Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Семейный врач Традиционной Медицины Вадим Асадулин


Вклад Традиционной Тибетской Медицины в развитие фундаментальных исследований долгожительства. Tenzing Dakpa и Brooke Dodson-Lavelle. Холистический Центр Здоровья, Нью-Йорк, США. Колумбийская интегративная медицинская программа. Отдел Хирургии. Колумбийский Медицинский Центр, Нью-Йорк, США. Предисловие переводчика. Эта научная статья написана на стыке совершенно разных медицинских направлений – Тибетской Традиционной Медицины, имеющей многовековую практику и современной Доказательной Медицины. В статье присутствуют понятия незнакомые современным врачам, которые требуют предварительной расшифровки для понимания врачебной аудиторией. Для этого процитирую T.J. Tsarong – современного врача Тибетской Медицины, основателя Гималайской Фито Компании и Тибетских медицинских публикаций, бывшего директора Института Тибетской Медицины имени Его Святейшества Далай Ламы, Тибетского медицинского центра и информационного бюллетеня. Мной был сделан перевод его книги ‘Handbook of Traditional Tibetan drugs. Their nomenclature, composition, use, and dosage’ более пяти лет назад. Часть перевода в интернет версии: http://medicinform.net/zog/tibet3/ rLung [Лун] (далее буду приводить транскрипцию тибетских медицинских терминов без указания квадратных скобок) является одним из трёх главных процессов динамического равновесия внутри тела. Любое нарушение этого тонкого постоянства внутренней среды из-за неправильной диеты, образа жизни, пренебрежения климатическими факторами приводит к заболеваниям. Предвестники нарушений Лун определяются на двух различных уровнях: духовном и физическом. Духовное начало Лун следует из присущей человеку природы, которая проявляется привязанностью, алчностью, жадностью, амбициями, стремлением к власти. Физическим источником Лун является Воздух, один из пяти Первоэлементов материи (Начал), который обладает холодностью, подвижностью, жёсткостью, лёгкостью и утончённостью. Хотя Лун существует всегда, должны возникнуть благоприятные условия для проявления его, как расстройства. Это могут быть климатические факторы: одежда не по сезону, применение охлаждающих процедур и длительное пребывание на холоде; диетические – избыток охлаждающей пищи по свойствам, как свинина, козлятина, кофе, какао, холодной пищи и питья по температуре; или образа жизни в условиях неудовлетворённости, раздражительности, постоянного напряжения, стресса и беспокойства. Существует пять типов rLung: Srog-'dzin, Gyen-rgyu, Me-mnyam, Khyab-byed и Thur-sel. Bad-kan [Пе-кен], дословно, Земля и Вода, персидское “Balgam”, возможно, этот термин заимствован из Греко-Арабской медицины. Причина нарушений Пе-кен на ментальном уровне – заблуждения из-за неведения, на физическом уровне – избыток элементов Земли и Воды вследствие злоупотребления сладкой и холодной пищей, сезона дождей и зимы, сидячего образа жизни. Существует пять типов Bad-kan: rTen-byed, Myag-byed, Myong-byed, ‘Byor-byed, Tsim-byed. mKhris-pa [Три-па] – третий главный процесс в теле, который является ответственным за возникновение болезней. Нарушения на ментальном уровне происходят из-за ненависти, гнева, отвращения, злобы, язвительности, нападения, посягательства; на физическом уровне – из-за влияния Элемента Огня при переедании, употреблении жирной пищи и злоупотреблении алкогольными напитками; в летнее время и антисанитарными условиями, которые способствуют развитию инфекционных заболеваний. Существует пять типов mKhris-pa: ‘Ju-byed, mThong-byed, mDog-sel, sGrub-byed, mDangs-sgyur. Дополнительную информацию, можно получить: Tsarong et al. Fundamentals of Tibetan Medicine. Dharamsala: Tibetan Medical Centre, 1981. Distributed by Tibetan Medical Publications, Kalimpohg, India and Snow Lion Publications, P.O.Box 6483, Ithaca, N.Y.,U.S.A. Резюме. Эта публикация будет вкладом Традиционной Тибетской Медицины в развитие фундаментальных исследований, направленных на увеличение продолжительности жизни с акцентом на современные концепции ограничений калорийности пищи. Это – сложная задача, так как Тибетская Медицина дает диетические рекомендации из диаметрально других концепций и основана на иерархической структуре моделей здоровья, профилактики и лечения заболеваний. Эта статья предлагает краткий обзор подходов Традиционной Тибетской Медицины (TTM) и определяет перспективные области для совместных исследований принципов питания. Ключевые слова: Tibetan Medicine; dietary modification; humors; humoral theory; balance; caloric restriction. Прогресс в изучении ограничений калорийности пищи предполагает существование оригинальных способов увеличения продолжительности жизни, противодействия возрастным изменениям организма, включая заболевания сердечнососудистой системы, сахарный диабет второго типа и рак. Из перспективных возможностей Традиционной Тибетской Медицины (TTM), безусловное ограничение калорийности пищи нельзя использовать в качестве стратегии долгожительства. TTM ищет причины заболеваний и устраняет их основу. Это направление базируется на основном понятии об уникальности каждой личности как сгустке взаимосвязанных событий, как явных, так и тонких, внутренних и внешних факторов, которые взаимодействуют диалектически. В основе принципов TTM для лечения любых заболеваний лежит восстановление баланса между тремя типами Природных Начал: Лун, Три-па и Пе-кен (которые выступают в виде неких феноменов, как процессы, и Индивидуальные Телосложения; я специально не делаю дословного перевода, а оставляю транскрипцию, чтоб не возникало семантических параллелей между природными явлениями (ветер) и анатомическими субстратами (желчь и слизь). Эти Космические Начала присутствуют везде: в психологических, физиологических и в невидимых электромагнитных и химических явлениях. Возможно, Теория Трех Начал описывается где-нибудь еще более подробно, чем здесь [1], см. также публикации Loizzo с соавторами в этой книге. (Добавлю от себя, что более полно и доходчиво эти сложные понятия отражены в многочисленных публикациях, безвременно ушедшего, одного из моих Учителей, профессора Пака Дже Ву). С позиций TTM, применение общих Конституционально-наднозологических подходов через методы саморегуляции в виде медитации и йоги, изменение принципов питания, использование специальных лекарств, будет способствовать, в первую очередь, сохранению здоровья, профилактике большинства возрастных болезней, как например, поражение сердечно-сосудистой системы, диабета второго типа, онкологических заболеваний и увеличению продолжительности жизни. TTM – сложная система комплексного медицинского воздействия, которая применяет наименее агрессивные методы лечения, включая массаж, лекарственные компрессы и масла как первую линию регуляции. Когда этого недостаточно, применяются прогревания при помощи сжигания специальных мокс и рвотных лекарств. Энергетический дисбаланс (нарушение психо-эмоциональной, электромагнитной, тепловой и биохимической составляющих человека) м. б. результатом различных причин, включая некомплементарное поведение, как, например, недоедание и нездоровый образ жизни, а также влияния климатических и сезонных факторов. Индивидуальное Телосложение связанно с конкретным временем дня, сезоном, возрастом, поэтому расстройства каждого Начала, естественно, будут преобладать в течение соответствующего периода. Нужно рассматривать и другие показатели, включая конкретный орган или регион тела, где локализуется болезнь и пути её распространения [2]. Кроме того, заболевание может возникать из-за расстройства не только одного Начала. Поскольку, подвижное равновесие между тремя Началами и их составляющими Элементами, определяет Индивидуальное Телосложение и, следовательно, оценивать здоровье, диагностировать заболевания и назначать лечение, нужно через анализ всех сложных, воздействующих друг на друга систем и процессов. Практикующий TTM, должен индивидуально подбирать диетические рекомендации для коррекции любых существующих дисбалансов, а не путем ограничения калорийности. В контексте TTM, сбалансированная соответствующим образом диета должна быть сущностью профилактической медицины. Например, употребление пищи с ограничением калорийности противопоказано при расстройствах системы регуляции Лун, как и голодание, которое вызывает его чрезмерное возбуждение и способствует прогрессированию заболеваний на основе Лун. При любом расстройстве Лун должно быть не менее трех сбалансированных приема пищи в день, как и в пожилом возрасте и, например, при болезни Alzheimer's. Различные свойства других видов пищи должны также учитываться при назначении диеты, чтобы регулировать специфический дисбаланс Первоэлементов. Терапевтические свойства пищи могут быть менее заметными, чем применение лекарств или других методов лечения у которых есть специфические эффекты. Согласно концепций TTM, пища классифицируется по термическим свойствам и вкусам, то есть, м. б. согревающая, охлаждающая; сладкая, острая, соленая, горькая, кислая; обезвреживать токсичные вещества, обладать пластическими и эргономическими эффектами. Есть ещё более сложные описания свойств пищевых продуктов, у индивидуальной диеты могут быть многочисленные разновидности, и эти свойства не являются обязательно статическими. Вернее, у этих качеств существует динамическая связь с определенным Началом и они могут меняться даже от способа приготовления пищи [3]. Добавляю ссылку на более подробное исследование В.Н. Пупышева в книге «Тибетская медицина. Язык, теория, практика». Глава, посвященная диете: http://medicinform.net/zog/tibet/17.htm Люди, у которых преобладает расстройство Начала Лун, обычно нуждаются в питательной пище с тяжелыми свойствами, как, например, овощи-корнеплоды, которые должны подвергаться тушению. Несмотря на существование общих руководящих принципов для составления диет, которые нацелены на устранение определенных расстройств регуляции, нет универсальной диеты в парадигме TTM, так как равновесие всех систем должно оцениваться в процессе диагностики и лечения. Несбалансированное питание может увеличить расстройство Начала Лун и вызвать увеличение массы тела. Врачи TTM соглашаются, что ожирение, снижение физической активности и возраст – главные факторы, которые провоцируют развитие сахарного диабета второго типа. Злоупотребление пищей соленого и сладкого вкусов, с холодными и тяжелыми свойствами являются причиной и способствуют прогрессированию этого заболевания. Хотя пока недостаточно научных публикаций в этой области, отдельные наблюдения показывают, что методы TTM в высшей степени эффективны для лечения диабета второго типа. Одно из последних исследований показало, что лекарства Тибетской Медицины в сочетании с модификацией диеты и образа жизни было более эффективно в уменьшении уровня гипергликемии натощак, чем одна диета и коррекция образа жизни [4]. Если будет доказана эффективность рекомендаций ТТМ значительно снижать гипергликемию натощак, тогда можно будет предположить, что эти методы смогут способствовать снижению частоты сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний и увеличению продолжительности жизни. Пищевые рационы с ограничением калорийности, основанные на принципах регуляции баланса Первоэлементов, могут на самом деле, оказаться плодотворной областью исследований. В TTM применяется большое количество разнообразного растительного сырья, из которого делают тысячи разных лекарств, в том числе с применением драгоценных камней и минералов [5]. (Примечание переводчика – здесь, видимо, вкралась досадная ошибка перевода с тибетского на английский или подмена понятий, т. к. термин минералы уже сам по себе подразумевает применение, в том числе, и драгоценных камней, а пилюли сделаны не из драгоценностей, а обладают драгоценными (уникальными) свойствами, за что так были и названы. У меня есть отдельное небольшое исследование на эту тему): http://forum.medicinform.net/index.php?showtopic=6844 Дополнительно к принципам питания, основанным на термических и вкусовых свойствах для сохранения здоровья, также применяются лекарственные масла для продления жизни и регуляции дисбаланса Первоэлементов. Тибетские лекарственные масла готовят на основе топленого и растительного масел, жира и костного мозга (тиб. Snum bzhi – примечание переводчика), которые содержат незаменимые омега-3 жирные кислоты. Топлёное масло, из которого удален сухой остаток, (белковая составляющая), считается, что стимулирует умственную активность, способствует нормализации расщепления и всасывания пищи. Оно также содержит масляную кислоту с противовирусными и антиканцерогенными свойствами, которая также может оказаться эффективной для профилактики и лечения болезни Alzheimer's [3]. Традиционные Тибетские медицинские тексты указывают, что топленое масло стимулирует костно-мозговое кроветворение. Костный мозг продуцирует B-лимфоциты, которые вырабатывают антитела и стимулируют иммунный ответ. Есть сведения, что Тибетские лекарственные масла значительно стимулируют регенеративные процессы. Лекарственное масло для лечения заболеваний, связанных с расстройством Начала Лун содержит: плоды Terminalia chebula, которые обладают эргономическими свойствами, способствуют продлению жизни; улучшают аппетит, расщепление и всасывание пищи. Плоды Terminalia belerica применяются для лечения сочетанных расстройств Начал Три-па и Пе-кен, болезней chu-ser nad [чу-сэр нэ] (дословно, болезней Желтой Воды – примечание переводчика В. А.), лихорадочных заболеваний и диареи. Плоды Emblica officinalis подавляют Tshad mkhris [цэ три-па] Жар Три-па, сочетанные расстройства Три-па и Пе-кен, устраняют функциональные нарушения работы печени; стимулируют аппетит, расщепление и всасывание пищи; способствуют укреплению волос. Патока устраняет расстройства Начала Лун, запор, улучшает сон, способствует повышению массы тела и стимулирует половое влечение. Плоды Myristica fragrans стимулируют теплопродукцию; аппетит, расщепление и всасывание пищи; улучшают функцию почек и сон; Halitum violaceum устраняет вздутие и спастические боли в животе, запор и острые кишечные заболевания с повышением температуры; симулирует аппетит, расщепление и всасывание пищи. Плоды Piper longum уменьшают нарушения расщепления и всасывания пищи, вздутие живота, облегчают течение бронхиальной астмы; стимулируют функцию почек, теплообразование и половое влечение. Плоды Elettaria cardamomum устраняют расстройства, связанные от воздействия Холода, стимулируют функцию почек, пищеварительный Огонь и аппетит. Корень и корневища Zingiber officinale устраняют нарушения расщепления и всасывания пищи, тошноту и понос алиментарного генеза; улучшает проходимость сосудов и кровообращение. Лекарственные масла обычно применяются внутрь, рецептура составлена таким образом, чтоб полезные свойства возрастали со временем. Согласно концепций TTM, основной причиной дисбаланса Элементов тела и распространения всех заболеваний, м. б. деструктивная наследственность или пристрастия к эмоциональным стереотипам, проявляющиеся в индивидуальном Телосложении, что описано в ‘The Four Noble Truths’ «Четырех Благородных Истинах» – основном Буддийском Каноне. Существует прямая связь между физиологическими и психологическими процессами, западные и тибетские врачи подчеркивают значение саморегуляции и психотехник для преодоления зависимостей, которые усиливают неадекватные формы поведения, идущие в разрез со здоровьем. Обычно врачи рекомендуют, чтобы традиции медитации были получены от авторитетного учителя. Связь между психологической и физиологической областями взаимопроникающая, поэтому комплексное лечение, включая психосоматическую терапию, будет более эффективно, когда пациент соблюдает соответствующую, сбалансированную диету. Поддержание уровня дегидроэпиандростерона (DHEA) и снижение температуры тела – вот два наиболее примечательных биологических маркера ограничения калорийности пищи. Herbert Benson продемонстрировал, что медитация может значительно уменьшить температуру тела и основной обмен [6]. Значение снижения обмена веществ для повышения продолжительности жизни – спорный вопрос, тем не менее, некоторые теории это поддерживают [7,8]. Медитация и аналогичные психотехники способствуют повышению уровня DHEA, а также мелатонина [9-13]. Исследования последних лет в области психонейроиммунологии продемонстрировали, что медитация стимулирует тонус парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и это подавляет чрезмерные воспалительные реакции в ответ на повреждение [14]. Считается, что воспаление присутствует и в патогенезе большинства хронических и возрастных заболеваний, как, например, сердечно-сосудистых и сахарного диабета второго типа [15], и это возможное объяснение физиологических механизмов, как медитативная практика напрямую оказывает лечебное действие при этих хронических заболеваниях. (Примечание переводчика – эффективность медитации доказана современными научными исследованиями, вот моя небольшая подборка материалов на эту тему): http://forum.medicinform.net/index.php?showtopic=4520 Заключение. Прогресс в изучении ограничения калорийности пищи предлагает путь для совместных исследований по модификации диетических рекомендаций. На практике трудно себе представить, как применить у человека то, что проверено только на животных в виде ограничения, вплоть до 30 процентов, суточной калорийности пищи и как это повлияет на продолжительность жизни. Похожая на ограничение калорийности пищи другая сложная задача для ТTM, заставить организм активировать собственные резервы для существования и регенерации, такая терапия не обязательно будет направлена на основные причины, как например, недостаток питания, системный дисбаланс, и причины болезней на энергетическом, ментально – эмоциональном уровнях, которые, в конечном счете, и уменьшает продолжительность жизни. Взамен, можно просто устранять симптомы. Несомненно, TTM признает трудность изменения, по-видимому, бессознательных или запрограммированных образцов поведения и перестройки диетических привычек, и остаётся открытой для других методов лечения, которые смогут помочь тем, кто не в состоянии сделать свой выбор быстро, так как будет страдать без немедленного обычного медицинского вмешательства. Тем не менее, TTM стремится воздействовать на основную причину болезни, даже если желаемые результаты будут видны не сразу. Столкновения интересов. Авторы не сообщают о столкновении интересов. References. 1. Clifford, T. 1984. Tibetan Buddhist Medicine and Psychi¬atry: The Diamond Healing. Motilal Banarsidass Publishers. Delhi, India. 2. Donden, Y. 1986. Health Through Balance: An Introduc¬tion to Tibetan Medicine. Snow Lion, Ithaca, NY. 3. Pitchford, P. 1993. Healing with Whole Foods: Asian Traditions and Modern Nutrition. North Atlantic Books. Berkeley, CA. 4. Namdul, T., A. Sood, L. Ramakrishan, et al. 2001. Efficacy of Tibetan medicine as an adjunct in the treatment of type 2 diabetes. Lett. Diab. Care 24: 176-177. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed?term=Efficacy%20of%20Tibetan%20medicine%20as%20an%20adjunct%20in%20the%20treatment%20of%20type%202%20diabetes. 5. Clark, B. 1995. The Quintessence Tantras of Tibetan Medicine. Snow Lion. Ithaca, NY. 6. Benson, H., M.S. Malhotra, R.E Goldman, et al. 1990. Three case reports of the metabolic and electroencephalographic changes during advanced Bud¬dhist meditation techniques. Behav. Med. 16: 90-95. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed?term=Benson%20Malhotra%20Goldman%201990 7. Weyer, C, et al. 2000. Energy metabolism after two years of energy restriction: the Biosphere 2 experi¬ment. Am. J. Clin. Nutr. 72: 946-953. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11010936 8. Bordone, L. & L. Guarente. 2005. Calorie restriction, CIRT1 and metabolism: understanding longevity. Nat. Rev. Mol. Cell Biol. 6: 298-305. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed?term=Bordone%20Guarente%202005%20Calorie%20restriction 9. Massion, A.O., et al. 1995. Meditation, melatonin and breast/prostate cancer: hypothesis and preliminary data. Med. Hypotheses 44: 39-46. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed?term=Massion%201995%20melatonin 10. Tooley, G.A., et al. 2000. Acute increases in night¬ time melatonin levels following a period of meditation. Biol. Psychol. 53: 69-78. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed?term=Tooley%202000%20melatonin 11. Glaser, J.L., et al. 1992. Elevated serum dehydroepiandrosterone levels in practitioners of the Transcendental Meditation and TM-Sidhi programs. J. Behav. Med. 15: 327-341. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1404349 12. MacLean, C.R.K., et al. 1993. Apparent serum dehydroepiandrosterone response to acute laboratory stress. Soc. Neurosci. Abstr. 19: 169. 13. Ryu, H., et al. 2000. Modulation of neuroendocrinological function by psychosomatic training: acute effect of ChunDoSunBup Qi-training on growth hor¬mone, insulin-like growth factor (IGF)-1, and insulin-like growth factor binding protein (IGFBP)-3 in men. Psychoneuroendocrinology 25: 439-451. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed?term=Ryu%20Modulation%20of%20neuroendocrinological%20function 14. Tracey, K.J. 2002. The inflammatory reflex. Nature 420: 853-859. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/12490958 15. Ershler, W. & E. Keller. 2000. Age associated increased interleukin-6 gene expression, late life diseases, and frailty. Annu. Rev. Med. 51: 245-270. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/10774463 Асадулин Вадим Ахняфович. Заведующий отделом Доказательной Традиционной Медицины АНО Института медицинской коррекции, восстановления и сопровождения. Публикация с дополнениями и исправлениями. Иркутск. Июль 2014

В избранное