Редкая русская народная сказка не
оканчивается присловьем: И я там был, мед - пиво пил, по усам текло, а в
рот не подало! Что же это за мед такой, который пили да нахваливали наши
предки?
Появился этот напиток на славянской земле в незапамятные времена.
Как утверждает А. В. Терещенко, его "введение современно первоначальной
истории славян". Уже в древних русских литературных источниках мед
упоминается как напиток широко известный и почитаемый народом. Вспомним
еще раз, что Лаврентьевская летопись сообщает, как в 945 году княгиня
Ольга велела древлянам наварить много меда, якобы для того, чтобы
справить тризну по убитому ими князю Игорю. Трагическая роль, которую
сыграл мед в коварном спектакле, разыгранном мстительной супругой
погибшего князя, свидетельствует о том, что в те времена русичи умели
готовить довольно крепкие меды.
Та же летопись рассказывает о грандиозном пире, устроенном в 996
году в честь Ольги князем Владимиром. Князь приказал сварить для вира
300 бо-чек меда. Кстати, отмечается, что варили мед специальные
медовары. Мед был обязательным напитком праздничной трапезы тогдашней
знати. В "Житии Феодосия" рассказывается, как Феодосий потчевал в Киево
- Печерском монастыре князя Изяслава Ярославича. Он приказал подать
князю ужин, но скупой монастырский ключник ответил, что "меду не имам,
еже на потребу пити и сущим с ним". Такой ответ не удовлетворил
гостеприимного старца, и, помолившись, он приказал ключнику: "Иди и
неси, елико ти на потребу князю и сущим с ним, и еще же и братии подай
от него, да пиют". Кстати, монастырские меды пользовались особой славой,
а сами монастыри были наиболее крупными их производителями. Особенно
возросла роль монастырей в производстве медов после того, как в XV веке
великий князь Московский Василий III запретил их варить свободно, отдав
этот выгодный промысел в руки государства н церкви.
Наиболее крупным производителем "питий", в том числе и меда, долгое
время оставался Троице - Сергиевый монастырь (возле Холмогор), Вот как
описывает подвалы этого монастыря один из посетивших его иностранцев: В
несколько рядов были расставлены бочки огромных размеров, неизмеримой
величины, высотою более 2 метров, конусообразной формы, с расширенным
основанием. Каждая бочка содержала до 7 т. жидкости. И таких подвалов
было много... Все бочки стояли доверху наполненные пивом, медом, вином,
квасом и фруктовыми соками. Они словно вросли в землю своей многотонной
тяжестью, неподвижные, огромные, сделанные из старинного дуба, окованные
железными обручами. Мастерство монастырских медоваров, квасоваров н
кулинаров было настолько высоко, что царь Алексей Михайлович
неоднократно посылал к ним на выучку своих поваров.
Мед оставался самым любимым напитком русских вплоть до конца XVII
века. (В эпоху Петра I меды уходят на второй план, а их место занимают
заморские вина и водки.) В значительной мере это связано с тем, что
суровый климат страны не позволял активно развивать виноградарство и как
следствие виноделие. Однако, безусловно, немаловажную роль играло и
отменное качество самих медов, огромное их разнообразие.
Каких только медов не делали наши мудрые предки: мед простой,
пресный, красный, белый, боярский... Однако все их по способу
производства разделяли на вареные и ставленные. Вареные меды готовили,
как видно из их названия с помощью тепловой обработки, а ставленные -
холодным методом. В самом общем приближении технология приготовления
вареных медов была таков: медовый сот разводили теплой водой и
процеживали сквозь частое сито, чтобы отделить примеси воска. В
процеженные мед добавляли хмель (полведра на пуд меда) и варили до тех
пор, пока жидкость не уваривалась до половины. После этого ее выливали в
медную посуду, охлаждали и бросали в нее ржаной хлеб, намазанной патокой
и дрожжами. Когда смесь начинала бродить, ее сливали в бочки. Бочки
укупоривали и спускали в ледник, где их выдерживали довольно длительное
время.
В домашнем быту очень ценили ставленные меды, которые готовились из
меда и свежих ягод: смородинный, вишневый, малиновый, черничный,
ежевичный и другие.
Эти меды вызывали неизменный восторг у иностранцев, посещавших
Россию. Вот какую запись в своих воспоминаниях о путешествии по земле
Московской оставил Олеарий: "Великолепный и очень вкусный мед они варят
из малины, ежевики, вишен и др. Малинный мед казался нам приятнее всех
других по своему запаху и вкусу. Меня учили варить его следующим
образом. Прежде всего спелая малина кладется в бочку, на нее наливают
воды и оставляют в таком состоянии день или два, пока вкус и краска не
перейдут малины на воду, затем эту воду сливают с малины и примешивают к
ней чистого, или отделенного от воска, пчелиного меду, считая на кувшин
пчелиного меду 2, или 3 кувшина воды, смотря по тону, предпочитают ли
сладкий или крепкий мед. Затем бросают сюда кусочек пожаренного хлеба,
на который намазано нежных и верхних дрожжей, когда начнется брожение,
хлеб вынимается, чтобы мед не получил его вкуса, а затем дают бродить
еще 4 или 5 дней. Некоторые, желая придать меду вкус и запах пряностей,
вешают в бочку завернутые в лоскутах материи гвоздику, кардамон и
корицу. Когда мед стоит в теплом месте, то он не перестает бродить даже
через 8 дней; поэтому необходимо переставить бочку, после того как мед
уже бродил известное время, в холодное место и оттянуть его от дрожжей."
Для улучшения вкуса и цвета в мед добавляли свежий ягодный или фруктовый
сок. Разбавленный соком мед почти не содержал алкоголя и служил
прекрасным витаминным напитком. Хранили готовый мед в ледниках, где он
долгое время оставался свежим и крепость его не повышалась. По мере
надобности мед из бочек отливали в медную емкую посуду, а из нее уже в
небольшие сосуды для подачи на стол. Крепость медов была разная, в
зависимости от назначения напитка. Наряду со слабоалкогольными
готовились и довольно крепкие хмельные меды. Однако они не шли ни в
какое сравнение с вытеснившей их водкой. Меды были неизмеримо слабее,
обладали приятным вкусом, ароматом и массой полезных свойств. Уже давно
не варят медов на Руси. А жаль!
Кстати, все знают, что означает выражение "медовый месяц", а вот
откуда оно пошло, известно далеко не каждому. В древности существовал
обы- чай, в соответствии с которым для вступающих в брак специально
варилась слабоалкогольная медовуха. Молодые пили ее не только на
свадебном пиру, но и 30 дней после него. Никаких других более крепких
напитков пить не дозволялось. Отсюда и пошло выражение "медовый месяц",
жаль, что об этом мудром обычае не знают многие современные молодожены.