Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Здоровье и долголетие, профилактика заболеваний - Компьютер и ребенок - мифы и правда


2015_03_26_1Если раньше педагоги и родители ломали копья вокруг телевизора, жарко обсуждая его полезное и вредное воздействие на ребенка, то теперь пришел черед компьютера. И точно так же, как 40 лет назад, одни во всех бедах и проблемах детей обвиняют компьютер, а другие столь же безапелляционно утверждают, что он не несет ничего страшного для здоровья и психики подрастающего поколения. Отличить мифы от правды становится все труднее. Рассмотрим подробнее ряд наиболее часто встречающихся утверждений и постараемся разобраться, где правда.

Убеждение 1: компьютер портит зрение и осанку.

На самом деле: зрение из-за долгого пребывания за монитором может пострадать. Но главным виновником все-таки оказывается вовсе не компьютер. Риск испортить зрение в этом случае выше в разы у тех детей, у кого в роду прослеживается склонность к близорукости – на нашем сайте a2news.ru мы часто пишем о наследственности. Если кто-либо из родителей имеет плохое зрение, то у детей из таких семей шанс носить очки тоже велик. И компьютер может лишь ускорить наступление этой минуты, но не является основным виновником. Кстати, гораздо вреднее для глаз игры на телефоне, которые заставляют детей напрягать глаза из-за маленькой картинки, слишком яркого экрана.

Осанка может страдать, если за компьютером в статичной позе проводить большую часть времени. Как правило, такая проблема грозит детям школьного и старшего школьного возраста.

Для того чтобы не допустить проблем со здоровьем, стоит просто правильно регламентировать время нахождения за компьютером. Врачи рекомендуют дошкольникам проводить за компьютером 20 минут, детям от 6 до 8 лет – 40 минут, младшим школьникам – 1,5 часа. Справедливости ради скажем, что такие рекомендации выглядят крайне нереально и из-за этого невыполнимы. Можно немного пойти вразрез с рекомендациями медиков: детям-дошкольникам не принесет особого вреда пребывание за компьютером в течение часа-полутора, а детям 7-12 лет – 2-3 часов. Большее количество времени будет уже излишним и идти в ущерб развитию ребенка в целом. Ну и негативно влиять на здоровье и психику. Это самое важное, что должен знать о здоровье любой ребенок и взрослый.

Утверждение 2: компьютер негативно влияет на психику.

На самом деле: сам компьютер никак на психику повлиять не может – это всего лишь инструмент. Кроме тех случаев, когда речь идет о совсем маленьких детях, чей мозг только формируется и чьи психические реакции еще очень неустойчивые. Дети до 5-6 лет могут испытывать психическое утомление от пребывания за компьютером, если оно длится долго.

Дело в том, что сменяющие друг друга яркие картинки и интерактивное действие держат мозг в постоянном возбуждении. И хотя со стороны кажется, что ребенок сидит совершенно спокойно, по силе воздействия на мозг компьютерные игры, даже самые безобидные развивающие «бродилки-отгадывалки», сопоставимы с бурными играми непосредственно перед сном. Мозг перевозбуждается, и процессы возбуждения начинают преобладать над процессами торможения. Результатом может быть поведение, которые взрослые склонны связывать с капризами, мифической неврологией и плохим воспитанием: ребенок становится капризным, легко раздражается, плачет по пустякам, долго не может успокоиться, у него нарушается сосредоточенность, страдает концентрация внимания, сон.

Дети, играющие перед сном, долго не могут уснуть. Что тоже списывают на физиологические особенности. На самом деле когда глаза смотрят на яркий монитор, происходит обман мозга – он начинает путаться во времени и воспринимает монитор как наличие дневного света. Биохимические реакции меняются, сон нарушается. Исправить все легко – не сидеть за компьютером за 2-3 часа до сна.

Утверждение 3: компьютер развивает мелкую моторику.

На самом деле: это один из самых любимых мифов, в который родители предпочитают верить для оправдания самих себя. Вождение мышки, нажимание на кнопки, конечно, в какой-то степени, положительно влияет на мелкую моторику рук. Но крайне незначительно, потому как движения эти однотипны и несложны.

На самом деле мелкую моторику гораздо лучше развивают завязывание шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц, вышивание, вязание, пальчиковые игры, перебирание мелких предметов, собирание конструкторов, особенно имеющих гайки и винты.

Детям в возрасте до 3 лет для развития моторики гораздо полезнее «живые» игры с предметами и людьми, чем вождение пальцем по экрану планшета и нажимание на кнопки ноутбука.

Утверждение 4: информация на компьютере воспринимается и усваивается лучше.

На самом деле: это правда. Ребенок, как, впрочем, и взрослый, легче запоминает информацию, поданную в интерактивной форме. Если она сопровождается яркими картинками, анимацией, если необходимо что-то сделать самому, чтобы ее добыть, то такая информация запоминается гораздо лучше и помнится дольше. Поэтому развивающие компьютерные игры – это очень и очень хорошо. Кроме того, информация в этом случае усваивается незаметно, и ребенка не нужно заставлять учиться – он делает это с удовольствием сам.

Утверждение 5: компьютер способствует развитию творческих способностей, логики и умению мыслить.

На самом деле: это правда. Многие развивающие игры основаны на том, что ребенок должен догадаться, как решить задачу, что способствует развитию логики. Всевозможные раскрашивания картин, рисование, создание персонажей развивают творческий подход у детей, делают мышление раскрепощенным и гибким.

Утверждение 6: компьютер развивает самостоятельность.

На самом деле: в какой-то мере да. Интерактивная игра заставляет ребенка предпринимать самостоятельные действия, искать пути выхода, переключать внимание. Это очень полезно для развития мозга. Кроме того, компьютерная игра помогает учиться не бояться выбирать решение, так как практически всегда можно исправить ситуацию.

В то же время при перекосе в той области и слишком сильном увлечении играми за компьютером самостоятельность начинает страдать ввиду того, что в реальности у ребенка навыки самообслуживания оказываются неразвитыми.

Утверждение 7: компьютерные игры развивают внимательность и способность к концентрации.

На самом деле: недолгое пребывание перед компьютером действительно способствует развитию умения концентрировать внимание. Но если сидеть за компьютером слишком долго, происходит обратный процесс – внимательность ухудшается и внимание рассеивается.

Утверждение 8: компьютерные игры вредны для детей и приводят к компьютерной зависимости.

На самом деле: есть разные компьютерные игры. Развивающие игрушки очень полезны и помогают развивать способности детей в форме игры без напряжения и нудных заучиваний. Не менее полезны игры-стратегии, которые требуют от ребенка умения искать варианты развития событий, планировать, разрабатывать стратегию и тактику поведения для того, чтобы достигнуть цели. Стратегии развивают созидательное начало и творческий потенциал.

Игры, в которых надо уничтожать что-то, гораздо противоречивее. С одной стороны, они позволяют избавиться от излишней агрессии, что для ребенка может быть очень важным. С другой – здесь необходимы мера и контроль со стороны родителей, ибо любой перекос в этой области как раз и приводит к проблемам с психикой.

В дошкольном возрасте вообще нельзя играть в игры по типу «ходи и убивай». Даже если речь идет о зомби, инопланетянах, плохих зверях и «бармалеях». Такие игры плохо влияют на неокрепшую психику, делают ребенка агрессивным и формируют у него привычку решать любые конфликты агрессивным путем. Кроме того, после таких игр мозг сильно перевозбуждается и ребенок не может уснуть, становится раздражительным, его могут мучить ночные кошмары.

Компьютерная зависимость от игр действительно развивается очень легко в раннем возрасте. Поэтому не стоит допускать, чтобы дети, особенно в дошкольном возрасте, погружались в виртуальные игры – игры с живыми людьми и с игрушками по времени должны превосходить компьютерные в 3-5 раз.

Даже если речь идет о подростке, важно ограничивать количество часов, проведенных за компьютерными играми, так как именно в этом возрасте может сформироваться игровая зависимость и стремление уйти в виртуальный мир. Лечится компьютерная зависимость так же трудно и даже труднее, чем тяга к алкоголю и сигаретам.

Утверждение 9: компьютер мешает формированию умения общаться.

На самом деле: и да и нет. Если личность ребенка формируется правильно и компьютер в его жизни занимает место наряду с общением с реальными людьми, хобби и увлечениями, то процесс общения в социальных сетях и на форумах расширяет его горизонты и формирует навыки общения.

Но если ребенок имеет проблемы со сверстниками в реальном мире, не имеет коммуникационных навыков, отличается замкнутостью и застенчивостью, то у него высок риск ухода в виртуальную реальность.

Такие дети не умеют выстраивать отношения со сверстниками и вместо того, чтобы учиться этому в реальном мире, пытаются уйти от стрессообразующего фактора и избежать дискомфорта. Они идут по пути наименьшего сопротивления и начинают заменять общение суррогатной иллюзией общения в сетях и на форумах. Отличить таких детей очень просто – они никогда не стремятся встретиться с теми, с кем общаются виртуально, лично. Такие дети очень быстро попадают в зависимость от компьютера и особенно в зависимость от социальных сетей. Именно они сидят в них часами напролет, отказываясь не только от общения в реальном мире, но и от любых иных действий, забывая про уроки, увлечения, иные занятия.


На самом деле компьютер сам по себе не плох и не хорош. Это прекрасный инструмент, который способен сделать жизнь ребенка интереснее, насыщеннее, ярче и который может помочь ему освоить массу умений и найти множество друзей. Но для того, чтобы компьютер все это смог дать ребенку, он не должен становиться единственным доступным ему развлечением и единственным другом. Задача родителей – помочь ребенку выстроить правильные отношения в этой области. И ждать, что ребенок разберется сам, не стоит, ведь польза и вред компьютера в том и состоят, что он увлекает. Поэтому надо формировать у ребенка различные увлечения, что и позволит ему стать гармонично развитой личностью, которой компьютерные технологии помогают, а не порабощают.

Источник: A2News.ru

Читайте также на нашем сайте:


В избранное