Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Как вылечить аллергию

  Все выпуски  

Как вылечить аллергию МИНИМИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ


МИНИМИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ
(на примере севера Израиля)

 

Доктор экономических наук

Колпакова Ольга

 

Введение.

Эмоциональное загрязнение – это отрицательный побочный эффект, который создается территориями, на которых концентрированно расположены объекты, назначение которых вызывает у людей отрицательные эмоции.

Например, кладбища, тюрьмы, больницы, дома престарелых, загрязняющие производства, свалки и т.д.

Эмоциональное загрязнение, в экономическом смысле, является побочным эффектом, (Coase 1981) обладает всеми его признаками:

- является отрицательным побочным эффектом.

- навязывается третьим лицам, не входящих в цепочку производитель-потребитель.

- этот побочный эффект не отражается в рыночных ценах (Coase 1992)

Эмоциональное воздействие происходит за счет самого факта наличия неблагоприятных зданий (тюрьмы, больницы, кладбища, дома престарелых и т.д.), а также людей, которые посещают данные здания и являются «разносчиками» неприятных эмоций. Люди, проживающие в опасных зонах, испытывают постоянное эмоциональное давление. Это влияет на качество жизни, а также приводит к ухудшению здоровья, травмам, суицидам, наркомании, преступности.

 

Биологический механизм воздействия эмоционального загрязнения.

Каким образом, за счет чего, скопление таких зданий, как тюрьмы, больницы, кладбища и т.д., вызывает у человека стресс?

Стресс вызывает рестимуляция неприятных эмоций, связанных с этими зданиями. Люди, которые посещают эти здания, так же вызывают стресс. Например, больница. С этим учреждением у любого человека найдется неприятное событие, которое вызывает у него боль. И каждый раз это событие будет рестимулировано при напоминании об этом. Такие же эмоции будут вызывать скорая помощь, врачи, разговоры о больницах.

Не только человек, но и животные испытывает стресс при рестимуляции.

(Winkel et al. 2008) Опыт с крысами, проведенный в Масачусетском университете, подтвердил существование такого механизма. Когда непосредственно физическое воздействие было удалено, крысы испытывали стресс при одном только виде предмета, который вызывал у них боль. И память об этом у них сохранялась достаточно долго. Причем, в группе крысы дольше сохраняли стрессовое поведение, чем когда они были одни.

Люди, которые только наблюдали за ходом этого эксперимента, тоже испытали стресс, больший – при физическом воздействии, меньший – при иммитации воздействия. 

Если человек живет или работает рядом с такими зданиями, то эти рестимуляции становятся постоянными и, организм, не успев обработать один микростресс, должен заниматься обслуживанием другого. И так, как большинство проживающих здесь людей также находится под воздействием рестимулирующего стресса, то общась друг с другом, они будут передовать отрицательные эмоции, это показал опыт c людьми.

Постоянное влияние стрессовых факторов низкой интенсивности вызывает не интенсивную, но все таки активацию стрессовых неспецифических механизмов, приводя их в состояние активации. И получается, что еще незакончилось действие одного стресс-субфактора, как уже началось действие другого. Возникает состояние длительной хронической стрессовой активации, (Giaconia et al. 1995) достаточной для отрицательного влияния на организм, но не достаточной для тренировки стресс-лимитирующих систем. Вместе с этим теряется «тонкая» реакция организма на слабые воздействия (ниже порога стресса)  (Lazarus et al.1984).  Организм теряет способность «малозатратно» реагировать на слабые воздействия и вынужден реагировать на них, как на стресс. Таким образом хронический стресс постепенно приводит к гиперадоптозу. Гиперадоптоз – повышение гипоталамического порога процессом стрессовой адаптации (адаптационного гомеостаза).  

Стрессовая реакция по типу постоянного рестимуляционного мини стресса сопровождается увеличением секреции катехоламинов, глюкокортикоидов, гормона роста, пролактина, возрастает также концентрация в крови глюкзы и жирных кислот. Длительная циркуляция этих факторов в условиях рестимуляционного мини стресса приводит к гормонально-метаболитической индукции клеточного деления в некоторых тканях, что повышет уязвимость клеток канцерогенов. Эта первая опасность рестимулирующего мини стресса. Другая опасность заключается в явлении, которое мы уже упоминали «гиперадаптоз», который происходит по следующему сценарию (Creamer 1989). Дефицит нейромедиаторов, который возникает при эмоциональном загрязнении, является причиной гомеостатической регуляцией на уровне нарушения чувствительности центральных нейроэндокринных структур к сигналам обратной связи. Если стрессовая ситуация, как в нашем случае, постоянная, то образуется порочный круг: повышение обмена нейромедиаторов – далее – повышение секреции стрессорных гормонов – далее – снижение чувствительности центров к тормозящему влиянию кортизола – далее – гиперкортицизм, избыточное влияние глюкокортикоидов на организм,даже после прекращения действия стрессора. Аналогичные изменения и вне хронического стресса создаются в процессе нормального старения организма из-за возрастного снижения биосинтеза в мозге моноаминов, прежде всего дофамина.

Таким образом, эмоциональное загрязнение вызывает у человека рестимулирующий мини –  стресс. И влияет на нейроэндокринную систему человека двумя способами:

1 Вызывая изменения и заставляя работать на износ эту систему (по типу старения организма)

2 Система перестает правильно реагировать и послать сигналы в нужные места, происходит ее сбой и это может вызвать канцерогенные изменения.

Очень похожие сбои в иммунной системе, и как следствие гармональные нарушения происходит при воздействии других стресс-факторов, например, светового загрязнения.( Haim et al. 2013)

 

Кластеризация эмоционально-загрязняющих объектов.

Существует тенденция кластеризации (объединения) загрязняющих объектов. Это происходит с целью уменьшения вредного воздействия, т.к.это направлено на уменьшение протяженности границ с жилыми и иными объектами, где наблюдается наиболее сильное воздействие.

Уменьшение влияния сильного приграничного эмоционального воздействия может происходить:

- за счет оптимальной кластеризации

- за счет естественных границ

- за счет искусственных границ/ например, возводится стена, ограждающая район Неве-Давид от другой части Хайфы/

Классификация видов эмоционально-загрязняющих объектов.

В зависимости от расположения загрязняющих объектов внутри кластеров могут быть выделены следующие конфигурации:

- изолированные кластеры с природной границей

- концентрированные кластеры с общей границей

- диффузные кластеры

- монокластеры

Эти виды кластеров по-разному влияют на, лежащие поблизости, жилые и иные объекты.

Изолированные кластеры с природной границей – это кластеры, находящиеся вдали от населенных пунктов, окруженные горами, лесами, реками и т.д. Это самая лучшая конфигурация с точки зрения минимизации вреда.И самая дорогая.

Концентрированные кластеры с общей границей – это кластеры, объединенные общей темой, и отделенные общей, чаще всего, условной границей от жилых районов. Например, хостел, больница, морг, находящиеся рядом.

Диффузные кластеры – это кластеры,  «вросшие» в жилую инфраструктуру, находящиеся внутри ее. Например, больница, через 2 дома, находится детский дом, рядом свалка.Это самое плохое расположение, с точки зрения минимизации, так как делает людей, живущих там, объектами мульти – эмоционального загрязнения.

Монокластеры – это кластеры единой направленности,но логически,объединенные в одну структурную единицу.

Например, корпуса больницы, женская и мужская тюрьма, кладбище и крематорий.

Цель и задачи исседования.

Цель исследования – доказать влияние эмоционального загрязнения на эмоциональное состояние и качества жизни человека.

Доказать, что эмоциональное загрязнение является внешним стрессовым фактором для человека.

Доказать, что существуют способы и средства минимизации эмоционального загрязнения за счет правильного расположения объектов и использования природных границ. На примере существующих объектов на севере Израиля.

Показать, средствами ГИС, что эволюция эмоционально-загрязняющих мест имеет тенденцию к уменьшению эмоционального загрязнения. Что косвенно подтверждает вред этого воздействия.

Эти цели представляются в виде задач:

1.Необходимо доказать, что люди, впервые сталкиваясь с эмоциональным загрязнением испытывает сиюминутное ухудшение своего эмоционального состояния.

 Мы докажем,что люди, находящиеся длительное время под воздействием эмоционального загрязнения, испытывают хронический стресс. И это приводит к ухудшению здоровья и качества жизни.

2.Существующие виды кластеров на севере Израиля, а именно, по нашей терминологии (точечные, диффузные, концентрированные, изолированные с природной границей) дают возможность оценить степень эмоционального воздействия. Это является нашей следующей задачей

3.Проследить эволюцию выбранных объектов и выявить тенденции в кластеризации.

 

Исследовательские гипотезы.

  1. Если люди попадают в зону эмоционального загрязнения, то они испытывают ухудшение эмоционального состояния и снижение эмоционального интеллекта.

 Если люди работают или живут в эмоционально-загрязненных районах, то они подвержены хроническому стрессу. И, как следствие, ухудшается их здоровье и падает качество жизни.

2.Существующие виды кластеров отличаются по силе воздействия на ближайшие жилые районы. Наилучшим размещением с точки зрения минимизации воздействия являются изолированные с природной границей и далее концентрированные, точечные, диффузные.

3.Эволюция эмоционально-загрязняющих объектов в последние 10 лет заключается в кластеризации объектов, что ведет к снижению загрязняющего воздействия. Есть тенденция использовать естественные и искусственные заграждения с целью уменьшения загрязняющего воздействия.

 

Методология

Доказательство 1 гипотезы.

Будет проведен эксперимент.

Будет тестироваться группа (25 человек ) на предмет эмоционального состояния и эмоционального интеллекта в разных условиях.

В одном случае, в комнате будут созданы видео и аудио условия, иммитирующие эмоциональное загрязнение местности.

Во-втором, - условия эмоционально-благоприятной местности.

Будут использоваться:

- тест способностей личности

- тест Спилберга-Ханина для оценки эмоционального состояния

- индивидуально-типологический опросник Собчик

Также будут измерены: пульс, частота и температура тела.

Затем, данные будут корректно обработаны, учитывая степень важности каждого исследования. Представлены результаты и сделаны выводы.

 

Мы исследуем группу русскоязычных эмигрантов, состоящую из 20 человек. Эти люди поменяли свое место жительство с эмоционально-благоприятного на эмоционально-загрязненное. И живут там не менее года. Тестироваться будут изменения в качестве жизни и в состоянии здоровья по сравнению с предыдущим периодом жизни по их собственной оценке. Исследование изменения качества жизни будут тестироваться по опроснику SF-36 ( The short form -36), 36 вопросов, сгруппированных в 8 шкалах.

Будут также протестированы участники на предмет хронического стресса .

Для оценки хронического стресса будут использованы следующие методики:

-  Авторский метод, апробированный в рамках защиты докторской диссертации. Суть метода – наблюдение за состоянием стресса испытуемых во время беседы, которое основано на следующих данных (замерах)

А) время, которое необходимо испытуемому, для правильного ответа на yпростые вопросы.

Б) количественная оценка позитивных и негативных слов.

В) существование навязчивых движений.

- Адаптированная шкала тревожности Кондаша, которая включает оценку ситуаций, связанных с эмоциональным загрязнением на работе. И позволяет оценить уровень тревожности к различным элементам эмоционального загрязнения.

Через год участники будут протестированы повторно, с целью проследить за изменением показателей.

В расчет будет приниматься интегральная оценка, которая есть результат суммирования данных с показателем важности исследования.

 

Доказательство 2 гипотезы.

По нашей классификации видов объектов эмоционального загрязнения (точечные, диффузные, концентрированные, изолированные с природными границами) будут выбраны соответствующие объекты и соответствующие жилые районы на Севере Израиля.

1. район возле кладбищ – Неве-Давид

2. Шар Менаше – псих.больница и кладбище

3. район возле хостела в Кирьят-Элезер

4. район тира в Тират-Кармель, психиатрическая больница и диализный центр

 

На примере этих объектов будут выявлены факторы, снижающие аудио и видео загрязняющие воздействия.

Будет также оценена аудио и видео поглощающая способность того или иного вида объекта эмоционального загрязнения в зависимости от расстояния (путем моделирования).

 

Доказательство 3 гипотезы.

Будут рассмотрены выбранные объекты с точки зрения изменений,произошедших с ними за последние 10 лет.

Учитываться будут:

- кластерные изменения

- постройки – сносы

- расширение, изменение границ

- изменение плотности населения около этих объектов

- коммуникации

- использование естественных и искусственных заграждений

-другие загрязняющие воздействия, в том числе световое загрязнение

- тенденция изменения стоимости жилья около этих объектов

 

Апроксимация этих тенденций даст возможность достоверного прогноза.

 

References

1. Anderson D. The Russian mortality crisis: causes, policy responses, lessons. IUSSP, policy and research paper. 1997.

2. Coase R. The Coase Theorem and the Empty Core: A Comment// Y.Of  Lan and

Economics. – 1981. - №.24

3. Coase R. The Institutional Structure of  Production// The American Economic

Review. - September, 1992,-Vol.82,№.4.-P.713-719.

4. Giaconia R.M., Reinherz H.Z., Silverman A.B. et al. Traumas and posttraumatic stress disorder in a community population of older adolescents // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 1995. Vol. 34, N 10. P. 1369-1380.

5. Cockerham W.C. // Social Science and Medicine. - 2000. - Vol. 51. - P. 1313-1324.

6. Cohen S., Evans G. W., Stokols D., Krantz D. Behavior, Health and Environmental Stress. Plemum Press, New-York, 1986.

7. Creamer M. Post-traumatic stress disorder: some diagnostic and clinical issues // Aust. N. Z. J. Psychiatry. 1989. Vol. 23, N 4. P. 517-522.

8. Lazarus, R.S., & Folkman, S. (1984). Stress, Appraisal and Coping. New York: Springer.

9. Wilkinson R.G. // Unhealthy societies: the afflictions of inequality. London. Routledge. 1996

10. Winkel R., Stefanis N.C., Myin-Germeys I. Psychosocial stress and psychosis. A review of the neurobiological mechanisms and the evidence for gene-stress interaction // Schizophr. Bull. 2008. Vol. 34, N 6. P. 1095-1105.

 

 




В избранное