,
Тем больше их видишь вдали...
Присно, вчера и ныне
По склону движемся мы.
Смерть—это только равнины.
Жизнь—холмы, холмы.

Поэт создает не только поэтический и философский образ, но и, сам того не ведая, открывает душу японского пейзажа. Эти строки, образно перекликающиеся со стилистикой традиционной японской средневековой поэзии, могут стать своего рода русским эпиграфом к рассказу о пространстве и времени Японских островов.
Япония удивительно разнообразна по своим природным и климатическим условиям. Японец традиционно уважительно относится к природе, и каждое время года для него отличается своеобразием красок и поэтических образов. Не случайно обязательным атрибутом классической поэзии в Японии является ясное обозначение сезона. Снег, луна, цветы, олицетворяющие красоту сменяющихся времен года, по японской традиции олицетворяют красоту вообще: красоту гор, рек, трав, деревьев, бесконечных явлений природы.

Цветы—весной,
Кукушка—летом.
Осенью—луна.
Холодный чистый снег -
Зимой.

Замечательный японский писатель Ясунари Кавабата утверждает, что эти простые слова стихотворения знаменитого японского поэта XIII в. Догэна “передают сокровенную суть Японии”. Умение видеть в каждом времени года красоту окружающего мира стало одной из эстетических основ не только поэзии, но и всей японской культуры.
Зима в Японии не слишком сурова, хотя Хоккайдо на два-три месяца покрывается обильным снегом, и температура часто опускается ниже десяти градусов мороза. На южных островах Рюкю средняя температура января 16 градусов тепла; в Токио снег бывает не часто, и даже в январе температура редко опускается ниже нулевой отметки.
Весной погода часто меняется. Мартовское солнце день ото дня становится все теплее, но иногда вновь налетают метели и холодные ливни, а на северных склонах холмов кое-где долго сохраняется потемневший снег. Весна полностью вступает в свои права, когда с юга во второй половине марта начинает свое неспешное движение по стране розово-белая волна—расцветает японская вишня сакура. До севера короткий, но прекрасный сезон ее цветения доходит лишь в первой половине мая.Одно из японских слов, вошедшее во все языки мира,—тайфун (в дословном переводе “большой ветер”). В сентябре и октябре рождающиеся на просторах Тихого океана тайфуны иногда обрушиваются на побережье Японии. Однако даже несмотря на это, осень, пожалуй, самое приятное время года. После ливней и жары небо вновь становится ясным и прозрачным, и еще очень тепло. В сентябре зацветают хризантемы, багрянцем покрываются все двадцать видов растущих здесь кленов, и каждый из них имеет свой оттенок. Золотые и багряно-красные осенние клены в Японии—символ уходящего года. Япония относительно молодая страна, а японцы не могут назвать себя древним народом. Заселение Японских островов началось задолго до появления этнических японцев. По предположениям ученых, сто тысяч лет тому назад Японский архипелаг на севере примыкал к Сибири, на юге—к Корейскому полуострову, а еще раньше, возможно, соединялся с Филиппинами и Индонезией. Именно этим временем датируются находки останков древнего человека и костей давно исчезнувших в Японии слонов, тигров и леопардов. Но интенсивно заселяться острова начали лишь около десяти тысячелетий тому назад, о чем свидетельствует характер неолитических находок. Вопрос о том, когда и откуда пришли предки современных японцев на острова, до сих пор широко дебатируется.
Считается, что первые поселенцы пришли на архипелаг в основном из Юго-Восточной Азии через Филиппины и острова Рюкю. Произошло это на рубеже палеолита и неолита. Вероятно, они и были предками аборигенов Японии—айну, когда-то заселявших все острова. Волнистыми густыми волосами, окладистыми бородами и мясистыми широкими носами они напоминают полинезийцев, но имеют более светлый цвет кожи и монголоидные черты, ставшие результатом их более позднего смешения с мигрировавшими на Хоккайдо охотниками и рыболовами из северных районов Сибири, Алеут, а возможно, и Аляски. В эпоху неолита Японию через Корейский полуостров начали заселять выходцы из Китая и Кореи. Миграция шла и южным путем—с юга Китая, через Тайвань, острова Рюкю и Кюсю. Можно предположить, что на архипелаг попадали и переселенцы с островов Тихого океана, чьи лодки приносили сюда мощные течения. В японской мифологии и фольклоре существует множество сюжетов, обрядов и обычаев, говорящих о связи с культурой Полинезии и Юго-Восточной Азии. До сих пор на Кюсю можно встретить японцев с заметным преобладанием папуасских черт над монголоидными. Однако, возможно, что “тихоокеанский поток” проникал в Японию и через Южный Китай, сливаясь с переселенцами с севера материка и из Кореи. В культуре древней Японии можно легко обнаружить черты народов, населявших различные части Азии. Поливное рисоводство пришло через Южный Китай, многие элементы архитектуры из северной части Китая, религиозные обряды японской национальной религии синто напоминают традиции народов, населяющих северо-восток Сибири, обычай насыпать могильные холмы заимствован из Кореи. Очевидна и связь японцев с монгольскими племенами. Об этом говорит и их физический тип, общность религиозных воззрений и даже одинаковая форма мечей. Археологи обнаружили в Японии два типа культуры неолита—Дзёмон и Яёи. Первый (X—III вв. до н.э.) назван по типу узора, наносившегося веревкой на керамические изделия. Второму (III в. до н.э.—III в. н.э.) дал название квартал Хонго Яэй в Токио, где впервые были найдены образцы материальной культуры этого периода. Судя по археологическим исследованиям неолитических стоянок, культура Дзёмон принадлежала людям, напоминающим современных айну. Наиболее старые находки этой культуры имеют возраст до десяти тысячи лет. Керамика этого периода (сосуды и особенно глиняные фигурки, изображающие людей и животных,—догу)—подлинный шедевр искусства древних.
Люди периода культуры Яёи по своему физическому облику напоминали современных японцев. Керамические предметы этой эпохи имеют очевидную связь с материком. Однотипные фигурки археологи находили в российском Приморье, в Западном Китае, в Сибири, на севере России и даже в Финляндии, что свидетельствует о миграции населения с материка на Японские острова. Искусство неолита достигло в Японии высокого уровня, что демонстрируют выставленные в музеях образцы гончарного искусства. Лучшие из них находятся в токийском Национальном музее.
Особый интерес представляют оригинальные терракотовые фигурки ханива, чаще всего встречающиеся в древних погребальных курганах II—IV вв. Техника их изготовления была довольно простой: влажную глину раскатывали в длинный цилиндр, затем резали на куски, вынимали сердцевину, а полученные кольца ставили в столбик и затирали швы. Из готовых цилиндров мастера создавали разнообразные скульптуры. Полая форма предохраняла их от растрескивания при обжиге. Из подобных фигурок делалась изгородь курганов, служившая магическим оберегом захоронения. Дошедшие до нас мастерски выполненные изображения людей, животных и даже мебели позволяют представить быт и культуру древних японцев.
Первые упоминания о Японии можно найти в китайских исторических хрониках, описывающих события лишь с I в. до н.э., хотя формирование первобытного общества здесь началось задолго до этого. Самая ранняя документально подтвержденная дата японской истории—57 г., когда посольство одного из племенных объединений посетило двор ханьского Китая. Согласно китайским хроникам, на территории Японии существовало множество таких мини-государств. Даже два века спустя, в период Троецарствия в Китае (220—265 гг.), все еще насчитывалось до сорока отдельных владений. Каковы же были представления китайцев о своих соседях, или о “восточных варварах”, как назывались японцы в китайской хронике III в. “Вэй Чжи”? “Ва”. т.е. японцы, которых китайцы обозначали иероглифом “карлики”, “живут в домах, едят сырые овощи, еду подают на бамбуковых подносах, умерших хоронят в гробах. Гадают на костях, любят выпить, важные сановники имеют по пять жен, менее важные по две-три, в стране нет воровства”.
Судя по раскопкам, Основной поток миграции из Китая и Кореи начался именно в период Яёи и продолжался вплоть до середины VII в. В III—II вв. до н.э. началось интенсивное проникновение в Японию материковой культуры, включая навыки земледелия. Как говорят китайские хроники, в это время на островах уже существовали родовые сельскохозяйственные поселения во главе с племенными вождями, обладавшими как религиозной, так и светской властью. Японцы того времени использовали гончарный круг, бронзу и железо. Проникнув в Японию через северную часть Кюсю, поливное рисоводство стало основой перехода населения от кочевого образа жизни к оседлому. Центром первого японского государственного образования стал древний и, к сожалению, несохранившийся городок Ямато, давший название эпохе. К III в. на территории Японии сложились два наиболее сильных племенных объединения—одно на севере Кюсю, жители которого сохраняли тесные связи с Кореей и Китаем, другое в центре Хонсю, в районе Кинай (ныне префектура Нара). Первое отличалось воинственностью, второе успехами в выращивании риса, и естественно, что в конце концов выходцы с Кюсю покорили своих более зажиточных, но миролюбивых собратьев и осели на Хонсю, где и начался процесс формирования японского государства и общеяпонской культуры. Религиозные ритуалы воинственных племен Северного Кюсю постепенно приобрели общенациональный характер. В основе культа лежали мифы о деяниях прародителей Японии—богов Аматэрасу и Сусаноо и поклонение трем священным предметам—мечу, зеркалу и яшмовым подвескам—магатама, до сих пор остающимся регалиями императорской власти. Меч олицетворял могущество, зеркало—солнце, а подвески, напоминавшие своей формой упругие ростки риса, были символом плодородия.
Точная дата возникновения государства Ямато неизвестна. Племена соединялись и распадались, пока не произошло их объединение под главенством наиболее сильного. Вождь победившего клана стал верховным правителем, исполнявшим вначале чисто религиозные функции, но постепенно обретшим и светскую власть. С VII в. глава самого сильного клана стал называть себя императором—тэнно (небесным государем). Вождь имел право распоряжаться амбарами с рисом, бывшими в тот период экономической основой верховной власти. Слово окура (амбар) стало символом богатства, и сегодня влиятельное министерство финансов в Японии называется Окурасё, или “министерство амбара”.

Связаться с редакцией журнала "Знакомьтесь - Япония" можно по телефону в Москве: 120-91-67.

Теперь о нововведении. Как Вы уже знаете, на моём сайте есть голосование, по результатам которого я определяю Ваш интерес к каким-либо аспектам познания Японии. Так как результаты голосования могут быть всё время разными, а Ваши пристрастия могут меняться, то я решила, что после публикации каждого из тематических материалов голосование будет обнуляться и Вы сможете проголосовать за интересующую Вас информацию "со свежей головой", т.е. в свете уже полученного материала. Голосование будет высылаться в рассылке или же вы можете голосовать на сайте рассылки (для всех, кто не успел и для получателей рассылки в текстовом формате).
На этом всё. Благодарю за внимание.
До свидания.

P.S.: Любое из Ваших писем может быть опубликовано в рассылке по усмотрению автора, если нет прямого запрета на публикацию.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.help.eloa
Отписаться

В избранное