Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Яма -- правила поведения в йоге



Яма — правила поведения в йоге
2015-01-13 12:04 Алла Воронкова

Яма - правила поведения в йогеЯма — правила поведения в йоге, с этой ступени начинается освоение йоги в сутрах Патанджали. На самом деле, эти правила ведут к личной эволюции человека, к его самосовершенствованию. Патанджали выделяет 8 ступеней йоги: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Правила (яма) и соблюдения (нияма) больше относятся к раджа-йоге, чем к хатха-йоге, хотя раджа-йога утверждает, что яма и нияма должны практиковаться до начала занятий хатха-йогой. Раджа-йога требует контроля за умом, а затем — очищения тела, но в наши дни будет возникать слишком много проблем, если ищущий войдет в прямой конфликт со своим умом в самом начале своего духовного поиска. Это похоже на бегство из логова льва в клетку с тигром. Поэтому в хатха-йоге вся система была разработана для людей Кали Юги — эпохи невежества. Хатха-йога начинает с очищения тела, с шаткармы, а затем переходит к асане и пранаяме. Яма и нияма могут практиковаться позже, когда ум станет более устойчивым, а его попытки выхода наружу — более контролируемыми.

Яма и нияма являются правилами поведения и, в некоторой степени, моральным кодексом. Первоначально не так важно, соблюдаете вы их или нет, и не надо думать, что без них вы не можете преуспеть. Яма и нияма приведены в качестве руководства, чтобы удержать практикующего на пути в конце его практики.

Яма — правила поведения в йоге

1. Не совершать насилия — ахимса.

Эта яма означает оставаться пассивным в любой ситуации без желания навредить кому-либо или чему-либо, будь то вред физический, эмоциональный или психический. В Индии джайны очень строго придерживаются этого правила поведения. Они даже подметают дорогу перед собой, чтобы не наступить на какое-нибудь насекомое и не убить его. Они фильтруют свою питьевую воду и очень осторожно нарезают овощи, чтобы не навредить никакой из форм жизни. Ахимса означает отказ от действий с желанием оказать насилие по отношению к чему-либо, даже к атмосфере. Должна поддерживаться гармония и безмятежность. Это процесс самоконтроля, самоосознания и осознания всего, что вокруг вас. Если вы намеренно навредите другому человеку и потеряете контроль за своим умом и действиями, вы создадите дисбаланс в самом себе. Насилие означает удаление от своей истинной природы; ахимса означает приближение к чистому духу. Махатма Ганди — живой пример этой доктрины.

2. Быть искренним и честным.

Честность — это то, что мы очень редко находим в этом современном мире коррупции, и это определенно то, что должно культивироваться и восстанавливаться в отношениях между людьми. Если вы имеете привычку обманывать и дурачить других, вы сами начнете верить своей лжи. Вы нечестны только по отношению к самому себе. Честность означает, в первую очередь, честность по отношению к самому себе, а также отсутствие цели обмануть других людей ради собственной выгоды или ради нанесения им ущерба.

3. Не воровать.

Запрет воровства понять легко — требование не брать то, что тебе не принадлежит, обусловлено не только социальными или моральными причинами, но и возможными психическими или кармическими последствиями. Воровство вызывает чувство вины. Мы в йоге стараемся избавиться от накопленных образов и впечатлений прошлого, так что нам нет никакой необходимости приобретать новые. Если нам нужно что-то и это действительно важно для нас, то оно тем или иным способом придет к нам.

4. Придерживаться воздержания в сексе — брахмачарья.

Брахмачарья обычно принимается как средство воздержания от сексуальной активности, поскольку при отказе от сексуальной стимуляции сексуальные импульсы и производство половых гормонов уменьшаются. Сексуальное воздержание может быть необходимым в самом начале, пока вы пытаетесь взять власть над телом и умом, но если вам удается это и вы можете сохранять осознание высшей реальности, то сексуальные отношения не будут для вас барьером. В тантре, на самом деле, никогда не говорилось, что сексуальные отношения вредны для духовного пробуждения. Наоборот, тантра утверждает, что половой акт может быть использован для запуска духовного пробуждения.

Избегая сексуальных контактов, человек совсем не автоматически становится брахмачари. Вы можете воздерживаться от половых отношений тридцать или сорок лет и все же не быть брахмачари. Если ваш ум одержим сексуальными фантазиями или если у вас имеют место неконтролируемые потери семени даже при избежании любых видов контактов, то вы определенно не брахмачари. Вы подавляете свои желания и вызываете в себе расстройство и разочарование, а это приносит скорее вред, чем пользу.

5. Уметь прощать — кшама.

Всепрощение, вообще говоря, означает способность позволить вашим переживаниям уйти из ума, не засоряя память событиями прошлого. Это означает жить настоящим. Эта яма направлена не только на благо других людей, она имеет большее значение для вашей собственной выгоды. Если вы умеете прощать, жизнь становится более приятной и гармоничной. В то время как отмщение влечет за собой гнев и угрызения совести и создает карму, прощение приносит счастье и легкость в ваше сердце.

6. Умение терпеть.

Испытания и несчастья жизни часто бывают трудны и болезненны, но они имеют положительное значение. Если вы не можете вытерпеть обычное мирское испытание, как же вы справитесь с ситуацией, когда проявит себя атма? Духовное переживание может случиться в любой момент, и мы должны быть готовы выдержать его на любом уровне. Оно ведь происходит не только с духом, оно воздействует также на тело и ум.

7. Уметь сострадать.

Сострадание — это доброта к молодому и старому, к богатому и бедному, заслуживающему его и, как нам кажется, не заслуживающему. Мы все принадлежим одной атме. Жестокость по отношению к другим оборачивается в конечном счете против нас. Доброта ко всем приносит божье милосердие. Если вы раскрываете свое сердце божественной энергии и в состоянии чувствовать сострадание к каждому божьему творению на земле, то вы будете иметь быстрый прогресс в вашем поиске атмы.

8. Быть смиренным. 

Самопроизвольное смирение приходит вместе с осознанием божественной сущности и с самоотдачей, с капитуляцией своего эго, своего «я». Именно эго порождает чувство отделенности от атмы и препятствует тому, чтобы мы ощутили свою внутреннюю сущность. Такие люди, как Свами Шивананда из Ришикеша, и многие другие великие святые, нашедшие единство с атмой, были кроткими и смиренными как маленькие дети. Смирение или скромность означает простоту характера и стиля жизни. Душе не нужны никакие дополнительные вещи, никакая пища и никакие восхваления, и когда вы ищете их, они уводят вас от вашего истинного Я.

9. Придерживаться умеренной диеты.

Умеренность в диете означает питание без переедания и недоедания. Это означает умеренное питание, достаточное, тем не менее, чтобы наполнить желудок и удовлетворить потребности тела. Тогда ум и тело остаются здоровыми и сбалансированными. Слабое тело не может поддерживать сильный ум. Сильное и здоровое тело отражает природу ума. Переедание и страсть к пище свидетельствуют об отсутствии контроля за умом.

Ваша пища должна быть простой, чистой, без избытка специй. Ешьте то, что необходимо для удовлетворения потребностей вашего тела, и выбирайте ту диету, которая будет способствовать вашей садхане (совершенству). Не думайте, однако, слишком много о еде. В этой статье вы можете почитать о питании при занятиях йогой.

10. Соблюдать чистоту.

Чистота должна быть стилем всей вашей жизни; тело и ум должны поддерживаться в чистоте. Если тело является чистым и в нем нет никаких блокировок, то оно может стать совершенным сосудом для божественной энергии и для чистого сознания. Чистым должно быть не только внутреннее тело, но и вся окружающая обстановка, в которой вы живете. Для очистки тела изнутри хатха-йога предлагает шесть очистительных техник — нети, дхоути, наули, басти, капалабхати и тратаку.

Никогда не следует насильно заставлять ум принимать то, что кажется ему неестественным. Когда он придет к этому самопроизвольно, в этом не будет никакого подавления и насилия. Если вы будете заставлять себя делать что-либо, что идет против вашей природы, вы породите в себе все виды психических осложнений. Держите ямы и ниямы в уме и позвольте им развиваться естественно.

Запись Яма — правила поведения в йоге впервые появилась Йога с Аллой Воронковой.



Йога асаны — Ардха Матсиендрасана
2015-01-14 18:36 Алла Воронкова

Ардха МатсиендрасанаСегодня я познакомлю вас с одной из самых основных асан на скручивание позвоночника — Ардха Матсиендрасана. Эта асана носит имя своего создателя — йога Матсиендры, который жил в древние времена. Ему приписывают создание многих асан йоги. Полная Матсиендрасана оказалась настолько сложной, что ученики попросили его придумать более простой вариант, который и получил название половинной позы Матсиендры — Ардха-Матсиендрасана. Но даже половинный вариант достаточно сложен для выполнения, поэтому начинающим рекомендую более простые асаны на скручивание позвоночника, такие как Поза Винта например.

Асаны на скручивание позвоночника очень эффективны для лечения и профилактики заболеваний позвоночника и Ардха Матсиендрасана одна из самых сильных поз для этого. Однако, если у вас уже есть заболевания позвоночника, тем более грыжи, то вам не подойдут асаны на скручивание в положении сидя. Вам нужно начинать с комплекса «Крокодил». У этого комплекса упражнений на скручивание в положении лежа практически нет никаких противопоказаний и он лечит любые заболевания позвоночника (кроме искривления), в том числе и грыжи. В дальнейшем, вы можете подключать комплексы асан на скручивание позвоночника: часть 1, часть 2, часть 3.

Ардха Матсиендрасана

Асана выполняется на голодный желудок, не раньше, чем через 2-3 часа после еды. Время суток роли не играет, можете выполнять как утром, так и вечером. Внимание концентрируйте в области позвоночника, здесь он скручивается во всех отделах. Беременным женщинам можно выполнять данную асану до третьего месяца. Ардха Матсиендрасана обладает сильным омолаживающим действием. Рекомендуется для ежедневного выполнения больным сахарным диабетом.

Терапевтический эффект:

Ардха Матсиендрасана устраняет ригидность позвоночника, восстанавливает его гибкость и подвижность, действует на все сегменты позвоночника и устраняет функциональные нарушения во всех его отделах. Она, также, повышает тонус корешков спинномозговых нервов и улучшает работу нервной системы. Укрепляет мышцы спины, плечи, избавляет от болей в спине, пояснице и бедрах, укрепляет плечевые и тазобедренные суставы. Активизирует поджелудочную железу, тонизирует мышцы живота и все органы брюшной полости. Способна восстановить функции поджелудочной железы, поэтому рекомендуется больным сахарным диабетом. Асана оздоравливает почки, селезенку, печень, желудок, кишечник, мочевой пузырь, органы малого таза, улучшает кровоснабжение легких. Ардха Матсиндрасана эффективна при запорах, ожирении, лечит метеоризм, расстройства печени, кишечника, предстательную железу, бронхиальную астму, головные боли, прострелы, заболевания тазобедренных суставов. Оказывает сильное омолаживающее действие на весь организм.

Противопоказания:

Сердечные заболевания, недавние полостные операции.

Всем новичкам рекомендую начинать с порядковых видео-уроков. А также, посмотреть видео «План занятий для начинающих». И только после этого приступать к отдельным асанам йоги. Подпишитесь на мой канал на YouTube, чтобы не пропустить новые видео!

Запись Йога асаны — Ардха Матсиендрасана впервые появилась Йога с Аллой Воронковой.



Нияма — 10 соблюдений в йоге
2015-01-16 15:53 Алла Воронкова

Нияма - 10 соблюдений в йогеМы с вами уже изучили яма — правила поведения в йоге. Вторая ступень, согласно мудрецу Патанджали, это нияма — 10 соблюдений в йоге. Все эти правила и соблюдения способствуют духовному росту человека, который придерживается их.

Но хочу еще раз повторить то, что не нужно насильно заставлять себя выполнять что-то и придерживаться тех правил, которые ваш мозг на данный момент принять не может. Вы просто познакомьтесь с ними, примите что-то для себя, а в дальнейшем, с практикой йоги, ваш ум может поменяться. Вспомните первую яму — ненасилие (ахимса). Это касается не только вашего окружения, но и вас самих.

В любом случае, вы должны их знать, если практикуете йогу. А соблюдать их или нет, это личное дело каждого…

Нияма — 10 соблюдений в йоге

1. Аскетизм — тапа. Существует три типа тап: шари-рик-тапа — физическая, вачик-тапа - звуковая, и манасик-тапа — ментальная, которые в свою очередь могут быть саттвическими, раджастическими и тамастическими.

В прежние времена тапы означали стояние в воде на одной ноге в течение нескольких часов или ношение набедренной повязки в сильный мороз и т.п. Эти методы, однако, не являются необходимыми для духовной эволюции, и они действительно не помогают людям нашего времени подойти ближе к самореализации. Для наших современников аскетизм означает выполнение таких действий, которые испытывают силу воли и укрепляют ум и тело. Если вы обычно вставали утром в семь часов и если вы измените эту привычку и заставите себя вставать в четыре — это тапа. Когда вы привыкнете к этому, это перестанет быть аскетизмом. Аскетизм отвергает комфорт и роскошь, такие как матрас из поролона толщиной десять дюймов, дорогая одежда, вкусная пища, телевизор, кондиционер и нагреватель воздуха, и включает в себя принятие холодных ванн зимой, выполнение нелюбимой работы и т.п. Когда вы приспособите себя к таким условиям жизни, они больше не будут для вас аскетизмом. Этот процесс переплавляет тело и ум в более чистое и более саттвическое состояние и способствует духовному росту.

2. Удовлетворенность всем — сантоша.

Означает выработку чувства удовлетворения в любой ситуации, что бы с вами ни происходило. Имеете вы много или ничего, приобретаете или теряете, вы должны чувствовать, что имеете больше чем достаточно. Противоположностью этого является чувство неуверенности, которое порождает беспокойство и нестабильность. Все мы, несомненно, ищем чего-либо. Большинство людей находят удовлетворение в материальных вещах, но спустя некоторое время снова возникает неудовлетворенность. Когда вы поймете, что все желания никогда не могут быть исполнены, наступит время для поиска духовного удовлетворения и реализации. Это единственный путь воистину почувствовать сантошу или удовлетворение.

3. Вера в Высшее (в Бога) — астикьям.

Некоторые люди называют высшее «Богом». Конечно, Бог — это не человек, сидящий на небесах на троне. Жизнь и творение являются очень систематичными и научными. Вы можете называть космические силы Богом, природой или высшим сознанием, но высшая сила определенно существует и контролирует все более низкое существование.

Некоторые из людей были в состоянии ощутить существование и воздействие высшего — это право каждого расширить свое сознание до такого состояния. Мы должны только сохранять веру в то, что однажды мы тоже будем иметь это переживание. С точки зрения высшего мы все как малые дети, и так же, как дети верят своей матери, мы должны иметь такую же непоколебимую веру в высшую силу. Матери нет нужды объяснять своему ребенку, почему она купает или кормит его, потому что он не поймет ее объяснений. Аналогично, космическая сила не должна нам все объяснять. Если вы имеете веру в добрую волю и действия высшей силы, то одной этой веры достаточно, чтобы вести и защитить вас.

4. Милосердие — даанам.

Не только предоставление материальных вещей и финансовой помощи бедным и непривилегированным. Оно означает также помощь или служение другим любым требуемым образом, например, оказанием ментальной и эмоциональной поддержки. Чтобы быть истинно милосердным, человек должен быть неэгоистичным, легко отдавать и делиться с другими, но, конечно, не в такой степени, чтобы исчерпать свои собственные ресурсы.

Свами Шивананда называет это удара вритти, что означает «имеющий большое сердце». Он говорит: «Милосердие должно быть естественным и неограниченным. Отдавание должно стать привычкой. Давая, вы должны испытывать радость. Если вы отдаете, то все богатство мира будет вашим. Это непреложный, непоколебимый, неослабевающий закон природы».

5. Поклоняться Высшему (Богу) — Ишвара пуджанам.

Не должно восприниматься как приверженность какой-то религии. Патанджали называет это Ишвара пранидхана — покорность Высшему Существу. В Индии большинство людей выполняют ритуальную пуджу по отношению к своему собственному божеству, но здесь этого не предполагается. Внешняя жизнь, которую мы ведем, является всего лишь проявлением Высшего; это взаимодействие энергии и сознания. Об этом следует помнить постоянно. Священным является все, а не только помещение для пуджи. Поклонение, или пуджа, должно быть внутренним.

6. Слушание священных текстов — сиддханта или сиддхантавакья шриванам.

Традиционно сиддханта является конкретным разделом Вед и философии Веданты. Сиддханта представляет собой кульминацию духовных знаний в сжатой форме. Слушание текстов с духовными знаниями и описаниями того, что нашли мудрецы древности в своих поисках и переживаниях, помогает развить наши высшие способности к знанию, или джняну. Оно помогает нам понять духовный путь и способы, которыми дух может раскрыть себя. В Индии существует традиция, заключающаяся в том, что люди собираются вокруг человека, обладающего духовными знаниями, и обсуждают вопросы, имеющие отношение к душе человека. Такое мероприятие называется сатсанг. Не обязательно должна обсуждаться только сиддханта. Вы можете слушать беседы на любые духовные темы. Многие люди тратят время на то, чтобы посещать кинотеатры, и на другие подобные развлечения, что только усиливает их мирскую природу. Сатсанг сохраняет ментальную и эмоциональную энергии и удерживает сознание человека в царстве духовных вибраций и стремлений.

7. Быть скромным — хри.

Скромность — это часть смирения, о котором написано в яме.

8. Обладать проницательным умом — мати.

Проницательный ум важен для определения различий между истиной и ложью. Наличие такого ума подразумевает способность проникнуть во внутреннюю природу или скрытую истину ситуации, независимо от того, включает она других людей или только самого себя. Это нечто подобное способности интерпретировать значение снов, то есть понимать, вызваны ли они физической неуравновешенностью, ментальной или эмоциональной причинами, подавлением чего-либо, или они имеют какое-либо духовное значение. Наша жизнь является символическим отражением нашего внутреннего мира. Понимать значения этой внешней жизни и уметь правильно анализировать ее и судить о ней — это и означает обладать проницательным умом.

9. Повторять мантры — джапа.

Мантра может повторяться в уме, шепотом, в виде песнопения или письменно. Не любые звуки могут быть мантрами, не любое имя бога или целое слово могут быть мантрами. Мантра — это специально сформулированные звуковые вибрации, которые воздействуют на глубинные слои ума и сознания. Имеются различные виды мантр — некоторые из них воздействуют на тонкое тело, некоторые воздействуют на пранические вибрации, некоторые являются чисто трансцендентальными. Сначала джапа выполняется сознательно и механически, но спустя некоторое время мантра самопроизвольно выходит из глубин вашего сознания. Вы не должны думать о ней, она просто продолжается сама собой. Сознание привлекается к звуку и к мысли о мантре, как мотылек к яркому свету.

Универсальной мантрой, которая может использоваться всеми, является мантра Ом (или Аум), составленная из звуков «а», «у» и «м». Это космическая вибрация как проявленной, так и не проявленной реальности. «А» представляет мир сознания и все мироздание, «у» представляет промежуточные царства и подсознание, а «м» представляет непроявленный мир и бессознательное. Три эти звука вместе представляют существование высшего сознания и его проявление. Все в мироздании имеет свою собственную вибрационную частоту и мантру, но комбинация всех частот пульсирует в ритме звука Аум. Это самая великая из всех мантр.

10. Жертвование — хутам.

Означает внутреннее жертвование, отбрасывание мирских желаний и своего эго; жертвование чувственными переживаниями ради переживаний духовных. Жертвование — это отбрасывание мысли о том, что жизнь предназначена лишь для мирских удовольствий.

Законы ямы и ниямы составляют двадцать умственных дисциплин и самоограничений, которые первоначально были предназначены для того, чтобы помочь практикующему сохранить и нарастить свой запас пранической и психической энергий. Хотя они и были сформулированы представителями йоги, их можно найти и во многих других религиях. Те, кто испытал высшее откровение, считают, что эти дисциплины полезны для подготовки ищущих к духовным переживаниям. Они, однако, не должны рассматриваться как религиозные практики; они являются частью науки йоги. Держите ямы и ниямы в уме и позвольте им развиваться естественно.

Добавила новый раздел на сайте — Индивидуальные консультации. Будет полезным для тех, у кого есть проблемы со здоровьем и кому нужно подобрать индивидуальный план занятий. Заходите, пишите свои вопросы в комментариях.

Запись Нияма — 10 соблюдений в йоге впервые появилась Йога с Аллой Воронковой.



Йога асаны — Поза Винта
2015-01-31 14:38 Алла Воронкова

Поза ВинтаСегодня в рубрике «йога асаны» одна из асан на скручивание позвоночника — Поза Винта. Эта асана подходит для всех начинающих, именно с нее можно начинать осваивание остальных асан на скручивание позвоночника. Поза Винта оздоравливает позвоночник, улучшает его гибкость и подвижность. О подробном терапевтическом эффекте читайте ниже.

Поза Винта

Асана выполняется на голодный желудок не раньше, чем через 2-3 часа после еды. Во время выполнения макушка всегда тянется вверх. Внимание удерживайте в области позвоночника и старайтесь максимально расслабить мышцы.

Терапевтический эффект:

Поза Винта благоприятно действует на позвоночник, улучшает его гибкость и подвижность, увеличивает питание межпозвоночных дисков, лечит остеохондроз и другие заболевания позвоночника. Асана, также, укрепляет мышцы спины, нервную систему, улучшает пищеварение. Оздоравливает почки, селезенку, печень, мочевой пузырь и органы малого таза. Улучшает работу кишечника, укрепляет иммунитет.

Противопоказания:

Недавние операции на брюшной полости.

Всем новичкам рекомендую начинать с порядковых видео-уроков. А также, посмотреть видео «План занятий для начинающих». И только после этого приступать к отдельным асанам йоги. Добавила новый раздел на сайте — Индивидуальные консультации. Будет полезным для тех, у кого есть проблемы со здоровьем и кому нужно подобрать индивидуальный план занятий. Заходите, пишите свои вопросы в комментариях. Подпишитесь на мой канал на YouTube, чтобы не пропустить новые видео!

Запись Йога асаны — Поза Винта впервые появилась Йога с Аллой Воронковой.



В избранное