Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Шахматные импровизации

  Все выпуски  

Шахматные импровизации Легенды и мифы о пчеле


Дорогие друзья! Продолжаем разговор о пчеле. Сегодня мы поговорим о пчелином "мифотворчестве". Я рекомендую вам зайти на мой сайт http://www.edemiya.info/?p=587, где данная тема дополнена соответствующими красочными иллюстрациями - с картинками оно как-то веселее!

Излазав энное количество сайтов в поисках «пчелиных» мифов и легенд, я сделала интересное открытие: подавляющее большинство сайтов, найденных поисковиком по моему запросу, содержат в себе один и тот же текст, больше напоминающий «кашу-малу» (есть новое понятие в великом и могучем!). Текст этот мои глаза и мозги поначалу отказывались воспринимать не по причине какой-то вредности, а потому, что сваленные отовсюду вперемежку мифологические упоминания о пчеле были нагромождены друг на друга вопреки всем правилам синтаксиса и пунктуации и являли собой образчик полной неразберихи (я говорю только о себе и о своих мозгах). Отринув сей шедевр информативности пару-тройку раз и встретив его на очередном сайте, я поняла, что так просто он не сдастся. А посему, приказав глазам глядеть, а мозгам переваривать, я смело ринулась «на амбразуру» и одолела этот текст со второй попытки.

Надо сказать, что, судя по нему, мифов и сказаний о пчелах у всех народов и во все времена набралось предостаточно. Также хочется заметить, что они – эти мифы – зачастую так противоречат друг другу в вопросах, кому и как пчела служит какую службу, что я могу с уверенностью констатировать: «Пчела засветилась везде!» Она, как истинный синтез_атор (существо, объединяющее в себе противоположности, являющееся их синтезом), служит и вашим, и нашим, и ничейным, делая это с завидной расторопностью и удальством.
И вот я решила, чем речи длинные толкать, взять и аккуратненько собрать фрагментики портрета личности под именем Пчела. Народ должен знать своих героев. В лицо. И за лицо. (Кстати, на нижележащей фотографии вы можете увидеть редко упоминаемого, но все же существующего и иногда выполняющего очень важную работу мужа пчелиной матки. Хорош, не правда ли?! - см. на сайте). 

Итак:

Индийские мифы. Шри Бхрамари – Богиня Пчел.
(источник – Шримад Деви Бхагаватам, книга 10, Глава 13)

Очень интересный миф. Я долго не могла понять, кто с кем в нем воюет. Складывалось такое ощущение, что все сами с собой. Причем не просто так, а с подключением Брахмы, Вишны, Шивы, Махешвары и близких к ним сподвижников. Склока эта могла бы продолжаться и по сей день, если бы не прекрасная Деви. Вот как описывается Ее появление:

Так прошло некоторое время, пока однажды перед ними не появилась Мать Мира, Благоприятная Деви. Она блистала блеском десяти миллионов солнц и была прекрасна, как десять миллионов Кандарпас (Боги любви). Её тело было раскрашено в различные цвета. Она была одета в два одеяния, а на Ее шее была прекрасная гирлянда. Ее тело было покрыто различными украшениями, а на запястьях Её рук были великолепные ряды больших чёрных пчёл. Одна Её рука была дарующей благо, а другая была сложена в жест утешения. На шее Бхагавати, являющейся Океаном Милосердия и Мира, были разноцветные гирлянды, переплетённые черными пчелами. Эти пчёлы, непрерывно поющие Хримкара Мантру, окружали Ее. Бхагавати, благоприятная для всех, восхвалённая во всех Ведах, Которая является целым в целом и содержит в себе всё, которая хороша во всём, Мать всего, Всезнающая, Защитница всех, была полностью украшена.
Далее говорится, что одна из сторон пожаловалась Деви о другой стороне, за чем последовало следующее:
Тогда Шри Бхрамари Деви из своего тела выпустила неисчислимые потоки черных пчел, они присоединились к тем, что возникли из Её рук и покрыли всю землю. Небо стало пасмурным из-за роя пчел, и земля погрузилась в темноту. Небо, вершины гор, деревья, леса – все наполнилось пчелами, представляя собой ужасное зрелище. Тогда черные пчелы начали разрывать на куски грудь Даитьев, поскольку пчелы жалят тех, кто беспокоит их ульи. Бессильные Даитьи не могли ни бороться, ни говорить друг с другом, и поэтому они быстро погибли.
После завершения своей работы, пчелы возвратились к Богине.
После этого описывается, как «веселится и ликует весь народ», в том числе Брахма, Вишну, Махеша и все-все-все (видимо, кроме Даитьев).

Как явствует из эпоса, черные пчелы прекрасной Деви сыграли решающую роль в установлении мира и счастья на Земле. Кто еще из животных может этим похвастать? Хочется добавить также следующее: люди, не беспокойте пчелиные улья! Это чревато разорванной грудью и ужасным зрелищем. Приобретайте мед на ярмарках и в торговых точках (и троеточиях)!

Отступление. Может быть, кому-то покажется, что я не слишком почтительно отзываюсь о богах. Это заблуждение. Тон моего рассказа скорее вызван некоей шаловливостью и легкостью, но поверьте, это вовсе не означает, что я не люблю и не уважаю индийских богов. Напротив. Для меня они весьма близки и дороги.
Если перефразировать знаменитую поговорку «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», то можно сказать так: «Покажи мне, каков твой бог (или бог твоего народа), и я скажу, кто ты (твой народ)». Иными словами, видя изображения божеств, коими разные культуры награждают их, я могу предположить о том, какие ценности эта культура ставит превыше всего. Разглядывая различные изображения и читая священные тексты, я заметила, что можно выделить две основные группы богов: одни из них касаются нашего чувства красоты, другие – страха. В соответствии с этим я бы охарактеризовала «поведенческие линии» культур (скрытые и явные) такими словами: благо_дарность-благо_говение перед красотой и подчинение-служение из-за страха. В первом случае распространенным выражением любви к божеству является распевание мантр и танец радости, во втором – “походы на сарацинов” и уничтожение неверных.

Я ни в коей мере не сравниваю эти две группы – обе они принадлежат Богу, а значит, обе они нужны. Более того, между двумя крайними точками находится множество промежуточных, так что такое деление вообще несколько условно. Это просто плод моих наблюдений. И все же… все же, исходя из вышепОнятого, мне как-то больше по душе танцевать от благодарности к Божественному и петь песни-мантры, восхваляющие Его и Творение (в том числе, и меня саму). Мне гораздо больше нравится класть себя к Его лотосным стопам от любви и наполненности Его красотой, чем от страха быть наказанной Им за плохое поведение. Я не хочу «зарабатывать очки» перед Богом, мне более созвучно учиться ощущать к Нему благодарность за все, что Он посылает. И еще. Я не считаю себя лучше или хуже тех, кто принадлежит ко второй группе: ведь для жизни нужны обе, оба фокуса на Божественное, а значит, «солнце светит всем»!

Но вернемся к индийским богам. Посмотрите на них  – они так прекрасны! Их лица и фигуры… их позы… их окружение… Я не собираюсь сейчас останавливаться подробно на их описании – этому можно посвятить отдельный выпуск. Я просто хочу обратить ваше внимание на изображения Шивы и Кали. Сейчас вы поймете, почему я решила выбрать именно их.
Шива – один из трех основных богов индуизма (Брахма – Создатель, Вишну – Поддержатель, Шива – Разрушитель). Шива разрушает. Разрушает иллюзии. То, за что мы так отчаянно держимся и с чем ни за что не хотим расставаться. В этом нелегком деле Шива не церемонится и запросто может разрушить нашу самую драгоценную иллюзию – жизнь в физическом теле. Казалось бы, Бог-убийца, что может быть страшнее?! Но посмотрите на его изображение! (см. сайт)

Перед таким красавцем хочется склониться в благоговении и сказать: «Господь Шива! Прошу тебя! Приди и разрушь мои иллюзии!» А потом, незаметно для самой себя, вдруг взять и запеть: «Ом Намах Шивая (Я покоряюсь Богу, ища в Нем убежища или Да будет на все Воля Твоя)». Причем характерно, что для этого не требуется никаких внушений и строгих поз! Божественная красота – великая сила!
Но Шива – это еще не самое “страшное”! В индуизме существует его Божественная супруга Кали – великая Мать, дающая рождение и несущая смерть. Часто ее изображают в «жутком» виде, танцующей на лежащем Шиве. Но посмотрите на Кали. Разве она ужасна? Разве от нее хочется бежать за тридевять земель без оглядки? Разве появляется желание припасть к ее стопам и сдаться лишь от страха получить наказание? По мне, так она достойна своего великолепного Супруга! На фотографии ниже я специально собрала воедино Шиву (он в центре изображения) и Кали (по обеим сторонам от него) в двух “лицах”. Каждый фрагмент полон символики, рассказывать о которой сейчас тоже не буду – выпуск как-никак посвящен пчеле, а я тут занимаюсь божественными отступлениями. Но разве можно устоять перед этой Божественной парой?! Разве можно пожалеть отдать в их распоряжение свое собственное маленькое эго?! Да с радостью! Берите! Только танцуйте и дальше, унося прочь все наносное и иллюзорное.

Но вернемся еще немного к пчеле в индийской мифологии. Один из наиболее почитаемых индийских богов – Вишну, олицетворявший Солнце и подаривший жизнь Вселенной, изображался в виде маленькой пчелы, отдыхающей в чаше цветка лотоса. А верным спутником другого любимого индусами бога – Кришны – была пчела голубого цвета. Шиву символизировала пчела, венчающая вершину треугольника. Как видим, три основных бога индуизма так или иначе связаны с этим небесным животным. Более того, словно подтверждая ценность пчелы в жизни общества, в стране ходили металлические деньги с ее изображением. А мы еще посмеивались над белорусскими “зайчиками”.

На этом пришло время проститься с Индией и устремиться дальше. К вырастающим из-за песков пирамидам.

Пчела в мифах Древнего Египта.

У египтян пчела являлась символом богини Маат (жена Тота), олицетворявшей Закон Вселенской Гармонии, женское начало вселенной, созидающую силу Природы. Маат была чрезвычайно почитаема каждым жителем Древнего Египта. Считалось, что следование ее Законам является Путем к бессмертию. Богиня изображалась в виде женщины со страусиным пером в густых волосах, а иногда даже просто в виде символа – этого самого пера.

На древних изображениях Маат присутствовала и при загробных судах: на одну чашу весов клали сердце умершего, на другую – перо Маат. Если сердце было легче пера, то душа умершего могла соединиться со Светом и Истиной и продолжить свой путь в Вечности. Если же сердце было отягощено неправедной жизнью и перевешивало, то умершего пожирало чудовище Амту – лев с головой крокодила.

Интересен тот факт, что пчелы, согласно древнеегипетской мифологии, появились из слез бога Ра, пролитых им во время сотворения Вселенной (вот ведь как получается – боги тоже плачут!), а также являются символом Маат, которая была дочерью Бога Солнца. Интересные родственные связи! Есть над чем задуматься, ведь мифы – это прямые намеки на невыразимый процесс создания Мира.

Итак, пчелы не только появились из слез Бога, они также приносили Ему и Его дочери свои бесценные дары – воск и мед.  Из воска египтяне делали различные фигурки, которые использовались в особых ритуалах и наделялись магическими силами и способностью воздействовать на реальные объекты. Воск также шел на изготовление статуэток Солнечных божеств и служил материалом для создания образа Солнца. Мед же являлся одним из важнейших продуктов, его использовали не только в качестве сладкого лакомства, но и в медицине, где он входил в рецепты всевозможных снадобий.

Об особом месте пчелы в Древнем Египте говорит и тот факт, что она была изображена на эмблеме Нижнего Египта и олицетворяла самоотверженность, преданность, бесстрашие и презрение к опасности и смерти. За особые заслуги некоторым фараонам присваивалось звание-титул «Повелитель пчел». Видимо, чтобы быть повелителем слез Бога, нужно было и вправду изрядно постараться.

Упоминания о значении пчел в мифах Древнего Египта можно продолжать и продолжать, но нас ждет путешествие в Древнюю Грецию, оттуда к древним славянам и напоследок к истокам христианства. Но об этом – в следующем выпуске: артисты устали и просят о мини-антракте. Давайте и мы с вами немного отдохнем друг от друга, попьем чайку с медком, подышим свежим воздухом, поглазеем на окружающих… и снова на представление. Вернемся к нашим пчелам.

До скорых встреч! С любовью, Елена


В избранное