Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как сохранить здоровье? Тысячелетний опыт восточной медицины. История ТКМ.


Статья 1

Ученье ТКМ —свет, взлеты и падения

 (Продолжение)

Традиционная медицина по определению предполагает наличие медицинской школы в лице учителей и учеников, также она должна располагать авторскими медицинскими трудами. Труды традиционной китайской медицины (ТКМ) по праву называют её жемчужинами: в них не только сконцентрирован опыт предшествующих поколений врачей, но и содержатся оригинальные рецепты и методики лечения заболеваний.

Жемчужины классической китайской медицины

Основы традиционной китайской медицины выкристаллизовываются в эпоху Воюющих царств (475–221 гг. до н. э.). В этот период создаются учение об инь и ян, теория пяти первоэлементов, формируются первоначальные представления о ци и квинтэссенции цзин, жидкостях тела, жизненном духе шэнь, шести внешних поветриях (патогенных ци); появляются фундаментальные труды по иглоукалыванию и прижиганию.

Совершенство искусства китайской медицины шлифовалось веками, и уже у истоков ТКМ мы находим примеры комплексного лечения. В «Исторических записках» Сыма Цяня (145–86 гг. до н. э.) говорится о знаменитом враче Бянь Цюэ, который сочетал иглоукалывание, прижигание и массаж с применением отваров лекарственных трав и лекарственных примочек.

Впрочем, развитие классической медицины в Китае не всегда было безоблачным. Время правления династии Цинь (221–206 гг. до н. э.), когда жестоко подавлялось развитие образования и нещадно крушили традиционные ценности, оставило свой след в истории. Так, в 213 г. до н. э. по приказу императора были сожжены все книги, хранившиеся в частных собраниях. Несмотря на это в 222 г. до н. э. был создан один из основополагающих трудов по траволечению (Шань хай цзин), где описаны не только лечебные свойства более 100 видов лечебных трав, но и минералы.

На рубеже правления династий Цинь и Хань увидела свет знаменитая «Фармакопея Шэнь­нуна» (Нун бен цао цзин). В книге приведены 365 лекарственных растений, способы приготовления лекарств, а кроме того, предпринята попытка их классификации: деление трав на ядовитые и неядовитые, по пяти вкусам, четырем ци.

В неблагоприятные для медицины времена китайские врачи старались любой ценой сохранить накопленные знания. В частности, в 168 г. до н. э. в кургане Мавандуй (провинция Хунань) в гробнице было захоронено множество манускриптов на шелковой ткани. И только в 1973 году их обнаружили археологи. Среди них «Рецепты для 52 болезней» (У ши эр бин фан) эпохи Чуньцю (770–476 гг. до н. э.), где содержится 282 рецепта. Учению о каналах («сосудах») посвящены «Канон прижигания одиннадцати ножных и ручных сосудов» (Цзу би ши и май цзю цзин), а также первая и вторая книги «Канона прижигания одиннадцати инь­ и ян­сосудов» (Инь ян ши и май цзю цзин). Интересно, что многие тексты, найденные в кургане, дословно цитируют «Канон Желтого императора о внутреннем».

Стоит особо отметить вклад, который внес в развитие классической китайской медицины врач Чуньюй И (215–150 гг. до н. э.): он лечил своих пациентов, сочетая иглоукалывание с лекарственной терапией, и первым начал вести записи историй болезни, сопоставляя случаи успешной терапии и неудачного лечения (медицинская статистика!).

Бескорыстие, честность, учтивость и чувство долга

Философская составляющая медицины, оказавшаяся универсальной, стала влиять на общество. По мере развития теоретической базы и накопления опыта роль медицины возрастала. В 310 г. до н. э. в царстве Цинь уже существовала должность начальника Императорского медицинского приказа. Во время правления Западной династии Хань (206 гг. до н. э. — 23 г. н. э.) начинается преподавание медицины в государственных учреждениях, проводятся первые аттестации врачей. В 124 г. до н. э. в Китае учреждают Императорскую академию, в которой наряду с литературой, философией и политикой начали преподавать, хотя и очень кратко, основы медицины.

В хрониках, относящихся к концу предыдущей эры и началу нового времени, сохранились упоминания об экзаменах и других проверках квалификации врачей. Так, в 43 г. до н. э. император Юань­ди повелел провести аттестацию всех придворных лекарей. Заслуживает внимания тот факт, что особое внимание при этом уделялось не медицинским знаниям, а «бескорыстию, честности, учтивости и чувству долга».

Период правления династий Восточная Хань (25–220 гг.) и эпоха Троецарствия (220–265 гг.) отмечены дальнейшим развитием медицины и появлением плеяды выдающихся врачей. В их числе Хуа То (год рождения неизвестен — 208 г.), который первым применил оперативное вмешательство и даже использовал при этом наркотическую смесь трав, а также Чжан Чжунцзин (150–219 гг.), предложивший при выборе лечения руководствоваться признаками, характерными для определенных синдромов. Так было положено начало построению алгоритма клинического мышления врача!

К этому времени основы теории чжэньцзю­терапии (терапии иглоукалыванием и прижиганием) в целом были сформированы, хотя в разных книгах одни и те же точки назывались по­разному, не было четко определено место их локализации. Назрела необходимость систематизировать и упорядочить знания по чжэньцзю­терапии. И в 256–259 гг. выходит «Канон основ иглоукалывания и прижигания» (Чжэнь цзю цзя и цзин). Этот труд известного историка и врача Хуанфу Ми (215–282 гг.) — самая ранняя книга, посвященная иглоукалыванию и прижиганию, в которой приведены в порядок названия и уточнена локализация 349 канальных точек. Впервые подробно описан наружный ход каналов и коллатералей, систематизированы сведения по теории плотных и полых органов, ци и крови. Кроме того, в этой работе уделяется внимание технике владения иглой, пульсовой диагностике, приведены рецепты лечения различных болезней.

Эпохи правления династии Цзинь (265–420 гг.) и Южных и Северных царств (420–589 гг.) — это очередное время «предания книг огню». Но и тогда врачи не перестали применять методы иглотерапии, а в народной медицине получил распространение метод прижигания. В это смутное время появляется книга Гэ Хуна (283–343 гг.) «Подручные рецепты на случай необходимости» (Чжоу хоу бэй цзи фан), обобщающая медицинские знания врачей­предшественников и описывающая некоторые методы иглоукалывания.

Первая школа магии и волшебства

В дальнейшем медицина получает новый импульс к развитию — появляются династии врачей, знания передаются от отца к сыну. Возникает необходимость в особых медицинских кадрах, приближенных к императорскому двору. В 443 г. в царстве Сун начальник Императорского медицинского приказа получает высочайшее распоряжение организовать подготовку придворных лекарей, главной заботой которых будет здоровье членов императорской семьи и представителей знатных родов. С 493 г. начинается преподавание медицины в Императорской академии.

На рубеже правления династий Суй (581–618 гг.) и Тан (618–907 гг.) Китай вступает в пору экономического и культурного расцвета. К 624 г. заработала Императорская медицинская канцелярия. Уникальность канцелярии состояла в том, что она объединяла в себе функции учебного заведения и клинической базы, будучи высшим государственным лечебным учреждением. Поэтому она по праву считается первым государственным специализированным учреждением по подготовке медицинских кадров. Обучение проводилось на двух факультетах: медицинском и фармацевтическом. Медицинский факультет состоял из четырех подразделений: общей медицины, чжэньцзю­терапии, массажа и магии («Отделение заклинаний»). Доктор — преподаватель отделения чжэньцзю­терапии Императорской медицинской канцелярии — имел в распоряжении помощника, 10 наставников по иглоукалыванию, 20 мастеров иглоукалывания и группу студентов из 20 человек. Обучение в Императорской канцелярии продолжалось в среднем от 3 до 7, максимум — до 9 лет, в зависимости от специализации.

Интересной и поучительной представляется экзаменационная система Императорской медицинской канцелярии. Студенты сдавали экзамены трех уровней: в конце каждого месяца, в конце сезона и в конце года. Если по окончании срока обучения студент не мог сдать экзамен, он прекращал учебу и лишался права заниматься медицинской практикой. Студенты, которые не могли сдать годовой экзамен два года подряд, отчислялись. С другой стороны, студенты, сдавшие экзамен на «отлично», награждались. Не менее жестко аттестовались и сами преподаватели Императорской медицинской канцелярии.

Продолжение следует.

 

Сергей Чермошенцев,

главный врач корпорации «Ли Вест»

 

статья 2

Метафизика китайской фармакологии

 

Мы продолжаем рассказ об истории китайской фармакологии. В предыдущей публикации  мы вспомнили Фу­си, Шэнь­нуна и Хуан­ди — отцов­основателей как лекарствоведения Китая, так и культуры этой страны. В целом же исследователи выделяют три периода развития фармакологии традиционной китайской медицины (ТКМ): время «создания основных теорий и техник изготовления лекарственных веществ»; эпоху «усовершенствования и развития теорий производства» и современный этап, начавшийся в 1912 г., — «возрождение и развитие лекарственного производства». Но — обо всем по порядку.

Существует ряд фактов, которые говорят о некитайском происхождении древних шаманов­правителей — Фу­си, Шэнь­нуна и Хуан­ди. Эти данные легко укладываются в известную гипотезу, согласно которой медицинские знания Японии, Кореи, Монголии, Тибета, Китая и Индии имеют общий источник — мировой центр возникновения медицинских наук на Земле.

В поисках философского камня

Первый этап развития фармакологии ТКМ: создание основных теорий и техник изготовления лекарственных веществ

∙ Самый ранний медицинский трактат Китая — «Рецепты для 52 болезней» (wu shi er bing fang) — датируется примерно 770–221 гг. до н. э.  Этот труд найден в 1973 году при раскопках могилы времен Ханьской династии в Мавандуе (г. Чжанша). Написанный на шелковой ткани, он содержит около 282 рецептов, некоторые методики приготовлений лекарств, включающие в себя очистку, резку, обработку водой, огнем, маринование в вине и др. Судя по найденному документу, технология изготовления лекарств уже сложилась к этому времени и впоследствии лишь расширялась и совершенствовалась.

∙ Первая часть монографии по фармакологии «Фармакопея лекарственных растений» династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) отмечала, что «лекарства есть ядовитые, есть не ядовитые, быстро высушенные, собиравшиеся длительный срок, созревшие, выращенные в земле»; рассказывала, как «варить настойку из пчел, готовить на пару тутовых шелкопрядов, обжигать моллюсков». Но древних аптекарей интересовали не только растения. В «Фармакопее…» немало записей об изготовлении лекарств из минералов: способ превращения киновари в ртуть, топление селитры в пасту, топление глауберовой соли в лепешку.

∙ В период Северных — Южных династий Сяо Лэй (420–581 гг.) уже применялось 300 техник и способов обработки лекарственных веществ! В «Трактате Лэйгуна» указывались тонкости лекарственного дела. Что имеется в виду? У пинеллии, например, (ban xia) удлиненная верхушка может вызвать затрудненное дыхание и сильные колики в печени, если очистку не довести до конца; из­за летучести веществ полыни (yin chen) ее нельзя «подвергать огню». А некоторые ингредиенты следует обрабатывать в паре с другим лекарством. В частности, пион (bai shao) нужно готовить с очищенным листоколосником (zhu dao), избегая металлической утвари...

∙ Постепенно количество лекарственных веществ увеличивалось. В этот период освоить все премудрости и запомнить массу знаний могли уже только образованные и талантливые люди… В Древнем Китае врачей всегда высоко ценили, и со стороны властей им оказывалось постоянное покровительство. Особенно это было заметно в эпоху династии Тан (618–907 гг.), когда появилось много медицинских трудов по травам, лечебному питанию, рецептуре.

Надо отдать должное китайским правителям и медикам — они заботились о здоровье всего населения. Так, в книге Сунь Сы Мяо «Рецепты из подручных средств для оказания срочной помощи» имелись рекомендации по использованию простейших препаратов пшеницы, сои, зюзника, слегка поджаренной репы с диким просом, каленого лакового дерева. В ней изложены теоретические основы фармакологии и диетологии, личной гигиены и траволечения, иглоукалывания, гинекологии и педиатрии.

Когда речь шла о ядовитых растениях и минералах, обладающих в то же время очевидными лечебными свойствами, китайские исследователи всегда изыскивали возможность нивелировать вредное действие этих компонентов. Для уменьшения токсичности ингредиенты обрабатывали огнём, прожаривали с другими веществами, вымачивали в воде и растворах и др., а результат проверяли на практике. Европейцы же просто изымали ядовитые корешки и минералы из списка лекарств.

∙ В эпоху Сун (960–1279 гг.) основные акценты фармацевтики особенно сместились на снижение побочных действий лекарств и усиление лечебного эффекта. В это время в ходу уже были известные нам ломтики — нарезки лекарственного сырья.

Дары из «Мешка жемчужин»

Второй период развития фармакологии ТКМ: усовершенствование и развитие теорий производства

Сохранилось большое число работ, отражающих нововведения этой эпохи (период Юань, Мин, Цин — 1280–1911 гг.). Так, например:

в «Травяных отварах» Ван Хао Гу открыл Ли Дун Юаню путь «тайного употребления лекарств», указав способ правильного применения шлемника (huang qin) со спиртом, запеченных ревеня (da huang) и аконитов (chuan wu) и др.;

в «Мешке жемчужин» Чжан Юань Су описал применение вымоченного в вине пиона (bai shao) при женских болезнях, соссюреи (mu xiang) — при коликах в печени;

в компиляции «Развитие травоведения» Сюй Янь Чуй говорит о «чудесных дрожжах» — противодизентерийном средстве из пшеницы, фасоли и жаренного на огне миндаля;

в «Бэн цао мэн» Чэнь Цзя Мо дано первое системное обобщение рассуждений о роли дополнительных ингредиентов при изготовлении лекарств;

во «Введении в медицину» описан процесс дрожжевания чернильного орешка (wu bei zi). Это самое раннее описание переработки чернильного орешка, которое появилось за 200 лет до открытия процесса шведским ученым Шееле.

Династия Мин ознаменовалась выходом в свет «Бэнь цао ган му»«Сводной фармакопеи» гениального Ли Ши Чжэня. Опубликованная в 1590 году, эта книга состоит из 52 томов, охватывает 1892 лекарственных вещества, содержит тысячу с лишним иллюстраций и более 10 тысяч рецептов. Под каждой статьей даются методы приготовления, объяснение названия, цитаты, критические комментарии, вкус и запах, показания к применению и противопоказания, личный опыт автора, рецепты и т. д. Это крупнейшая работа по медицине, 6иологии, химии, астрономии, географии, горному делу.

В этот период в Китае не только достигли явного прогресса в разработке теории и производства лекарственных средств, но и были созданы специальные собирательно­распределительные пункты лекарственного сырья со стандартизированной системой обработки. Например, в провинции Цзянси, где система обработки ингредиентов называлась «камфорная помощь», требовалась нарезка лекарственного сырья на ломтики, которые должны быть «тонкие как бумага, срез ровный, красивой формы». Существовали и другие системы сбора и обработки лекарственного сырья: «речная помощь», «помощь в сооружении», «столичная помощь».

Даже сегодня указанные древние книги являются ценнейшим источником знаний, которые могут дать толчок новым научным открытиям.

Многовековые традиции плюс доказательная база

Третий этап развития фармакологии: возрождение и развитие лекарственного производства

В развитии фармакологии ТКМ начиная с 1912 г. и по настоящее время китайские исследователи выделяют два периода: до создания Китайской Народной Республики и после этого. Первый этап — с 1912­го по 1948 г. — время внутренних мятежей и мировых войн с Англией, Францией, Германией, Японией и другими мировыми державами. Именно тогда в Китай стали поставлять в большом количестве европейские лекарства, которые серьёзно сдвинули позиции традиционной китайской медицины и фармакологии.

После образования Китайской Народной Республики лекарственную отрасль берет под контроль государство, и фармакология, как и непосредственно производство лекарств, начинает развиваться очень быстро. Многовековые традиции сохранились, только теперь к ним добавились современные научные исследования, технологии, материалы и доказательная база.

Пятидесятников Олег.

 

Информационный спонсор: Газета «Мысли и Здоровье» корпорации «Ли Вест», г.Новосибирск  http://www.gazeta-mz.ru/

Организатор рассылки: Интернет-магазин: «Лекарственные травы - почтой «Ортилия.ру» http://www.orthilia.ru/

Вопросы по адресу: alex.vespa@yandex.ru


В избранное