Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

В гармонии с самим собой

  Все выпуски  

В гармонии с самим собой Рождество - Светлый праздник


Здравствуйте, уважаемые подписчики! 

Среди всех христианских праздников особое положение занимает именно Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Православная Церковь каждый год в один и тот же день отмечает день рождения Бога на земле. Главным праздником для каждого верующего человека является Пасха, но Рождество – ее основание. Только приняв человеческую природу, Господь мог принести Себя в жертву, пострадать и воскреснуть.

Сегодня в рассылке вы узнаете о том, что происходило в Рождественскую ночь почти две тысячи лет назад, как Церковь праздновала Рождение Спасителя раньше, какие традиции существуют и откуда они пришли. Будет сказано несколько слов о насущном: как правильно провести Сочельник, Рождество и Святки. 

Когда христиане начали праздновать Рождество?

Традиция празднования Рождества Христова имеет долгую историю. Вплоть до IV века верующие люди встречали праздник 6 января и называли его Богоявлением. По смыслу торжество больше относилось к Крещению Господню, а не к Его Рождению. Тогда эти два события вспоминались одновременно. Суть заключалась в том, что Бог, приняв плоть и став Человеком (не переставая быть Богом!), пришел (явился) в мир для спасения людей.

Параллельно с истинным христианством в те времена существовало множество сект, в которых смешивались язычество (в своем мистическом проявлении) и греческая философия. Опасность заключалась в том, что члены сект зачастую тоже говорили о Христе, но то, что они говорили, не имело ничего общего с Его учением.

Одним из распространенных заблуждений стала концепция, в соответствии с которой Иисус был обычным грешным человеком, сыном Иосифа и Марии, а Бог соединился с ним только в Крещении. Диаметрально противоположным утверждением была доктрина, которая полностью отрицала человеческую природу во Христе и говорила о ее «прозрачности».

Простому человеку сложно было разобраться в таком разнообразии. Кроме того, сектантские богослужения и праздники отличались торжественностью, пленяли красотой песен и обрядов. Наверное, именно последнее увлекало людей в ереси больше всего.

Православной Церкви пришлось противостоять всему этому. Введя празднование Богоявления, она подчеркивала, что при Крещении Иисус Христос лишь проявил Свою Божественную Сущность, которая было у Него изначально. Для этого вспоминались и события Рождества Спасителя.

 Почему праздник отмечали 6 января? Ведь конкретный день Рождения Иисуса Христа неизвестен. Эта дата символически связывала первого человека (Адама) с Новым Адамом (так еще называют Иисуса Христа). Как первый Адам согрешил (духовно умер) на шестой день после сотворения мира, так Новый Адам пришел в мир (родился) в тот же день.

Лишь в IV веке папа Римский отделил Рождество Христово от Богоявления (Крещения) и перенес на 25 декабря. Мудрое решение. В этот день язычники весьма разгульно отмечали день зимнего солнцестояния. Пытаясь искоренить суеверия, Церковь предложила людям достойную альтернативу: ведь Христа именуют Солнцем Правды.

Постепенно установленная традиция перешла из Рима в Константинополь, а затем распространилась по всему христианскому миру. События, о которых идет речь, произошли задолго до разделения Церкви на Православную и Католическую. Разногласия между Западом и Востоком привели к расколу только в 1054 году.

Почему же сейчас мы празднуем Рождество 7 января? На самом деле противоречия нет. Церковь продолжает жить по старому стилю (юлианскому календарю), в котором седьмому января соответствует 25 декабря.

История Рождения Спасителя

История Рождества Христова подробно описана в двух из четырех Евангелий: у апостолов Матфея и Луки в первых двух главах.

Иисус Христос родился в Палестине (так называлась земля евреев), которая в тот момент входила в состав Римской империи. Незадолго до Его появления на свет была организована перепись населения по распоряжению римского императора Августа (Октавия). Чтобы принять в ней участие, нужно было прийти в город, которому исторически принадлежит твой род (колено). Так было принято у еврейского народа.

Пресвятая Дева Мария была обручена со своим дальним родственником старцем Иосифом и ждала рождения Сына. Семейство жило в галилейском городе Назарете (в северной части Палестины), но сам Иосиф происходит от колена Давидова и для участия в переписи ему следовало прийти в иудейский город Вифлеем (на юг страны).

Добравшись до Вифлеема, праведный Иосиф не смог найти ни одного свободного места в гостинице из-за огромного скопления людей и своей бедности, а Деве Марии уже пришел срок родить. Они были вынуждены остановиться в пещере, которую пастухи использовали как стойло и хранилище корма для скота. В таких условиях и родился Богочеловек Иисус Христос, Спаситель мира. Зимней ночью, вдали от родного дома, посреди сена и соломы. Богородица сама спеленала Новорожденного и положила в ясли – кормушку для скота.  

Первыми из людей, которые узнали о рождении Спасителя, стали простые пастухи. Возможно, им принадлежала та самая пещера, в которой остановились Иосиф и Мария, а в поле они остались со стадом по причине хорошей погоды.

Ночью пастухам явился ангел со словами: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Евангелие от Луки, глава 2, стихи 10–12). Вслед за этим появилось множество других ангелов, которые в пении восхваляли и прославляли Создателя: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

По всей видимости, пастухи были благочестивыми людьми – они поспешили к пещере, нашли Младенца и поклонились Ему. Воздав хвалу Господу, они рассказали о явлении ангела и после этого вернулись к своему стаду.

Еврейский народ имел много пророчеств о грядущем Мессии, но не только он один ждал Его. Язычники также имели предсказания о появлении великого Святого или Царя-Спасителя, но не знали точно о месте Его прихода.

На Востоке большим уважением пользовались волхвы – мудрецы, знатоки звездного неба и природных явлений. Считалось, что человек рождается под звездой, которая определяет всю его жизнь. За какое-то время до Рождества Христова на небе появилась необычная звезда, по которой волхвы поняли, что скоро родится великий Человек – Царь Иудейский. Взяв дары, они отправились в путь.

В Евангелии ничего не сказано о том, сколько было волхвов и как их звали, но церковное предание сохранило их имена: Гаспар, Вальтазар и Мельхиор. Рождественская звезда стала для них путеводной, с ней они добрались до Иерусалима, где стали расспрашивать о родившемся Царе. Разумеется, никто им не смог помочь, но весть об их приходе и поисках дошла до местного правителя – царя Ирода. Пригласив к себе восточных гостей, он хитростью пытался дознаться о родившемся Младенце. Ирод не хотел поклоняться новому Царю и желал избавиться от «конкурента».

Волхвы добрались до Вифлеема, нашли Деву Марию с Младенцем Иисусом и принесли Ему в дар ладан (как Богу), золото (как царю) и смирну – благовоние, которым натирали покойников (как смертному человеку). Получив откровение, восточные мудрецы удалились в свою страну кружным путем, не возвращаясь в Иерусалим.

Царь Ирод напрасно ждал волхвов. Те ушли, не рассказав о родившемся Младенце. Он пришел в ярость и, поскольку в пророчествах о Мессии указывалось место Его рождения – Вифлеем, повелел убить в этом городе и его окрестностях всех младенцев мужского пола от рождения до двух лет (точный возраст рожденного Царя не был известен). Около 14 000 детей были лишены жизни. Вифлеемские младенцы стали первыми мучениками за Христа. Православная Церковь чтит их память.

Сам Иисус Христос не пострадал. Иосифу во сне было повеление собраться и бежать из города в Египет с Марией и Ее Сыном, что он и выполнил. Там Святое Семейство оставалось до самой смерти Ирода.

Духовный смысл праздника

Рождество любят христиане всего мира и встречают его, пожалуй, не менее торжественно, чем Пасху. Оно относится к великим двунадесятым праздникам и каждый год приходится на одну и ту же дату. Православная Церковь отмечает его 7 января.

Почему праздник Рождества Христова так радостен для верующего человека? Если Пасха в церковной традиции именуется как «праздников Праздник и Торжество из торжеств», то Рождество по праву называется «началом всех праздников» (по слову известного христианского богослова Иоанна Златоуста). Рождение Спасителя стало основанием всех остальных христианских праздников.

Ведь если бы Господь не пришел в мир, не было бы ни Крещения, ни Пасхи, ни Вознесения. С Рождением Иисуса Христа изменилось все. Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом – так в общем можно сформулировать основную идею Рождества.

Не кощунственно ли это звучит? Как человек может стать богом? Не только может, но и должен. Стремление к идеалу, к святости – задача жизни христианина. Достичь абсолюта человеческими силами невозможно, поэтому необходима помощь Создателя. Человек сильно изменился после грехопадения, в мире появились болезнь и смерть (об этих последствиях подробно рассказано в разделе «Смысл Пасхального праздника»). Господь, приняв человеческую плоть, поднял нашу сущность на недосягаемую высоту.

Каждый верующий человек имеет возможность приобщиться к Телу и Крови Самого Бога в Таинстве Причастия и получить через это духовные силы и помощь Господа.

Рождественские традиции

Пожалуй, именно с Рождеством связано самое большое число традиций, народных обрядов и примет. Что из перечисленного допускает Православная Церковь? 

В настоящее время сложно представить Рождество без наряженной елки. Оказывается, эта традиция молода: она укоренилась в России только к концу XIX века, а подарки для детей стали складывать под нее еще позже. После революции 1917 года советская власть пыталась изжить все, что имеет отношение к религиозным праздникам. Лишь со временем елку стали наряжать вновь, но уже к Новому году.

 

Православная Церковь отмечает Рождество Христово не одним днем. После праздника наступают так называемые Святки – период времени вплоть до Крещенского сочельника (18 января), который является очень радостным. В эти дни отменяется пост по средам и пятницам, а в храмах совершаются особенно торжественные богослужения. Хорошо «святить» такое время добрыми делами.

Как видно из истории праздника, Рождество пришлось на языческое празднование зимнего солнцестояния. К сожалению, многие традиции того времени дожили до наших дней. До сих пор девушки гадают на суженого, любовь и замужество не только в рождественскую ночь, но и во время Святок.

Нужно четко понимать, что подобные традиции не имеют ничего общего с христианством и недопустимы для православного человека. Будущее известно только Богу, а гадание – это обращение к бесам, падшим ангелам. Подобного рода «общение» с темными силами может обернуться плачевно: духовными болезнями и несчастиями в жизни. Вера в любые приметы (суеверия) также далека от истины.

Родившегося Богомладенца прославляют не только в церковных песнопениях. Особые обрядовые песни (колядки) звучат на протяжении всех Святок. Они тоже родом из языческого прошлого. По сути они сезонные: поются в течение ограниченного времени. Некоторые из них до сих пор связаны с языческим культом плодородия. «Правильные» колядки – христианские – прославляют родившегося Христа. Обычай колядовать появился на нашей земле давно – вскоре после крещения Руси.

С рождественскими песнями ходили по улицам, стучались в ворота домов. Колядовщиков (иначе их еще называют христославами) встречали радостно, угощали. Славить Христа ходили и дети, и подростки, и даже взрослые. Сейчас эта традиция постепенно возрождается, и, открыв дверь утром 7 января, можно услышать не только коротенький стишок из двух строк, но и настоящую рождественскую колядку.

С традицией распевания колядок связана еще одна: устройство вертепа – модели пещеры, в которой родился Иисус Христос, с фигурками Девы Марии, Иосифа и Богомладенца в яслях. Данный обычай зародился в Западной Европе. Оттуда он распространился на Польшу, Украину и, наконец, пришел в Россию. Вертеп использовали как переносной кукольный театр и показывали зрителям евангельскую сценку поклонения пастухов и волхвов.

 

Вертеп мог быть одно-, двух- или даже трехуровневым. Кроме рождественской истории разыгрывались комические бытовые сценки для увеселения публики. Кукол изготавливали из глины, дерева, шили из ткани.

Традицию изготовления вертепов тоже стали вспоминать. Вовсе не обязательно мастерить целый кукольный театр. Дома вполне можно устроить макет пещеры, а фигурки заменить иконой, либо создать вертеп своими руками, включив в подготовку к Рождеству всех членов семьи.

Рождественский сочельник

Сочельник – это канун Рождества (6 января), последний день Рождественского поста. Он наполнен ожиданием праздника и особыми приготовлениями. Сочельник имеет свои особенности и в церковном плане: богослужение в этот день существенно отличается от обычного.

Откуда взялось такое необычное название кануна Рождества? Оно происходит от церковнославянского слова «сочиво», которым называют размоченные в воде или разваренные зерна пшеницы, овса, ячменя или других злаков. В данное блюдо добавляют по вкусу орехи, изюм, сахар или мед. Только этим принято питаться накануне великого праздника.

В православной среде существует обычай не вкушать пищу «до первой звезды», которая напоминает о появлении на небе рождественской звезды, указавшей волхвам путь к Богомладенцу.

Церковным уставом данное правило не закреплено. Вовсе не обязательно голодать до сумерек. Люди, которые в этот день приходят в храм на утреннее богослужение, могут есть сразу после окончания службы, а работающие – спокойно позавтракать утром. Разумеется, пища должна быть умеренной и постной (в идеальном варианте – сочиво). В любом случае подвиги должны быть вам по силам.

Последнее касается и посещения храмовых богослужений.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК

Накануне Рождества

Назван этот день по обычаю строго поститься "до звезды" и вкушать вечером (для подкрепления сил перед дивной и торжественной службой) сочиво - сваренные в меду зерна пшеницы. Варились в этот день кисели и компоты, и дети, нетерпеливо поглядывая на вечереющее небо, искали звезду, по-детски принося свои первые жертвы являющемуся в мир Богомладенцу. Красивы и благочестивы эти обычаи русской старины. Но не это составляло суть праздника для православной души. Не очень разбираясь в премудрости богословия, не всегда зная во всей полноте Священное Писание, знали и глубоко переживали на Руси, храня в самой глубине души, великую истину: нас ради, человек, и нашего ради спасения. Присносущный и Вселюбящий Бог сходит в эту святую ночь с Небес, покидая невообразимо светлое и прекрасное Свое Царство, чтобы стать на земле Младенцем, вырасти, испытав все немощи человеческого тела, принести людям Благую весть об искуплении - и умереть за них: за каждого в отдельности и за всех вместе. И воскреснуть, взойти на Престол Славы - и открыть дорогу обновленному, рожденному для Вечной жизни человеку. 

День навечерия Рождества Христова проводится в строгом посте и называется сочельником или сочевником, так как употребляется в пищу сочиво - сушеные хлебные зерна, размоченные водой, либо постная каша и овощи. Пост хранится до вечерней звезды, в знак воспоминания звезды Вифлеемской. 

Сочельник - это прежде всего семейной ужин. По старинному обычаю, стол прежде посыпали сеном - в память о вертепе; и яслях, затем застилали белоснежную накрахмаленную скатерть; в центре ставили ритуальное сочиво и другие кушанья, которых непременно должно быть двенадцать. Непременным украшением была праздно-наряженная елка с зажженными свечами и подарками под ней. 

Сочельником заканчивается Рождественский пост; в самый день праздника Рождества верующие разговляются (то есть вкушают скоромную, не постную пищу), и затем на протяжении святок - с 8 по 17 января - пост в среду и пятницу отменяется. 

Накануне Рождества детям читали евангелие или рассказывали о рождении Христа. В Сочельник и рождественскую ночь зажигали и ставили на окна свечи. А на улицах жгли костры, чтобы согреть в морозную зимнюю ночь новорожденного Иисуса Христа. Зажгите и вы в сочельник свечи. Это объединит вас с вашими предками и миллионами людей во всем мире, кто празднует в этот день наступающее Рождество и, может быть, именно в этот момент тоже зажигает свечи. Накануне Рождества дети с бумажными звездами и фонариками в сопровождении взрослого ходили по городу и стучались в те дома, где на окнах были зажженные свечи. Они пели рождественские песни, славящие Христа, шутили, разыгрывали целые спектакли, плясали. А хозяева были рады пригласить певцов в дом, к столу, или щедро наградить их рождественскими лакомствами. Не принять христославов считалось грехом для хозяев. Этот обычай называли колядованием - по одной из версий, в честь языческого бога пиршеств и мира Коляды, а песни - колядками. 

В светской культуре Рождество связывают прежде всего с ёлкой, дарением подарков и загадыванием желаний. 

В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них — «Славим Его!».

СВЯТКИ


Они наступали после Рождества Христова и длились две недели. По преданию, в течение восьми дней после рождения Иисуса Христа бродит по земле нечистая сила, рыскает по улицам, пугает прохожих. Ряженые, представляли нечистую силу, надевали рогатые и бородатые маски, пугали и веселили людей. Во время святок устраивались веселые маскарады. Этот обычай завез в Россию из Европы Петр I. 

Зимние святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора "кликали" Коляду. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознаграждения. Коляда и Овсень - мифологические персонажи песен - должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье. 
Зимние святки были шумным и веселым праздником. Молодежь обходила все дома в деревне со святочными песнями. Жгли костры, рядились. Собирались на игрища, устраивали посиделки, девушки гадали.

Как проводить святки

12 дней Святок - святые дни, а не время безудержного разгула. Это гостевой период, когда мы все ходим друг к другу в гости, навещаем родственников, близких, духовника, например. 
В некоторых приходах в святочные дни принято ходить по домам немощных, больных людей - петь рождественские песнопения, колядки, приносить небольшие подарки, гостинцы. 
Святки - это особое праздничное время после Рождества и до Крещенского сочельника. Но, к сожалению, многие воспринимают святочные дни как дни необузданного веселья, праздности. К изначальному смыслу Святок это не имеет никакого отношения. 
Рождество продолжается три дня. Благочестивые верующие стараются провести их в храме. Второй день после Рождества называется Собором Пресвятой Богородицы, христиане в храмах прославляют Ту, от которой родился Спаситель. 
Святки - дни радости о том, что родился для нашего спасения Господь Иисус Христос. Принято ходить в гости, навещать больных, стариков, заключенных, бедняков, дарить подарки, чтобы и они могли разделить с нами счастье Рождества Христова. 
На Святки отменяются все посты, трапезы обильны, разнообразны. Специально к этим дням с детьми разучивают духовные стихи, песнопения, рождественские сценки. 
По неведению святость этих дней часто нарушается "народными обычаями": гаданиями переодеваниями в шутовские костюмы и т.д.

Дорогой мой человек!
С Рождеством Христовым!
Пусть твой мир и пусть твой век,
Будет не суровым.

Божья хлынет Благодать,
С Рождеством Христовым,
Славим праздник Рождества,
Каждый век мы снова,

В Храмах звон колоколов,
Слышны песнопенья,
И молитвы всех псалмов,
Твой славят День Рожденья!

Ты отраду нам принес,
Свое Благословенье,
И в жару,в лютой мороз,
Всем принес Спасенье!

Молим-Господи прости,
Наше нераденье,
Все грехи нам отпусти,
Для душ наших Спасенье!

 

Еще много интересного вы прочтете:

На сайте: «В гармонии с самим собой» http://reiki.gip-gip.ru/                            

На сайте: «За гранью возможного» http://vgarmoniy.ucoz.ru/

В сообществе: «За гранью возможного» на сайте «Одноклассники»

http://odnoklassniki.ru/group/51791057846416

В группе «Ключи от знаний» на сайте «В контакте»

http://vk.com/club71166370                     

hram-rozdestva-hristova-v-viflieme


В избранное