Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Введение в Аюрведу в вопросах и ответах. Порядок действий при двойном Вата-Питта дисбалансе.


Здравствуйте, !

Разбираем очередной вопрос из моей почты. Письмо:

Доброго времени суток, Евгений!
Спасибо Вам большое за курс "Введение в аюрведу" - все очень доступно и понятно! 
Вопрос по рекомендациям для смешанной доши.Я - Вата -Питта - в рекомендациях по питанию есть взаимоисключающие продукты для одной и другой доши. Как разобраться?
Заранее благодарю Вас за ответ. С уважением, А.

Ответ:

Давайте сразу оговоримся, что заниматься обеими дошами нужно, если они обе в дисбалансе. Если же это просто конституция Вата-Питта, то нет нужды заниматься обеими дошами —  можно поддерживать ту дошу, которая вышла из равновесия или есть опасность, что она выйдет из равновесия. Однако, если со здоровьем вообще всё в порядке, всё идеально, то совсем не нужно практиковать какую-то диету — достаточно будет просто не переедать и питаться разнообразно. 

Автор письма не указывает, дисбаланс это у неё или же просто конституция такая. Поэтому я делаю это уточнение. Дальнейшее же изложение будет касаться двойного Вата-Питта дисбаланса.

Действительно, различные доши часто требуют противоположных подходов. В указанном примере Вата - это по своим свойствам холодная сухая доша, а Питта наоборот - доша горячая и влажная. Основной принцип снижения дош говорит, что для снижения доши нужно использовать противоположное воздействие. Поэтому для снижения холодной и сухой Ваты подходят методы, которые согревают и увлажняют. В питании это горячая и маслянистая пища, травы используются с горячей энергетикой, а среди процедур предпочтение отдается методикам, которые согревают и увлажняют. 

Для Питты же многое должно делаться наоборот. Если Питта по своим свойствам горячая и маслянистая, то по тому же основному правилу снижения дош противоположное воздействие будет заключаться прежде всего в охлаждении тела, в питании исключаются продукты с горячей энергетикой, но предпочтительны с охлаждающим свойствами, травы и специи также предпочтительны с холодной природой.

В таких условиях, если у человека две выраженных доши, то бывает трудно работать сразу с обеими. Как быть? 

В профессиональных условиях, например, в клинике, когда делают Панчакарму, то действуют по очереди в строго определенном порядке: сначала работают с Капхой, потом с Питтой, в последнюю очередь с Ватой - это собственно Панчакарма. Но перед Панчакармой проводят довольно длинный курс промасливания для начального балансирования Ваты. То есть, еще до начала всех процедур успокаивают Вату настолько, насколько это возможно. Это делается для того, чтобы она выдержала все последующие действия. И вот только после этого начинается собственно работа по балансированию.

В домашних условиях мы не можем воспроизвести все в точности так, как в Панчакарме, но можем взять эту последовательность действий за основу. 

Итак, если две доши выражены примерно одинаково, допустим, как в рассматриваемом примере это Вата и Питта, то первой балансируем Вату теми методами, какие доступны. Стараемся соблюсти режим Ваты как можно более полно: осваиваем медитацию, крайне важен режим дня и режим труда - нужно научиться рано ложиться и рано вставать, вовремя отдыхать после работы, если предусмотрены перерывы в течение рабочего дня, то их нужно обязательно соблюдать. В помещении должно быть тепло (Вата холодная, поэтому требует теплого к себе отношения). При выходе на улицу нужно одеваться по погоде. Для балансирования Ваты крайне важны доброжелательные отношения с окружающими - этим вопросом нужно тоже озаботиться. И так далее — полностью режим Ваты описан здесь: http://ayurveda-land.ru/blog/p0114.htm

Однако помним, что вторая доша Питта, которую нам еще предстоит балансировать. Поэтому из режима Ваты либо исключаем совсем, либо значительно снижаем интенсивность методов, которые наиболее сильно возбуждают Питту. В первую очередь исключаются слишком сильные прогревания — должно быть тепло, но не должно быть перегрева. Также исключаются блюда, которые сильнее всего возбуждают Питту - это слишком острые блюда и специи, чересчур жирные блюда, в том числе неблагоприятна и жареная пища.

Иными словами, делаем все возможное, чтобы как можно лучше сбалансировать Вату, но при этом стараемся излишне не возбуждать Питту. Спустя какое-то время становится понятно, что Вата стала хотя бы относительно лучше. Вот после этого можно приступать к балансированию Питты. 

Сколько времени заниматься Ватой? - Ответ на этот вопрос сугубо индивидуальный для каждого. Смотрите по самочувствию. Как минимум, практикующий последователь Аюрведы должен стать спокойнее, уравновешеннее, должен наладиться сон, должно появиться ощущение, что жизнь стала лучше. Пусть эти изменения коснуться только психологии — это уже будет победа. Но если исчезнут или хотя бы уменьшаться такие признаки сильного дисбаланса Ваты, как запор и сухость кожи, то будет вообще замечательно.

Одним словом, как человек сам почувствует, что можно переходить к балансированию Питты, так можно на него и переходить. Полное его описание найдёте здесь: http://ayurveda-land.ru/blog/p0115.htm

Практикуя режим Питты, действуем аналогично — стараемся излишне не возбуждать Вату, для чего убираем из режима Питты методы, которые возбуждают Вату сильнее всего. Так как Вата — это холодная доша, то ей противопоказано переохлаждение. А Питту наоборот нужно охлаждать. Так вот, в этом охлаждении Питты нельзя переусердствовать. Питту охлаждаем, но не настолько, чтобы потом пришлось лечить Вату.

Как это делается практически? - Допустим, в летнюю жару человек с двойным Вата-Питта дисбалансом присел под кондиционером. Ему было жарко, его Питта изнывала от жары, но он переусердствовал и после переохлаждения у него "заклинило" шею или заболели суставы — это усилился дисбаланс Ваты. Правильно в такой ситуации было охлаждаться на лавочке в тени деревьев на свежем воздухе. Кондиционер для человека с Вата-Питта дисбалансом — это слишком жёстко. Питту кондиционер охладит, но Вату будет возбуждать.

То же самое с пищей. Питта очень хорошо балансируется горьким вкусом. А для Ваты этот вкус самый неблагоприятный. Когда Вата в норме, то она может без ущерба для здоровья переносить вполне ощутимую интенсивность горького вкуса. Но если имеется Вата-Питта дисбаланс, то балансирующий Питту горький вкус будет сильно возбуждать Вату. В итоге человек будет испытывать неприятные ощущения, например, у него разболится голова.

Правильно в такой ситуации горького вкуса избегать вовсе. Но если есть насущная необходимость, допустим, пить настои из горьких трав, то, во-первых, нужно уменьшать дозу трав, чтобы интенсивность горького вкуса не была сильной, и, во-вторых, нужно смешивать горькие травы с другими субстанциями, которые будут балансировать Вату.

То есть, резюмируя всё вышесказанное, выводим правило балансирования при двойном Вата-Питта дисбалансе: сначала занимаемся Ватой, а после ее хотя бы относительного успокоения переходим ко второй доше и занимаемся Питтой. При этом из режима Ваты исключаем совсем или сводим к минимуму методы, которые наиболее сильно неблагоприятны для Питты — это слишком сильный перегрев, слишком острую, жирную и жареную пищу. А из режима Питты исключаем или сводим к минимуму методы, которые наиболее сильно неблагоприятны для Ваты — это слишком сильное переохлаждение, слишком горькую, а также слишком сухую пищу.

При необходимости, а скорее всего она возникнет, через какое-то время снова возвращаемся на режим Ваты и все начинается сначала.

Дело в том, что только после Панчакармы доши балансируются надолго, но тоже не навсегда. Все остальные методы носят весьма временный характер, поэтому отслеживанием своих дисбалансов и балансированием дош мы вынуждены заниматься постоянно.

При другом двойном дисбалансе — Вата-Капха, действуют аналогичным образом. Здесь тоже сначала занимаются Ватой, потому переходят к Капхе. При этом чаще всего одного такого цикла недостаточно и через какое-то время возникает необходимость снова вернуться на режим Ваты.

Двойной дисбаланс Питта-Капха теоретически возможен, но на практике чаще всего означает все же тройной дисбаланс всех трех дош, потому что серьезных проблем со здоровьем без дисбаланса Ваты не бывает. А когда в дисбалансе одновременно Питта и Капха, то это уже серьезно — даже если дисбаланса Ваты в такой ситуации сразу не видно, то наверняка он есть, нужно только поискать.

Вообще же, стоит сказать, что работа с двойным дисбалансом — это дело довольно трудное и во многих случаях требуется помощь врача. Когда же обнаруживается тройной дисбаланс, то это точно уже работа для доктора.

Будьте здоровы!

* * *

Полезная информация:

Вы можете задать свой вопрос и я отвечу на него в этой рассылке.

Вопросы для разбора в рассылке лучше всего присылать в Службу Поддержки: http://ayurveda-land.ru/forma.htm 
Но можно и письмом на E-Mail: info@ayurveda-land.ru 

Индивидуальную консультацию Вы можете заказать здесь: 


Приобрести электронную книгу "Артрит. Аюрведический образ жизни и методы для облегчения состояния." можно здесь:


Также приглашаю подписаться на мою вторую рассылку "Питание для здоровья":


Постоянный адрес на сайте статьи из этого выпуска: 


С уважением, Евгений Кобыляев.
Виртуальная Школа Аюрведы: http://ayurveda-land.ru
NSP - Солнечные Продукты: http://nsp.ayurveda-land.ru
Служба Поддержки: http://ayurveda-land.ru/forma.htm


В избранное