Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

На Здоровье!

  Все выпуски  

На Здоровье! Что происходит в голове, когда мы едим «мусорную пищу»


фастфудБольшинство из нас знает, что нездоровая пища – это плохо, но вкусно… . Мы знаем, что плохое питание связано с проблемами сердца, высоким давлением, и множеством других проблем. Возможно, вы даже знаете, что оно связано с увеличением депрессии .

Но если это так плохо, почему мы продолжаем делать это?

Существует ответ. И наука удивит вас.

Термин Junk Food (мусорная пища) широко употребляется в англоязычных странах и значит буквально на американском английском: Суррогат; Высококалорийный, но малоценный с точки зрения питательности продукт, например, американский сыр, хот-дог, пицца, кока-кола и т.п. Обычно так называют продукты с большим содержанием искусственных пищевых добавок, красителей и наполнителей, благодаря которым они приобретают привлекательный внешний вид.

Стивен Уитерли (Witherly) – исследователь в области нутрициологии - провел последние 20 лет, изучая то, что делает определенные продукты способными вызывать более сильную зависимость, чем другие. Результаты своих исследований он изложил в книге "Почему люди любят мусорную пищу."

По Witherly, когда вы едите вкусную еду, действуют два механизма, которые делают опыт приятным.
Во-первых, это ощущение употребления пищи. Это целый комплекс ощущений: вкус (соленый, сладкий, и т.д.); запах; и ощущения во рту. Это последнее ощущение - известное как "orosensation" - может быть особенно важно. 
Продовольственные компании тратят миллионы долларов, чтобы обнаружить наиболее удовлетворяющий уровень хруста в картофельных чипсах. Их ученые проводят исследования идеального количества пузырьков в газировке. Все эти факторы в совокупности создают приятные чувства в мозгу с приемом определенного продукта или напитка.
Вторым фактором является фактический состав макроэлементов пищи - смесь белков, жиров и углеводов. В случае «мусорной» пищи, производители продуктов питания ищут идеальное сочетание соли, сахара и жира, которое возбуждает ваш мозг и заставляет вас есть их снова и снова.

Вот как они это делают ...

Как наука создает тягу к еде

Есть целый ряд факторов, которые ученые и производители продуктов питания используют, делая продукты более притягательными.
Динамическая контрастность. Динамическая контрастность - это комбинация различных ощущений в одном продукте. По словам Witherly, продукты с динамической контрастностью – это, например, сочетание хрустящей оболочки, внутри которой заключено что-то мягкое и сливочное, и полное активного вкуса. Это правило относится к самым разным готовым продуктам – жареные куриные крылышки в панировке, конфеты Рафаэлло, мороженое в глазури, сладкие батончики, печенье с начинкой. Мозг воспринимает еду с динамической контрастностью всякий раз как что-то очень новое и захватывающее. 
Слюноотделение. Это важный аспект пищеварения, и чем больше слюнного ответа вызывает продукт, тем больше вкусовые рецепторы направляют информации в мозг. Например, эмульгированные продукты (сливочное масло, шоколад, заправки для салата, мороженое, и майонез) способствуют слюноотделению и приятным ощущениям в мозгу. Это одна из причин, почему большинство любит продукты с соусами. 
Быстрое растворение во рту. Продукт, который "тает во рту", дает сигнал в мозг, что вы не съели столько, сколько на самом деле. Другими словами, эти продукты буквально говорят вашему мозгу, что вы не наелись, несмотря на то, что уже проглотили достаточно.

Результат: Вы склонны переедать.

Сенсорный специфический ответ. Мозг любит разнообразие. Если вы чувствуете одинаковый вкус снова и снова, то вы начнете получать все меньше удовольствия. Это может произойти в считанные минуты. Но вот картофельные чипсы, например, сделаны так, чтобы не наскучить мозгу – сначала твердые, хрустящие, они растворяются во рту с ощущением маслянистости. Сенсорный ответ притупляется. Да еще усилители, «вкус укропа», «бекона», «сметаны» - ощущения для мозга новые и интересные каждый раз.
Плотность калорий. Нежелательные продукты убеждают мозг, что организм получает питание, но не переполняет. Рецепторы во рту и желудке отправляют в мозг информацию о питании (это вызывает приятное чувство), но не о сытости. Остановиться вовремя трудно.
Воспоминания о прошлом приятном опыте. Вот здесь психобиология нездоровой пищи действительно работает против вас. Когда вы едите что-то вкусное (скажем, пакетик картофельных чипсов), ваш мозг регистрирует это приятное чувство. В следующий раз , когда вы увидите этот продукт, почувствуете запах, или даже читаете о нем, ваш мозг начинает вызывать воспоминания и приятный ответ. Эти воспоминания могут фактически вызвать физические реакции - слюноотделение и "аппетит".
Все это подводит нас к самому важному вопросу. Продовольственные компании тратят миллионы долларов, чтобы разработать продукты, вызывающие приятные ощущения. Что мы можем с этим поделать? Есть ли способ, чтобы противодействовать деньгам пищевой промышленности, науке и рекламе?

Как противостоять привычке к нездоровой пище?

Есть и хорошая новость. Исследования показывают, что чем меньше нездоровой пищи мы едим, тем меньше мы желаем ее. Этот переходный период будет настоящим "генетическим перепрограммированием".

 nazdorovie.info

В избранное