Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Философия красоты и здоровья

  Все выпуски  

Философия красоты и здоровья: Экология развития ребёнка. Выпуск N 2


Главная

Natures Sunshine Products

Каталог продукции

Где купить NSP и Natria?

Диагностика

Здоровье

Салон красоты

Детский уголок

Психология

Экология жилища

Форум сайта Философия Красоты и Здоровья

 

Перед Вами - второй выпуск рассылки сайта

Философия красоты и здоровья

Экология развития ребёнка


За окном – весна. Но радости после долгого её ожидания не ощущается: растаявшие сугробы снега обнажили разнообразный мусор, – картина, отнюдь, не радующая глаз…

 

Когда я иду вместе со своими детьми по улице, сие безрадостное созерцание их искренне возмущает. И, как отклик на детское "почему", возникла идея написания этой статьи.

 

Невозможно не процитировать моего любимого Булгакова: "…разруха сидит не в клозетах, а в головах", – и: "Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят". То, что мы видим на наших улицах сегодня – это результат неправильного воспитания вчера

 

Экология – наука о чистоте и гармонии не только мира окружающего, но и – как частность – наука о правильном формировании человека. На мой взгляд, понятие "экология воспитания" включает в себя ряд основополагающих позиций, но не исчерпывается только ими:

 

  1. позитивное отношение к себе и миру, активная жизненная позиция

  2. развитое чувство восприятия прекрасного

  3. правильные пищевые привычки

  4. сформированная потребность в физической активности

  5. доброе, заботливое отношение к живой природе

  6. знания о влиянии вредных факторов на организм человека (загрязнённого воздуха, воды, электромагнитного излучения, шума <у Паланика есть даже диагнозы для современной молодёжи - музыкоголики, тишина-фобы>, и т.д.)

  7. сформированная потребность в чистоте: личной аккуратности, чистоплотности и окружающего пространства (детской комнаты, детской площадки, населённого пункта в целом)

  8. заложенная в детстве любовь к познанию, саморазвитию

  9. любовь к правильному, чистому русскому языку

  10. уважение и терпимость по отношению к другой точке зрения, другому вероисповеданию, расе или национальной культуре

 

Позитивное отношение к себе и миру

 

Позитивное отношение к себе и миру формируется у ребёнка не только при непосредственном положительном примере взрослого, но и под влиянием других многочисленных факторов. Ребёнок наблюдает, как ведут себя окружающие: дети, их родители, воспитатели в детском саду или учителя, люди в магазине, транспорте или других общественных местах, и т.д. Он задаёт множество вопросов: "Почему так, а не иначе? А можно ли так?" Не стоит оставлять детскую социальную любознательность без внимания: для ребёнка очень важна оценка как правильного поведения других, так и асоциального со стороны близкого человека.

 

Объясняя, почему дядя сидит на полу в электричке в тамбуре или почему кричит дама у кассы в магазине, Вы обогащаете своего дитя неоценимой информацией из самого достоверного для него источника. Не стоит приукрашивать действительность, но и сгущать краски тоже не надо: попробуйте найти понятное ребёнку объяснение сложившейся ситуации.

 

Развивайте в маленьком человеке чувство собственного достоинства, не подавляйте и не переделывайте под себя, не унижайте грубыми окриками и шлепками. Булгаковское: "Никого драть нельзя… На человека и животное можно действовать только внушением!.." – следует считать образцом, хотя действовать с позиции силы, конечно, удобнее и проще. Воспитывая своих детей, приходится ежедневно заниматься и самовоспитанием.

 

"Человек, дошедший до сознания своего достоинства, поступает человечески потому, что ему так поступать естественнее, легче, свойственнее, приятнее…" (Герцен)

 

Социально правильное поведение (не путайте с обезличиванием!), доброжелательность, открытость, и в то же время умение защитить свою точку зрения помогут стать Вашему дитя в дальнейшем успешным человеком, к которому будут прислушиваться и уважать.

 

Разговаривайте со своими детьми, почаще обнимайте их и говорите о своей любви. Чувство защищённости и доверия к родителям служит не только позитивному мировосприятию, но и является мощным толчком к развитию ребёнка: когда не о чем беспокоится, можно активнее интересоваться окружающим миром.

 

Здоровые нравственные ориентиры заложить, по большому счёту, просто и сложно одновременно – будьте ежедневно образцом для своего ребёнка.

 

Андре Жид в "Фальшивомонетчиках" описал такой образец воспитания, при котором дети "сами избегают дурных знакомств и не читают дурных книг":

"…какая польза запрещать то, что предотвратить невозможно? Запрещённые книги мальчик читает украдкой. Система (…) гораздо проще: он не запрещает читать дурные книги, но устраивает так, что его дети не чувствуют ни малейшего желания их читать."

 

 

Суть воспитания сводится к тому, чтобы научить своих детей всегда делать правильный выбор

 

 

Другим важным фактором, формирующим позитивное мышление ребёнка, является информационная среда, в которой он растёт. Любые источники информации – книги, мультфильмы/фильмы, музыка, звучащая в доме, формируют растущего в Вашем доме человека.

 

Когда я рассказываю, что мои дети НИКОГДА не смотрят телевизор (чего я и сама не делаю больше пятнадцати лет), а дозировано смотрят только отобранные мной по своей эстетической и развивающей ценности советские мультфильмы, у собеседников чаще всего возникает негативная реакция. "Нельзя ограждать детей искусственно от современной жизни!" – слышу я, и, пожалуй, соглашусь. Но только, если к данному утверждению добавить слово "всегда". На самом деле, чтобы во взрослую жизнь из нашей семьи не вышел неприспособленный к жизни недогражданин, всегда ограждать от неэстетичной, агрессивной или, в лучшем случае, бесполезной аудио-визуальной информации нельзя – нерационально. Но разубедить меня в том, что такая необходимость существует, по крайней мере, до школьного возраста (а ещё лучше – до подросткового), получится едва ли.

 

Чем, казалось бы, плох популярный сейчас Лунтик? Добрый герой, совершающий правильные поступки. Я долго сама в себе не могла найти источник сопротивления. И однажды снизошло озарение: этот замечательный герой слишком примитивно нарисован, поэтому он мне несимпатичен!

 

Психологи давно уже утверждают: всё, что попадает в наше поле зрения, – значимо и важно, мелочей нет. Вы живёте в спальном районе с однообразной архитектурой среди сплошных плоскостей и прямых углов? Это негативно сказывается на Вашей психике, и на психике ребёнка, разумеется, тоже. Всякие архитектурные "излишества", оказывается, вовсе таковыми не являются: на них останавливается наш взгляд, и они буквально умиротворяют нас и приводят в благое расположение духа. Замечали ли Вы, какой заряд энергии получаешь после отдыха, например, в Праге или Риме? Дело не только в том, что поездка заграницу или отдых сам по себе являются источниками положительных впечатлений. Да-да: архитектурное великолепие старых европейских городов завораживает и умиротворяет само по себе. Как говорил Гёте: "Архитектура – это музыка, застывшая в камне".

 

Если нет возможности хотя бы иногда выезжать гулять в интересные с архитектурной точки зрения районы, исторический центр города, старайтесь прогуливаться в близлежащем парке, но никак не в стандартном бетонном дворе дома даже с современной детской площадкой. Созерцание красот природы, да и просто зелёный цвет листвы сам по себе, благотворно влияет на психику.

 

Продолжая разговор о визуальном влиянии, конечно, нельзя ни упомянуть красочных детских книжек. Но, знаете, я всё больше, при всём разнообразии рынка детской литературы сегодня, стараюсь книги для своих детей покупать у букинистов… И не всегда в этих книгах картинки цветные, иногда попадаются потрясающе красивые книги с чёрно-белыми гравюрами. Чем плохи быстро свёрстанные пёстрые книги с компьютерными рисунками? Опять же – примитивизмом. Не поймите меня неправильно: чрезмерная перегрузка рисунков в детских книгах деталями является тоже лишней, в силу особенностей восприятия детской психики. Но не до такой же степени всё упрощать!

 

Кстати, уважаемые родители, а читаете ли Вы то, что написано в издающихся ныне книгах перед покупкой? Поверьте, это тоже не будет лишним, потому что иногда современные авторы страдают не только незнанием стилистики русского языка, но и элементарно неграмотны.

 

Скажу даже больше: "адаптируются" интереснейшие детские книги, не переиздававшиеся много лет, например, "Что я видел" Бориса Житкова. Из толстой книги сделали практически брошюру… Очень это печально: современные издатели посчитали лишним обилие реалий времени (примусы и пионеры, например), и тем самым облегчают чтение для родителей – ничего не приходится объяснять. "Что я видел" – богатейшая энциклопедия жизни, написанная гениально понятным даже для детей-двухлеток языком (я ориентируюсь на развитие своих детей, хотя уверена, в три года книга доступна уже всем).

 

Читайте своим детям "правильные" книги с "правильными" картинками – это гораздо важнее, чем думается! Не можете найти ничего подходящего на прилавке магазина – запишитесь в библиотеку, полистайте книги "Детгиза" (в некоторых библиотеках их ещё не списали за сроком давности) или доперестроечные издания "Детской литературы".

 

Читать далее >>>

 

С уважением, всегда Ваша Elen


В избранное