Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Здоровье для всех

  Все выпуски  

Азбука здоровья Дислексия


Первое, чему дети учатся в школе, это читать и писать. Большинству эта наука дается легко, но есть дети,у которых процесс обучения вызывает большие сложности. Одна из возможных причин - дислексия.

Различные проявления дислексии серьезно затрудняют узнавание слов и понимание письменной речи. Одно из таких проявлений называется словесной (вербальной) слепотой. Дислексия наблюдаются у одного ребенка из десяти, и чаще у мальчиков, чем у девочек. Причиной болезни является задержка развития участков головного мозга, ответственных за формирование речевых навыков.

Без должного лечения последствия дислексии могут быть довольно серьезными, поскольку болезнь негативно отражается на успеваемости ребенка в школе, что может серьезно усложнить ему жизнь в будущем. К счастью, при обнаружении на ранних стадиях можно немало сделать для коррекции нарушения.

Причины

Дислексия возникает в результате локализованного поражения области головного мозга (рубцовой ткани), что может являться следствием травмы или недоразвитости участка головного мозга. Еще одной частой причиной дислексии врачи считают осложнения во время беременности и
Способность детей, страдающих от дислексии, научиться читать во многом зависит от вашей помощи.
родов. Однако не следует думать, что дети, страдающие этим заболеванием, умственно неполноценны. Это абсолютно не так - ведь речь идет о нарушении функции отдельного участка, а не всего головного мозга.

По утверждению некоторых исследователей, примерно в половине случаев дислексия передается по наследству. Страдать от этой болезни могут все или некоторые члены семьи обоих полов, хотя степень и характер ее проявления может сильно отличаться.

При дислексии происходит нарушение восприятия слов или букв. Болезнь никак не влияет на слуховое или зрительное восприятие. Информация нормально воспринимается мозгом, но что-то не срабатывает на стадии расшифровывания или преобразования знаков в звуки или наоборот.

Симптомы

Многообразие форм проявления дислексии связано с симптомами, характерными для локализованного нарушения функций или неполного развития участка головного мозга. Иногда болезнь проявляется в виде нарушения способности к чтению и затрудняет восприятие не только сложных, но и простых слов, иногда ведет к трудностям с написанием букв или слов.

В некоторых случаях затрудняется также формирование навыков выполнения арифметических действий, хотя сложности здесь, как правило, связаны с неспособностью правильно писать цифры. Некоторые дети с такими формами проявления дислексии прекрасно справляются с задачей, отвечая на вопросы устно. Однако, если их просят записать ответ, они путают порядок цифр или пишут совсем другие цифры. Иногда проявление болезни состоит в том, что ребенок не может правильно опознать предмет или определить его форму на ощупь. У детей, страдающих дислексией, может наблюдаться один или несколько таких симптомов в различных сочетаниях.

В зависимости от видов проявления дислексию подразделяют на моторную (нарушение способности к воспроизведению слогов, слов, фраз), оптическую (нарушение зрительной схемы и неспособности одномоментного охвата слова) и фонетическую (трудности фонематического анализа).

Опасности

Многие считают, что если дислексия ведет к нарушению одной важной функции головного мозга, она отрицательно сказывается и на других умственных способностях. Страдающих этим заболеванием детей зачисляют в разряд ленивых и непослушных упрямцев, не заслуживающих того, чтобы о них особенно заботились. В результате таких детей, несмотря на нормально развитые другие способности, переводят в классы для слабо успевающих детей. Такое отношение приводит к тому, что ребенок теряет всякий интерес к учебе, начинает пропускать занятия и в итоге проваливает экзамены. Если при этом его не лечат от дислексии, он уже никогда не сможет наверстать упущенного.

Кроме того, у ребенка развиваются вторичные осложнения: понижается самооценка, развивается депрессия, нарушается поведение.

Лечение

Для лечения дислексии у детей и взрослых существуют специальные программы коррекции, адаптируемые к индивидуальным особенностям пациента. Эти программы не только помогают справиться с общими нарушениями способности к чтению и письму, но и содержат разделы, обучающие чтению дорожных и других специальных знаков, таких как «опасность», «пожар», «не входить», «осторожно» и т. д.
Овладение навыками чтения при помощи специального курса помогает ребенку почувствовать себя увереннее в других сферах деятельности. Устная работа, использование технических средств и альтернативных методов обучения помогают преодолеть трудности, связанные с чтением, и развить способность ребенка распознавать слова.

Перспектива

Иногда наступает улучшение, и симптомы дислексии исчезают сами собой. Это происходит либо после взросления, либо благодаря включению в работу другого участка головного мозга, взявшего на себя функции поврежденного. В других случаях квалифицированная помощь в овладении навыками чтения и письма сводит к минимуму или даже полностью устраняет, проявления болезни.

При развитии вторичных невротических нарушений применяют успокаивающие и улучшающие настроение препараты, ноотропы, витамины.

 
Помощь страдающим дислексией

Необходимо:

  •  хвалить ребенка по малейшему поводу, поскольку он стыдится своего недостатка и страдает от неуверенности в себе;

∙ сосредоточиться на сильных сторонах ребенка. Это поможет ему В почувствовать себя уверенней;

∙ помогать усваивать сложные слова, разбирая их по слогам;

∙ учить правильному произношению;

∙ проявлять максимум терпения и не торопить ребенка, помогая ему читать, он может не сразу понимать прочитанное.

Не нужно:

∙ смеяться, если ребенок делает ошибки при чтении;

∙ перегружать его большим количеством слов;

∙ сравнивать его с другими детьми;

∙ перегружать коррективным чтением;

∙ акцентировать внимание на аккуратности почерка;

∙ думать, что ребенок замечтался, если он смотрит не в книгу. Он мог просто потерять строку или то место, где он остановился.

Наиболее характерные ошибки при чтении у людей, страдающих дислексией.

Часто путают похожие по форме буквы: «д» и «б», «и» и «н» или похожие по звучанию: «в» и «ф», а также похожие по форме и звучанию слова

Чтение

Трудно удерживать строку при чтении

Трудно переходить от конца одной строки в начало другой Произношение: «полить» вместо «помнить»

Неправильное ударение в словах Письмо

Неполные слова: «преставить» вместо «представить»

Слияние букв

Повторение слова или слов, заглавные буквы там, где не надо Потеря строки

Помните:

Каждый ребенок делает такие ошибки, только начиная учиться читать. Не спешите с диагнозом.


В избранное