Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Антикризисные посиделки

  Все выпуски  

Антикризисные посиделки


АНТИКРИЗИ(;ные ПОСИДЕЛКИ

 


Нас вовсю пугают "страшным кризисом", а тут ещё и дефолты разные... Страшно это или нет - нужно ПРОСТО ПОДУМАТЬ!

Но что такое "думать", и что это за процесс такой - МЫШЛЕНИЕ? Кто-то знает об этом?


Кризис ли на дворе, или дефолт грянет прямо с утра - на самом деле для нас это ни холодно ни жарко, пока мы не начнём осваивать МЫШЛЕНИЕ. А иначе - нам в большей или меньшей степени придётся верить на слово случайным людям на торговой площади или средствам массовой информации, у которых есть конкретные задачи.

Для начала посмотрим, что есть о мышлении в Интернете, для удобства пронумерую:

1. "Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними." (http://www.erudition.ru/referat/ref/id.36662_1.html, реферат)


2. "Мышление, процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Хотя М. имеет своим единственным источником ощущения, оно переходит границы непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 554-555)."
(Большая советская энциклопедия)


3. "Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.
Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений." (Рубинштейн С. Л. "Основы общей психологии")


4. "Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества." (А.В. Брушлинский).


5. "Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Мыслительный процесс - процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п." (Лекция по пед. Психологии, Ставропольский госуд. Универс., http://revolution.allbest.ru/psychology/00016254_0.html)


Пока не заинтересует на самом деле - что же такое мышление, и как-то визуализировать для себя этот процесс, - заставить себя читать умные изречения умных авторов неимоверно трудно, сразу вспоминаются скучные институтские лекции.

Но для нас это важно, пробежимся по найденному материалу - какая из цитат вас вдохновила и вы представили себе процесс мышления? Мне больше понравилась цитата 5, хотя четкого представления моему воображению она не дала.

А может быть, чем раньше сделано высказывание, тем смутнее и меньше понятнее оно для нас, современных людей?

С первыми тремя цитатами вроде бы всё совпадает. Набрал в поиске "А.В. Брушлинский", оказалось "родился 4 апреля 1933 г. в г. Москве. Трагически погиб 30 января 2002 г. в г. Москве…". Стал читать биографию (http://www.psy.msu.ru/people/brushlinsky.html
) , этот выдающийся русский ученый столько тем разработал, просто потрясающе! Затем наобум набрал "почему погиб Брушлинский", просмотрел статьи первой страницы поиска и стало очень грустно. Посмотрите сами.

Мы чтим память отдавших жизни в годы Великой Отечественной войны, и всех, кто отдал свои жизни в так называемое, мирное время. Так будем же благодарны всем тем ученым, кто поставил под угрозу или отдал свои жизни для того, чтобы мы имели возможность жить счастливо, да и вообще - жить. Именно из таких ученых был Андрей Владимирович Брушлинский, а также Игорь Глебов, Валерий Коршунов, Наталья Лильина, Сергей Бахвалов, Леонид Корочкин (генетик), Ричард Дунин (замдиректор Эрмитажа), Виктор Французов (проректор Московской государственной академии тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова), заместитель директора по научной работе института истории, археологии и этнографии ДВО РАН, доктор исторических наук Александр Артемьев, преподаватель Финансово-юридической академии Вадим Рябцев, академик РАН, генерал-майор авиации Александр Красовский (академик 40 лет руководил кафедрой в академии им. Жуковского, где проходили подготовку Юрий Гагарин и Герман Титов. - "АН"),
профессор, заведующий кафедрой патологической анатомии во Владивостокском медицинском университете Сергей Мельник, ректор Дальневосточного государственного университета рыбной промышленности, экс-вице-губернатор Приморского края Евгений Краснов,
профессор Российского государственного медицинского университета Борис Святский, ректор ГИТИСа Сергей Исаев. (http://www.argumenti.ru/publications/4970)

**********************

После этого несколько раз перечитал определение мышления Брушлинского, как современного учёного, и мне удалось увидеть его иначе, переоценить, но об этом позже.

Ясно, что мышление - это некий "психический процесс поиска и открытия нового", "познавательный процесс". Ясно, что это ПРОЦЕСС, но как он выглядит - пока непонятно.

"Наше познание… начинается с… восприятия… и переходит к мышлению" (из 3-й цитаты)

И всё-таки определение Брушлинского очень интересно, хотя не со всем я пока согласен, наверное, что-то не так понимаю или вижу. Например, эта фраза: "…отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза…". Почему только отражения? По-моему, не хватает обратной связи, то есть, в данном случае наше влияние на среду тоже должно как-то описываться в определении мышления.

Предлагаю вам провести эксперимент. Попросите кого-то, кто есть рядом с вами спрятать за спиной любой мелкий предмет втайне от Вас. А когда предмет спрятан, вашей задачей будет подумать (поразмышлять) о том предмете, который спрятан. Каковы его свойства - размер, цвет, запах, форма? Постарайтесь. Получается? Если в вас не проснулись экстрасенсорные (сверхчувственные) способности, то скорее всего у вас не получится поразмышлять о том, чего вы не ВОСПРИНЯЛИ своими чувствами.

По результатам этого эксперимента предварительно можно заметить, что это принцип вовсю эксплуатирует реклама - что вижу, о том и думаю. И эксплуатируется этот принцип все мы знаем как.

Второе наблюдение. Слышали когда либо высказывание: "Среда формирует человека"? Это как раз об этом - что мы видим, тем и начинаем оперировать в мышлении и в своих телесных действиях.

Построим мостик дальше, предлагаю доосмыслить высказывание, кажется, Гегеля, чтобы оно звучало примерно так: "Среда формирует человека, поэтому задача человека - формировать необходимую среду для своей жизни и для воспитания своих детей".

И наконец, третье следствие проведённого эксперимента, очень важное: сначала идёт ВОСПРИЯТИЕ, затем мы переходим к МЫШЛЕНИЮ.

Далее, фраза: "…отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза…".
Скажите, думаете ли вы сейчас о том стуле, на котором сидите? Конечно, нет. Но соприкосновение с ним точно есть, и вы его чувствуете, но не обращаетет внимания, поэтому и сказано: "в ходе анализа и синтеза".

А будете ли вы что-то анализировать, если вам ничего не хочется и нет никакой задачи? Нет, конечно - ведь зачем копать, если можно не копать…

Поэтому и написано у Брушлинского: "Мышление возникает на основе практической деятельности" (мы хотим что-то сделать) "из чувственного познания" (мы оперируем тем, что вокруг нас).


Зачем так подробно копаться во всех этих вопросах, не кажется ли, что я слишком закопался? Такие маленькие шажки в размышлении учат связно размышлять, и создают привычку размышлять СВЯЗНО и пошагово. В дальнейшем все эти мелкие шаги будут просчитываться нашим мышлением как само собой разумеющееся, мы будем получать промежуточные и конечные результаты как бы в готовом виде, и это станет неплохим этапом и будет означать, что мышление и восприятие взаимодействуют и взаимодополняют друг друга.


Получается, что мышление нам необходимо для того, чтобы что-то реализовать в жизни, выполнить какую-то задачу.

Мы ощущаем, чувствуем потребность что-то сделать, реализовать, мы постепенно видим образ цели - образ желаемого.
И мы рассматриваем также то, что у нас есть и то что было ранее, но уже рассатриваем с конкретной целью - найти то, что способно или будет способно в ходе преобразования помочь нам создать необходимое.

Что мы получаем в итоге? То, что мы хотим, желаемое, образ цели - это всё категории БУДУЩЕГО. То, что было до нас и то что уже есть - это фактически, ПРОШЛОЕ, так как уже СОЗДАНО, материализовано.

А мышление? Получаем: мышление - это инструмент поиска связи будущего с прошлым.

На данный момент такое сложилось видение. Конечно, всё следует уточнять и дополнять, особенно если будут ваши мысли в письмах!

Интересно было бы рассмотреть мышление с точки зрения Ведической культуры, постараюсь найти об этом что-то к следующему выпуску.

Пишите: posidelki@mail.ru

Ведущий рассылки Вадим Пономарев



В избранное