Когда не берут пеню по долгу за «коммуналку»?
2023-07-28 12:38 Алексей Макурин, Александр Козлов
Постоянно набегает пеня за коммунальные услуги. Можно ли её избежать, если платить вовремя не получается?
Онлайн-мониторинг ЖКХ. В Геленджике автоматизировали водоснабжение
2023-07-28 16:06 Полина Девятова
В Геленджике автоматизировали мониторинг системы водоснабжения. Сервис позволяет с высокой точностью отслеживать фактический объем потребления, а за счет автоматизации расчетов выручка ресурсоснабжающей организации уже увеличилась на 10%.
Время на обучение. Студенты на каникулах стали реже искать работу
2023-07-28 17:30 Полина Девятова
Студенты на время летних каникул стали реже искать работу и больше учиться. Аналитики фиксируют рост потребляемого интернет-трафика в 9% на сайтах дистанционного обучения. Одновременно интерес к сайтам по поиску работы снизился на 8%.
Несмотря на трудности, вокруг крупных городов появляются всё новые плантации клубники, смородины, малины и даже морошки с княженикой.
Ещё совсем недавно главным источником ягод были дачи и личные подсобные хозяйства (ЛПХ) в сельской местности. Сегодня покупка клубники, малины или смородины в супермаркете — уже не экзотика: новые технологии, которые позволяют выращивать их в промышленных масштабах в любое время года, применяются всё шире. Уйдёт ли в историю традиция готовить варенье? Об этом aif.ru рассказала директор Ягодного союза Ирина Козий.
Водная бомбардировка
Юрий Голубь, aif.ru: Ирина, можно ли назвать 2023 год урожайным на ягоды?
Ирина Козий: Сезон сбора ягод ещё не закончен. Новые технологии раздвигают его рамки: многие ягодоводческие хозяйства будут собирать урожай до октября, а некоторые — даже до ноября. А в тепличных хозяйствах, которые у нас тоже появились, ягоды выращивают круглый год. Ситуация с урожаем очень разная — она зависит от технологий, географии, выращиваемых культур. И, конечно, от погоды. Во-первых, в начале мая десять дней продолжались возвратные заморозки. Особенно пострадала чёрная смородина. Кто-то потерял 5-10%, а кто-то — до 60% урожая. Во-вторых, наделали бед ливни, которые наши европейские соседи называют «водяными бомбами»: на плантации очень быстро обрушивались большие массы воды, повреждая не только ягоды, но и сами растения.
Ливни пришлись как раз на пик урожая земляники садовой (так профессионалы называют клубнику — ред.), сильно пострадала и летняя малина. В некоторых хозяйствах Краснодарского края плантации просто смывало. А где-то дождь шёл несколько дней подряд — в этом случае можно распрощаться с качеством урожая.
Ещё одна острая проблема — нехватка рабочих рук: чтобы собрать урожай ягод, нужно очень много людей. Мигрантов сегодня чуть ли не меньше, чем в пандемийные годы. Сейчас они не едут из-за геополитической напряжённости, сложностей с обменом валюты и курсом рубля. Многие хозяйства просто не смогли собрать уже выросшую и вызревшую ягоду.
Серьёзно сказался и разрыв с Западом. Европа наложила запрет на экспорт в Россию посадочного материала, машин, оборудования для орошения, теплиц и т. д. Наши производители всё это получают окольными путями — но уже совсем по другой цене. Естественно, это ведёт к подорожанию ягод на прилавках.
В меньшей степени дорожают малина и голубика. А вот садовая земляника растёт в цене очень заметно. Из-за проблем с погодой и нехватки рабочих рук у нас сокращаются плантации этой ягоды в открытом грунте. Зато её всё активнее выращивают современными методами — в специальных туннелях на столах с использованием гидропоники. В результате местная ягода присутствует на полках магазинов 4-5 месяцев в году.
Растут плантации голубики, всё большую популярность приобретает жимолость: эту сибирскую ягоду теперь повсеместно культивируют в Центральной России — покупатели средней полосы её уже распробовали. Появились и проекты по выращиванию десертной облепихи — сладкой и крупной.
Наперекор импорту
— Удаётся ли производителям ягод потеснить на рынке дачников и личные хозяйства?
— Продукция, выращенная на дачах и ЛПХ, не составляет никакой доли рынка: не попадает в официальную торговлю — да и в неофициальной её доля незначительна. Это ягоды, которые люди выращивают для себя.
Увы, со статистикой производства в ЛПХ происходит много манипуляций. Чтобы получить данные об урожае, берутся все площади ЛПХ и умножаются на некие коэффициенты. С реальными объёмами эти цифры связаны крайне слабо. Начиная с середины 90-х, чиновники в регионах пытались прикрывать ими провалы сельхозпредприятий и фермеров.
— И всё же, как увеличилось в последние годы потребление ягод с плантаций?
— Говоря о потреблении, нужно учитывать сезонные изменения не только в России, но и в странах-экспортёрах. Например, в 2021 году общий объём импорта земляники садовой из Турции вырос на 48%, потому что там был высокий урожай этой ягоды и низкий курс национальной валюты.
А если говорить про отечественное производство, в 2018 и 2019 годах наши ягодоводы показывали двузначные цифры роста: 18,8% и 18,4%. Потом пришёл ковид, и начались ограничения на перемещение иностранной рабочей силы. В 2020 году отрасль показала спад на 0,5%, а в 2021 подросла, но слабо — на 4,8%.
— И какую долю рынка наши производители отвоевали у импорта?
— От 20% до 25% в разные годы. Но если мы посмотрим на всю плодовую продукцию, то доля импорта будет даже выше: примерно 85%. Из всех видов фруктов только у яблок импорт относительно невысок — 40-50%.
Лесной обвал
— А отрасль сбора дикорастущих ягод на Севере и в Сибири — серьёзный конкурент?
— Дикоросы — немного иная продукция. Они в основном потребляются промышленностью в замороженном виде. Их же не селекционируют на длительный срок хранения, и он у них, как правило, измеряется в часах. Исключение — клюква, хотя болотная клюква тоже хранится недолго.
Для России дикоросы — в основном экспортный продукт: большинство наших перерабатывающих заводов не оснащено хорошими сортировочными линиями. Часто такие ягоды сначала экспортируют, а после доработки завозят для использования российской перерабатывающей промышленностью — молочной, кондитерской, производителями напитков.
Как правило, компании централизованно организуют сбор: нанимают работников, вывозят в лес и потом принимают ягоду. В дальнейшем она замораживается и отправляется за рубеж, где перерабатывается. Часть из неё возвращается к нам в более пригодном для употребления виде.
Но эта история почти закончилась в феврале 2022 года в связи с началом СВО. Экспорт дикоросов упал почти до нуля и обвалил отрасль.
В какой-то степени это влияет и на цену ягод, конкурирующих с дикоросами. Например, из-за удешевления дикорастущей черники снизилась цена предназначенной для переработки смородины: в некоторых производствах эти ягоды заменяют друг друга.
Кстати, новое и очень интересное направление — хозяйства, которые выращивают на плантациях традиционные северные дикоросы — американскую крупноплодную и нашу болотную клюкву, морошку, княженику, бруснику. Правда, такие предприятия пока по пальцам пересчитать: технологии только отрабатываются.
— А в чём преимущество таких плантаций перед дикой ягодой?
— В предсказуемой высокой урожайности и сезонности, контролируемом качестве. Например, площадки, где собирают дикорастущую ягоду, плодоносят неравномерно — как правило, хороший урожай бывает раз в три-четыре года. Отсюда — колебания на рынке. Как только появляются промышленные сорта и технологии, это становится бизнесом, который можно просчитать.
Ближе — вкуснее
— И всё же у нас люди традиционно выращивали ягоды на дачах или покупали у других дачников. Сформировался ли слой, который предпочитает ходить по ягоды в супермаркет?
— Наша ягодная отрасль работает далеко не только на супермаркеты. На сетевую розницу производители стали активно выходить только три-четыре года назад.
Мы не можем дать чёткую характеристику потребителям ягод, приобретённых в супермаркетах, — такие исследования никто не проводил. Но, естественно, это горожане со средним — и выше — доходом. И ключевая характеристика: это люди, ведущие активный образ жизни, которым нужно купить ягоду там же, где и всё остальное, не тратя времени на поиски.
Кстати, мнение, что на открытых рынках продаются ягоды из ЛПХ, — это миф. Туда точно так же поставляется продукция фермерских хозяйств и крупных предприятий.
Интересное направление — прямая продажа фермерских ягод потребителям. Через сайты и соцсети собираются заказы, формируется группа заинтересованных потребителей. Затем ягоду доставляют по заказу в определённое время.
Сейчас уже очень много небольших хозяйств, которые так работают. Этим способом покупатели получают самую свежую и спелую ягоду, тогда как до полки в супермаркете ей нужно ехать три-четыре дня. Так формируются горизонтальные сообщества: покупатели знают фермера лично. С изменением технологий и расширением сезона это позволяет заказывать свежие ягоды на протяжении трёх-четырёх месяцев.
— Получается, мы привыкаем к свежим ягодам — сохранится ли традиция готовить варенья и компоты?
— Конечно, да. У многих хозяйств есть такая категория — ягоды на варенье. Это ягода мелкая, неправильной формы, которая не может долго храниться. Она, как правило, существенно дешевле, и её покупают для домашней переработки.
Но, откровенно говоря, варенье — не лучший способ переработки ягоды. Добавляется очень большое количество сахара, а значит, из витаминного продукта вы делаете нечто гораздо менее полезное. Сегодня многие предпочитают морозить ягоды, чтобы есть их зимой, развиваются и другие способы переработки — сушка, сублимация и т. д.
— А как обстоят дела с промышленным производством варенья и джемов?
— Они у нас традиционно производятся. Другой вопрос — насколько это ягодная продукция. Иногда очень грустно читать состав. Вода, сахар, пектин, ароматизаторы — ягод там может оказаться совсем мало. А натуральная продукция оказывается дорогой и не всегда может конкурировать на полке магазина. Как правило, она ориентирована на премиальное потребление, сети здорового питания и т. д. Хотя этот сегмент тоже растёт.
Но пока что всё-таки дешевле импортная сырьевая ягода — варенья и джемы, как правило, делают из неё. У нас себестоимость ягод выше. Наш фермер получает ягодоуборочный комбайн из Польши и платит за него примерно вдвое больше, чем польский коллега: нужно оплатить таможенную пошлину, сертификацию, доставку и т. п. И это касается практически всех средств производства.
— И как же удаётся конкурировать?
— Главное наше преимущество — география. Ягоды — суперскоропортящийся продукт, и рядом с местом потребления их можно собирать в максимально спелом виде. А отсюда — вкус и польза.
Почему зимой ягода — хрустящая, как морковка, но не особенно вкусная? Её в основном завозят из отдалённых стран — Египта, Морокко и т. д. И, чтобы довезти, её приходится собирать почти зелёной. Она набирает цвет, но не вкус и аромат.
Неслучайно новые российские проекты располагаются в основном вокруг центров потребления — Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска и т. д.
Когда повысят МРОТ на 18,5 процентов?
2023-07-28 23:47 Мария Ларина
РТК поддержала законопроект об увеличении МРОТ на 18,5 процентов с 1 января 2024 года.