Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Аюрведа плюс Индия = здоровье и долголетие ДИАГНОСТИКА В АЮРВЕДЕ


сайт | форум | выбор отеля | аюрведические программы | статьи | Аюрведа-магазин | курс рупии


АЮРВЕДА ПЛЮС ИНДИЯ = ЗДОРОВЬЕ И ДОЛГОЛЕТИЕ

 

ДИАГНОСТИКА В АЮРВЕДЕ

Аюрведа плюс Индия

Очень большое место уделяется в Аюрведе диагностике заболеваний. Заболевания могут вызываться кармой, греховными действиями, дисбалансом Тридоша, накоплением Амы, неправильной диетой, влиянием злых духов, времени и другими причинами. "Чтобы правильно поставить диагноз, необходимо исследовать все, что поддается чувственному восприятию - доша, Дхату, мала и их проявления, и только выяснив причину заболевания можно приступать к его лечению."- говорят древние тексты. Это подтверждают и такие корифеи Аюрведы, как Бхавамишра в своей "Бхавапракаше" и Шарангадхара в "Шарангадхара Самхите". Они делают упор на пульсовой диагностике заболеваний и описывают около ста пятидесяти видов патологического и физиологического пульса, различая его по силе удара, скорости, частоте, ритму, сочетаниям ит.д. По пульсу различаются практически все виды дисбаланса Тридоша, и можно сказать какая из доша и субдоша связана с Амой, какая преобладает, а какая - угнетена.

Пульсовая диагностика

Традиционно Аюрведический врач определяет пульс тремя пальцами в трех точках лучевой артерии, ибо считается, что в них пребывают все три доша. Каждый палец врача проверяет одну из трех доша - указательный определяет Вата-доша, средний - Питта-доша, и безымянный - Капха-доша. Пальцы кладутся таким образом, чтобы указательный палец был ближним к запястью больного, причем доша полых органов исследуются поверхностным надавливанием пальцев, а доша плотных органов - глубоким. Если у человека преобладает Вата-доша, пульс под указательным пальцем будет ощущаться достаточно резко, но не регулярно, вразнобой. Он будет иметь волнообразный характер, очень похожий на движение змеи по земле. Такой пульс называется Наганади, или "пульс змеи". Если у человека преобладает Питта-доша, то сильный пульс будет нащупываться под средним пальцем. Пульс Питта очень силен, активен и имеет скачкообразный характер, похожий на движения прыгающей лягушки. Такой пульс называется Маугланади или "лягушачий пульс". Если у человека в организме преобладает Капха-доша, наиболее ощутим будет пульс под безымянным пальцем врача. Этот пульс будет ровный и сильный. Он имеет волновой характер. Его удары можно сравнить с движением лебедя, плывущего в озере, поэтому такой пульс называется Хамсанади, или "пульс лебедя". При смешанном влиянии Тридоша на организм будут возникать те или иные сочетания этих трех видов пульса. Помимо распознавания состояния трех доша с помощью пульса, можно выявить функцию тех или иных Ваху, или энергетических меридианов. В основным эти меридианы бывают двух типов - поднимающие энергию и опускающие ее (на это очень похожа система каналов Инь и Янь китайской медицины). В одной и той же точке сочетаются соответствующие меридианы плотных и полых органов, причем на разных руках находятся выходы меридианов разных органов. Таким образом после диагностики врач получает двенадцать разных пульсов и по ним ставит диагноз. Признаком здорового пульса является его равномерность и неизменность силы толчков, причем на один цикл дыхания - выдох-вдох должно попадать пять ударов пульса. Если пульс ударяет пятьдесят раз равномерно, как часы, без резких скачков и убыстрений или замедлений, без пропусков, то все пять плотных органов здоровы, и меридианы, поднимающие энергию, работают сбалансированно и нормально. Если из сорока ударов выпадает один, то в одном из пяти этих органов застой или переполнение энергии и барахлит соответствующий меридиан, если из тридцати выпал один - то больны два о-гана и два их меридиана и т.д. Таким образом устанавливается наличие Праны во внутренних органах. Глубина пульса помогает определить глубину проникновения болезни - при поверхностном пульсе болезнь не успела глубоко проникнуть в организм, а если пульс глубокий, то болезнь перешла внутрь исследуемого органа.При постановке диагноза по пульсу учитываются так же следующие факторы, оказывающие непосредственное влияние на пульс человека:
1. Доминирующая доша человека.
2. Доминирующая доша сезона и часа, в который происходит исследование.
3. Психическое и психологическое состояние больного.
4. Бодрствовал он или спал.

В теле человека есть множество пульсирующих сосудов, таких какартерия стопы , височная артерия, сонная артерия и др. но на них пульс не исследуют, ибо он не имеет диагностического значения. В Бхавапракаше дается около тридцати основных типов патологического пульса, каждый из которых имеет несколько подтипов, причем там указывается, что пульсы могут накладываться один на другой, что может создавать некоторые сложности при диагностике. К сожалению, обучение пульсовой диагностике затруднено субъективным описанием типа пульса, ведь он сравнивается с животными, огнем, водой, звуками музыкальных инструментов и другими явлениями, поэтому обучиться этому можно только у учителя, который будет показывать и объяснять значение каждого его вида.

Диагностика по языку и другие методы лицевой диагностики

Следующим методом диагностики, упоминаемой в Аюрведических текстах, является диагностика по кха-мала, или по налету на языке. Дело в том, то язык, кожа, глаза, волосы, кал и моча отражают состояние всего организма. Язык тесно связан с Капха-доша, а также с желудком, кишечником, сердцем, почками и печенью, поэтому по нему тоже можно судить о состоянии этих органов. На языке различаются четыре зоны, соответствующие этим органам. Сердцу и печени принадлежит кончик языка, середина отводится желудку с поджелудочной железой и селезенкой, корень языка отвечает за состояние кишечника, боковые его участки отвечают за печень и почки. Отдельно оценивается состояние тела языка, его цвет и характер сосочков, и отдельно налет на языке. С точки зрения Аюрведы вид языка у здорового человека меняется в зависимости от сезона и времени суток. Так, летом сосочки несколько увеличены в размерах и имеют немного красноватый оттенок (влияние Питта-доша), а осенью и весной они более светлые или желтоватые. Современная медицина так же проводит диагностику заболеваний поязыку больного, но в ничтожно малых размерах. Она выделяет несколько основных диагностических признаков :
Во-первых, так называемый "географический язык", при котором наблюдается неравномерное слущивание и регенерация эпителия слизистой оболочки языка. Считается, что он проявляется при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, глистных инвазиях, а так же у беременных женщин при токсикозе и у детей при диатезах.
Во-вторых - глоссит (поверхностное воспаление сосочков языка).Он возникает при некоторых инфекционных заболеваниях.
В-третьих - треммор языка, возникающий при нервных расстройствах.

Аюрведа более широко использует сведения, которые сообщает язык. Например, влажность или сухость налета указывает на состояние Капха-доша, появление или исчезновение налета - соответственнопризнак улучшения или ухудшения течения болезни. Цвет налета также имеет свое значение:
1. Желтый налет говорит о Питта дисбалансе и проникновении ог-ня внутрь органов, что может привести к нарушению функции органовпищеварения.
2. Черный налет говорит о Вата дисбалансе и испарении из телавнутренней воды (сгущение крови). Происходят тяжелые хроническиенарушения функций органов пищеварения, на которые накладываетсяобезвоживание и ацидоз, что может происходить, например, при холе-ре.
3. Толстый белый налет - Вата дисбаланс (Апана Ваю), сопровож-дающейся запорами и накаплением Амы и токсинов в организме.
4. Толстый белый налет, со временем утончающийся - благоприят-ный признак, говорит об улучшении состояния больного.
5. Коричневый налет - Вата-Капха дисбаланс в легких, который может проявляться как пневмония. Диагностика по цвету тела языка заключается в следующем:
1. Розовый язык, ровный, без налета, трещин и линий - нормальный цвет языка. Организм здоров или болезнь только-только начинается.
2. Бледный язык - Ракта-нарушения - анемия, истощение.
3. Красный язык - Питта нарушения, особенно в сердце и легких,возможна пневмония с высокой температурой, заражение кровиили тяжелые инфекционные заболевания.
4. Темно-красный язык - то же самое, только в угрожающем для жизни масштабе.
5. Блестящий гладкий язык - истощение Капха и Питта-доша. Анемия.
6. Фиолетовый язык - резкое повышение Питта и Капха-доша. Отравление крови и легких. Опасная стадия болезни. Необходимо срочно снижать Питта-доша.
7. Синий язык - застой Капха в сердце, печени и почках. Снижение Питта-доша, не хватает тепла, организм застужен. Нарушение легких, сбой в системе кровообращения, и очищениякрови. Яды в крови, опасная стадия болезни.
8. Резко синий язык - признак скорой смерти. Только молиться.
9. Линия, идущая по середине языка, особенно если с искривлениями, указывает на напряжения в позвоночном столбе, иск-ривление позвоночника и выбитость позвонков.
10. Трещины языка - хроническое Вата нарушение (Апана-Ваю).

Таким образом по состоянию языка устанавливается весь диапазон нарушений Тридоша и многие заболевания. Остается добавить, что помимо времени года и суток, на состояние языка влияет пища, выполнение очистительных процедур, а так же ожоги горячей пищей (че-го, кстати, делать не следует, иначе нарушается вкусовая чувствительность языка, что ведет к дисбалансу Тридоша.) С диагностикой по языку тесно связана диагностика по губам. На них, как и на языке, существуют проекции внутренних органов. Если губы сухие и грубые - это Вата - нарушение, если бледные - Ракта нарушения (анемия), желтые - Питта нарушения (желтуха). Воспаление на определенных участках губ так же является диагностическим признаком. При сердечных заболеваниях губы слегка синеют.

Ногтевая диагностика и диагностика по волосам

Большое внимание Аюрведа уделяет ногтевой диагностике, а так же диагностике по состоянию волос. Современная медицина обращает свое внимание на состояние ногтей, но только при очень незначительном числе заболеваний. Например, она ввела такое понятие, как "барабанные палочки". Эта форма ногтей бывает при пороках развития сердца (чем тяжелее порок, тем сильнее выраженнее изменения, затрагивающие так же и форму пальцев.) Современная медицина так же считает, что бледные, синюшные ногти бывают при тех или иных формаханемии (малокровия). Аюрведа выделяет много больше видов изменения ногтей при техили иных нарушениях семи дхату или баланса Тридоша. Например, желтые ногти говорят о Питта дисбалансе, возникшем в печени, красные - о Ракта нарушениях. Ломкие ногти говорят о преобладании Вата-доша, толстые и крепкие - на преобладание Капха-доша, а мягкие и розовые - на преобладание Питта-доша в теле. Белые пятнышки на ногте в детском возрасте говорят о росте иразвитии сердца, но во взрослом организме указывают на нарушение Вата-доша сердца, проблемы с калий-натриевым балансом в сердечной мышце, боли в сердце и другие нарушения сердечно-сосудистой системы. Поперечные желобки на ногтях говорят о наличие нелеченных хронических заболеваний или указывают на частые ангины и простуды. Слоятся ногти при нехватке кальция или при его неусвоении в кишечнике. Изменения структуры ногтя бывает нескольких видов, и каждый вид помогает диагностировать те или иные нарушения в организме .Если образуется нарост на конце ногтя, это говорит о хронических заболеваниях легких, а так же частых простудах в детстве. Если ноготь сразу же за краем пальца загибается вниз - Капханарушения в легких (Аваламбака Капха). Если ноготь маленький и имеет шишковатую форму - это указываетна непроходимость легочной и сердечной Ваху. При диагностике заболеваний следует обращать внимание и на волосы человека. Если волосы здоровые, крепкие, густые, то у челове-ка много Праны , он быстро выздоравливает, у него хороший иммунитет. Волосы становятся жидкими при Вата- Капха нарушениях. Чем тяжелее заболевание, тем хуже состояние волос. Волосы начинают выпадать при увеличении Питта-доша в почках, половых органах, а так же при нехватке кальция в организме, при лишаях и нарушении кожного питания. Цвет волос ухудшается при хронических стрессах и внутреннем напряжении. Очень большого расцвета достигла диагностика как отдел хиромантии. По расположению линий на ладоне и стопе предсказывались те или иные заболевания, особенно болезни печени, сердца, крови, нервные и психические нарушения. За это отвечает линия сердца, головы и печени, а так же линия жизни и некоторые другие линии ладони. Вообще, каждый палец связан с одним из первоэлементов, ведь по ним проходят Ваху определенных органов:
1. Большой палец - эфир - Ваху мозга
2. Указательный палец - воздух - Ваху легких
3. Средний палец - огонь - Ваху желудка и кишечника
4. Безимянный палец - вода - Ваху почек
5. Мизинец - земля - Ваху сердца.

Эти знания так же используются в диагностике состояния организма.

Диагностика по трем мала

Особое место отводится диагностике по трем основным мала - моче, калу и поту. Аюрведа устанавливает тесную связь между мочой и потом. Моча и пот должны выделяться в определенной пропорции, которая изменяется в зависимости от времени года и влияния Тридошана организм. Если баланс потерян - моча нарушается, возникают болезни. При преобладании мочи возникают всевозможные кожные заболевания, в частности, псориаз. При преобладании пота над мочой возникают болезни почек. Для проверки мочи, ее надлежит собрать или в прозрачный чистый сосуд, или в чистую тарелку. Таким образом определяется ее цвет и прозрачность. (Исследуют утреннюю мочу.) Если моча мутная - Капха дисбаланс, излишек Капха-доша в почках и мочевом пузыре. Светло-желтый прозрачный цвет мочи - человек здоров. Темно-коричневая моча с зеленым оттенком - Питта нарушения,обычно - желтухи. Темно-красный цвет мочи, моча мутная - Ракта-нарушения, кровьв моче, цистит или уретрит, в зависимости от чистоты цвета. Цвет "крепкого чая" моча имеет при яде в крови, в основном приотравлении или гемолитической желтухе, укусах змей или скорпионов.Темно-желтая моча - при недостаточном питье в жаркую погоду. Помимо цвета и прозрачности определяется запах мочи. В норме моча имеет характерный запах, который меняется при тех или иных нарушениях. Запах прелых яблок появляется при Капха нарушениях (диабет идр).Вонючая моча - накопление Амы и токсинов. Кислый запах мочи - Питта нарушение. Если моча имеет осадок, это может указывать на инфекцию почекили мочевого пузыря, а так же песок или камни. Следующее определение проводят с помощью капли кунжутного масла. В сосуд с мочой капают одну каплю кунжутного масла, и есликапля быстро растворяется, то болезнь легко вылечить, если каплятонет, зависая в толще жидкости, болезнь вылечить сложнее, а есликапля оседает на дно, то болезнь очень трудно вылечить. Если капля расходится по поверхности волнообразными движениями, то у больного Вата нарушение, если в виде масляной пленки - Питта нарушение, аесли рассыпается на много капелек, как жемчуг - то это Капха нару-шение. После этого исследуется количество мочи, выделяемое человеком за сутки (в сравнении с выпитой водой). Если выделяется очень много мочи, это говорит об уравновешивании Капха-доша, схождении отеков, или диабете. Если мочи выходит мало, это говорит о Вата нарушениях, или жаркой погоде (много пота), или о сухоедении. При почечных заболеваниях и образовании отеков тоже бывает мало мочи. Отеки под глазами - болезни почек, отеки на ногах - болезни сердца. Если моча вообще отсутствует, это говорит о глубоком дисбалансе Вата-доша (инсульт, инфаркт, мозговые кровоизлияния, поражения почек, препятствия к выведению мочи - камень, опухоль предстательной железы; психозы). Если моча выходит часто по нескольку капель - Вата нарушения в почках в сочетании с Питта нарушениями (острые циститы и уретриты). При исследовании мочи учитывается преобладающая доша человека, его питание и образ жизни (при физической работе моча может пениться и быть мутноватой). И в последнюю очередь определяется "липкость" мочи. Если два пальца, смоченные мочой, прилипают друг к другу - Капха нарушения (диабет). Исследование кала принадлежит к той части Аюрведы, которая рассматривает диагностику и лечение, находящиеся в гуне невежества. Но в Кали-югу эти исследования проводятся. Если у человека Ватанарушение (она повышена) , то кал выходит жидкий и пенистый, в немнаходятся много непереваренной пищи. Это указывает также на слабый Агни. Если Вата-доша угнетена, то человек страдает запорами и кал у него твердый. Если происходит Капха нарушение (опухоль кишечника), то кал будет лентовидный. Если дисбаланс Вата-доша порождает спазмы, то кал будет выходить небольшими круглыми камешками (заячий кал). Если слабый Пачака Агни и сильный Апана Ваю, токал будет иметь золотисто-желтый цвет. При Ракта нарушениях калбудет красного цвета (амебиаз) - слизь с кровью , при тифе будетпохож на дал (гороховый суп), при нарушениях Питта в кишечнике - неокрашенный. При глистах - они будут обнаруживаться в кале. По наличию мокроты судят о состоянии Аваламбака Капха. Если учеловека отходит большее количество мокроты, это говорит об увеличении этой субдоша и рекомендуется тем или иным способом снизить ее количество.

Диагностика по марма-точкам

Наиболее древняя система диагностики, дающая наиболее точныерезультаты при проведении исследований - это диагностика с помощью определенных Марма-точек, находящихся на всех основных Вахуи дающих информацию о состоянии всех органов, всех каналов, всех Дхату и о балансе или дисбалансе Тридоша. Всего существует сто восемь марма-точек, пять из которых - основные (Маха-марма).Диагностика заключается в надавлении на марма-точки и выясне-нии, являются ли эти надавливания болезненными или наоборот, а также смотрится состояние точек (уплотнение, припухлость, продавленость) и тип ощущения в них . Вообще марма-диагностика очень близка с древнекитайской акопунктурной диагностикой, да и вообще сакопунктурой. Многие марма-точки и китайские точки совпадают (в частности все Маха-марма находятся на передне-срединном меридиане), но аюрведическая традиция более древняя, чем китайская. Нельзя сильно воздействовать и повреждать марма-точки, это мо-жет привести к тяжелым расстройствам в организме человека и к смерти. Диагностика в Аюрведе проводится в строго определенной последовательности:
1. Расспрос пациента
2. Объективный осмотр
3. Исследование марма-точек, пульса, трех мала.

Сушрута самхита утверждает:

Дошам душам балам калам аналам пракритимВаяха саттвам сатьям татхарамАвастхаш ча притак видха Шукшма шукшмам парикшашам дошаушадха нирупанеЙо вартате чикитшаям насаскалати джатхуджитах.

"Аюрведический врач должен сопоставить воздействие доша, возраст пациента , его Пракрити, гуну, в которой он пребывает, его жизненную энергию, жизненные силы, ментальный статус, пищу, которой обычно человек питается, его пульс, три мала, задать вопросы по самочувствию и времени возникновения заболевания, и только после этого следует начать размышлять о заболевании и ставить диагноз. "Ибо все это влияет на правильность постановки диагноза, и в конечном счете на лечение болезни.

Источник http://razum.kz/

 

 

www.ayur.ru

 


В избранное