За окном – весна. Но радости
после долгого её ожидания не ощущается: растаявшие сугробы снега обнажили
разнообразный мусор, – картина, отнюдь, не радующая глаз…
Когда я иду вместе со своими
детьми по улице, сие безрадостное созерцание их искренне возмущает. И, как
отклик на детское "почему", возникла идея написания этой статьи.
Невозможно не процитировать моего
любимого Булгакова: "…разруха сидит не в клозетах, а в головах",
– и: "Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят". То, что
мы видим на наших улицах сегодня – это результат неправильного
воспитания вчера…
Экология – наука о чистоте и
гармонии не только мира окружающего, но и – как частность – наука о правильном
формировании человека. На мой взгляд, понятие "экология
воспитания" включает в себя ряд основополагающих позиций, но не
исчерпывается только ими:
позитивное
отношение к себе и миру, активная жизненная позиция
развитое
чувство восприятия прекрасного
правильные
пищевые привычки
сформированная
потребность в физической активности
доброе,
заботливое отношение к живой природе
знания
о влиянии вредных факторов на организм человека (загрязнённого воздуха,
воды, электромагнитного излучения, шума <у Паланика
есть даже диагнозы для современной молодёжи - музыкоголики,
тишина-фобы>, и т.д.)
сформированная
потребность в чистоте: личной аккуратности, чистоплотности и окружающего
пространства (детской комнаты, детской площадки, населённого пункта в
целом)
заложенная
в детстве любовь к познанию, саморазвитию
любовь
к правильному, чистому русскому языку
уважение
и терпимость по отношению к другой точке зрения, другому вероисповеданию,
расе или национальной культуре
Позитивное отношение к себе и
миру
Позитивное отношение к себе и
миру формируется у ребёнка не только при непосредственном положительном примере
взрослого, но и под влиянием других многочисленных факторов. Ребёнок наблюдает, как ведут себя
окружающие: дети, их родители, воспитатели в детском саду или учителя, люди в
магазине, транспорте или других общественных местах, и т.д. Он задаёт множество
вопросов: "Почему так, а не иначе? А можно ли так?" Не стоит
оставлять детскую социальную любознательность без внимания: для ребёнка очень
важна оценка как правильного поведения других, так и
асоциального со стороны близкого человека.
Объясняя, почему дядя сидит на полу в электричке в тамбуре или почему кричит
дама у кассы в магазине, Вы обогащаете своего дитя неоценимой информацией из
самого достоверного для него источника. Не стоит приукрашивать действительность,
но и сгущать краски тоже не надо: попробуйте найти понятное ребёнку объяснение
сложившейся ситуации.
Развивайте в маленьком человеке
чувство собственного достоинства, не подавляйте и не переделывайте под себя, не
унижайте грубыми окриками и шлепками. Булгаковское: "Никого
драть нельзя… На человека и животное можно действовать
только внушением!.." – следует считать образцом, хотя действовать с
позиции силы, конечно, удобнее и проще. Воспитывая своих детей, приходится
ежедневно заниматься и самовоспитанием.
"Человек, дошедший до
сознания своего достоинства, поступает человечески потому, что ему так
поступать естественнее, легче, свойственнее, приятнее…" (Герцен)
Социально
правильное поведение (не путайте с обезличиванием!), доброжелательность,
открытость, и в то же время умение защитить свою точку зрения помогут стать
Вашему дитя в дальнейшем успешным человеком, к которому будут прислушиваться и уважать.
Разговаривайте со своими детьми, почаще обнимайте их и говорите о своей любви. Чувство защищённости
и доверия к родителям служит не только позитивному мировосприятию, но и является
мощным толчком к развитию ребёнка: когда не о чем беспокоится, можно активнее
интересоваться окружающим миром.
Здоровые нравственные ориентиры заложить, по большому счёту,
просто и сложно одновременно – будьте ежедневно образцом для своего ребёнка.
Андре Жид в
"Фальшивомонетчиках" описал такой образец воспитания, при котором
дети "сами избегают дурных знакомств и не читают дурных книг":
"…какая польза запрещать то, что предотвратить
невозможно? Запрещённые книги мальчик читает украдкой. Система (…) гораздо проще: он не запрещает читать дурные книги, но
устраивает так, что его дети не чувствуют ни малейшего желания их читать."
Суть воспитания сводится к тому,
чтобы научить своих детей всегда делать правильный выбор
Другим важным фактором, формирующим
позитивное мышление ребёнка, является информационная среда, в которой он
растёт. Любые источники информации – книги, мультфильмы/фильмы, музыка,
звучащая в доме, формируют растущего в Вашем доме человека.
Когда я рассказываю, что мои дети
НИКОГДА не смотрят телевизор (чего я и сама не делаю больше пятнадцати лет), а
дозировано смотрят только отобранные мной по своей эстетической и развивающей
ценности советские мультфильмы, у собеседников чаще всего возникает негативная
реакция. "Нельзя ограждать детей искусственно от современной жизни!"
– слышу я, и, пожалуй, соглашусь. Но только, если к данному утверждению
добавить слово "всегда". На самом деле, чтобы во взрослую жизнь из
нашей семьи не вышел неприспособленный к жизни недогражданин, всегда ограждать от неэстетичной,
агрессивной или, в лучшем случае, бесполезной аудио-визуальной
информации нельзя – нерационально. Но разубедить меня в том, что такая
необходимость существует, по крайней мере, до школьного возраста (а ещё лучше –
до подросткового), получится едва ли.
Чем, казалось бы, плох популярный сейчас Лунтик?
Добрый герой, совершающий правильные поступки. Я долго сама в себе не могла
найти источник сопротивления. И однажды снизошло озарение: этот замечательный
герой слишком примитивно нарисован, поэтому он мне несимпатичен!
Психологи давно уже утверждают:
всё, что попадает в наше поле зрения, – значимо и важно, мелочей нет. Вы живёте
в спальном районе с однообразной архитектурой среди сплошных плоскостей и
прямых углов? Это негативно сказывается на Вашей психике, и на психике ребёнка,
разумеется, тоже. Всякие архитектурные "излишества", оказывается,
вовсе таковыми не являются: на них останавливается наш взгляд, и они буквально
умиротворяют нас и приводят в благое расположение духа. Замечали ли Вы, какой
заряд энергии получаешь после отдыха, например, в Праге или Риме? Дело не
только в том, что поездка заграницу или отдых сам по себе являются источниками
положительных впечатлений. Да-да: архитектурное великолепие старых европейских
городов завораживает и умиротворяет само по себе. Как говорил Гёте: "Архитектура
– это музыка, застывшая в камне".
Если нет возможности
хотя бы иногда выезжать гулять в интересные с архитектурной точки зрения
районы, исторический центр города, старайтесь прогуливаться в близлежащем
парке, но никак не в стандартном бетонном дворе дома даже с современной детской
площадкой. Созерцание красот природы, да и просто зелёный цвет листвы сам по себе,
благотворно влияет на психику.
Продолжая разговор о визуальном
влиянии, конечно, нельзя ни упомянуть красочных детских книжек. Но, знаете, я
всё больше, при всём разнообразии рынка детской литературы сегодня, стараюсь
книги для своих детей покупать у букинистов… И не
всегда в этих книгах картинки цветные, иногда попадаются потрясающе красивые
книги с чёрно-белыми гравюрами. Чем плохи быстро свёрстанные пёстрые книги с
компьютерными рисунками? Опять же – примитивизмом. Не поймите меня неправильно:
чрезмерная перегрузка рисунков в детских книгах деталями является тоже лишней,
в силу особенностей восприятия детской психики. Но не до такой же степени всё упрощать!
Кстати, уважаемые родители, а
читаете ли Вы то, что написано в издающихся ныне книгах перед покупкой?
Поверьте, это тоже не будет лишним, потому что иногда современные авторы страдают
не только незнанием стилистики русского языка, но и элементарно неграмотны.
Скажу даже больше:
"адаптируются" интереснейшие детские книги, не переиздававшиеся много
лет, например, "Что я видел" Бориса Житкова. Из толстой книги
сделали практически брошюру… Очень это печально:
современные издатели посчитали лишним обилие реалий времени (примусы и пионеры,
например), и тем самым облегчают чтение для родителей – ничего не приходится
объяснять. "Что я видел" – богатейшая энциклопедия жизни, написанная
гениально понятным даже для детей-двухлеток языком (я ориентируюсь на развитие своих детей, хотя уверена, в три года книга доступна уже всем).
Читайте своим детям
"правильные" книги с "правильными" картинками – это гораздо
важнее, чем думается! Не можете найти ничего подходящего на прилавке магазина –
запишитесь в библиотеку, полистайте книги "Детгиза"
(в некоторых библиотеках их ещё не списали за сроком давности) или доперестроечные издания "Детской литературы".