Я долго не решалась написать о своем отношении к детским садам. C одной стороны, не было достаточного опыта, а с
другой, из-за опасения быть непонятой. Иногда мне кажется, что мнения
среди женщин (мам и бабушек) по-поводу детских садов четко делятся на
две позиции: крайне отрицательное отношение и крайне положительное. Не
хочется впадать ни в одну из крайностей. Все относительно и зависит от
конкретной жизненной ситуации.
Когда речь идет о тайм-менеджменте
женщины -мамы, вопрос о садиках должен быть тщательно исследован.
Садик должен стать помощником мамы и не стать врагом ребенка. Нужно
найти оптимальное и полезное решение для всех.
Парадокс в том,
что спрашивая мнения, изучая опыт других мам и бабушек, как правило
находишь подтверждения именно своей точке зрения.
И вот пример.
Моя мама всегда была против детских садов. Сказывался личный опыт (она
когда-то даже работала в садике) и, что удивительно, кого бы она не
спрашивала из знакомых, у всех были проблемы: то дети болели, то их
закомплексовывали, то еще что-нибудь. Поэтому, когда речь пошла о
детском саде для моего старшего сына, мамина позиция была изначально
определена: детский сад - это плохо.
А я была - не то чтобы совсем за,
но не против. Как ни странно, вокруг меня были только люди с
поразительно положительным опытом посещения садиков - детки хорошо
оставались, не болели, быстро развивались. С детьми работали прекрасные
воспитатели и специалисты, и сами садики были вполне приличными: и
территории закрытые, и ремонты сделанные (хотя обычные детсады были).
Мне кажется, в деле определения ребенка в детский сад важно сделать 3 вещи:
1.Постараться подойти к решению максимально спокойно и осознано. В таком важном деле эмоции могут стать помехой. Поэтому
стоит отказаться от излишних жалений (особенно само-жалений),
недовольств, неумений, а главное - лени. Часто можно встретить
однозначное "нет" только потому, что не хочется разбираться, брать
ответственность, напрягаться, ходить выяснять и так далее. Вот поэтому
нужно заняться целеполаганием.
2.Целеполагание. Определяемся с
двумя целями: цель для мамы и цель для ребенка. (Если вы не знаете, что
это такое, то можно попытаться подойти по другому, и говорить о
пользах: для мамы и для ребенка.)
Что может быть важно и полезно для мамы? В первую очередь - это освобождение времени. Вопрос только в одном - зачем и на что его освобождать?
Вот тут-то и нужно определить свои цели. И пока это не будет сделано,
лучше не начинать оформление ребенка в садик. Пользы от этого не будет
ни матери, ни ребенку.
"Мне
надоело сидеть дома", "скучно", "достала рутина", "не хватает новых
впечатлений и эмоций" - это не цели. Это как раз очень похоже на
саможаление и неорганизованность жизни.
Целью
может быть
саморазвитие, самовоспитание, реализация профессиональных навыков
(например, врачи ну ни как не могут долго не практиковаться. Ведь это
влияет
на их квалификацию). И, конечно, целью может быть зарабатывание средств
для содержания семьи (не всякая мать имеет опору в виде
мужа-кормильца).
Четкое понимание цели поможет правильно организовать
свое время, не потратить его впустую, не провести его бесполезно и
бестолково, а значит женщина получает возможность избежать чувства
вины.
Что
может быть полезно для ребенка? Этот вопрос могут решить только
конкретные родители в конкретной ситуации. Некоторые видят, что ребенок
имеет потребность в общении, другие - в получении каких- либо навыков и
умений и так далее.
Определив 2 цели (пользы) станет ясно - пора ли выходить ребенку в садик или нет.
3.В-третьих, важно чувствовать время.
Когда ребенку действительно будет ПОРА выходить в садик, это будет очевидно (особенно, если вы определились с целями).
В
моей семье попыток выйти в детский сад было две. Первый раз, когда сыну было 2 года и 2 месяца. В то время, я
приняла решение подрабатывать. Нашла мини-садик. Мини-садик - достаточно недешевое
удовольствие, но все сложилось удачно, и сын пошел на полдня, а я
начала работу. Через 2 недели он начал болеть. И проболел с небольшими
перерывами почти год. Конечно, о садике пришлось забыть. Но вот что
удивительно, работать-то я не перестала. Короткий выход в садик сделал
важное дело - помог организоваться, собраться, настроиться на новый
рабочий лад. Я увидела, что для того, чтобы выделить время на "свои"
дела нужно-то и не так много: сначала очень захотеть, а потом
постараться начать делать.
Во второй раз сын пошел в детский
сад в возрасте 4 лет и 5 месяцев (ближе к первому году младшего брата). Так получилось, что именно в
это время нам выделили путевку.Мне было видно, что мой ребенок готов к садику: у него была потребность в общении, он любил заниматься, не боялся оставаться без родителей. Все сложилось очень правильно и вовремя.
Но, конечно, я очень переживала, что он может неправильно оценить
ситуацию, обидеться, что младший брат остается с мамой, а ему нужно
уходить.
Вот поэтому нам особенно важно было вместе определять цели.
Он
знает, что в садике его ждет детская "работа" - игра, общение с
ребятами, занятия. Он видит, что находясь дома он не всегда имеет
возможность поиграть со сверстниками. Он знает, на что трачу это время я. Он понимает, что я
пытаюсь работать, и мы можем вместе планировать то, на что будут
потрачены заработанные средства. И, конечно, он знает, что я его люблю
и не пытаюсь бросить. В нашей ситуации все упрощается тем, что мы можем
сами определять время пребывания в садике и дополнительные дни отдыха,
ведь я работаю на дому. И, конечно, важно, что в группе работают добрые воспитательницы, с которыми дети остаются с удовольствием.
Сейчас я с уверенностью могу сказать, что садик - мой помощник. И мне хочется пожелать всем мамам найти поддержку и помощь в виде хороших садиков и добрых людей, которые в них работают!
P.S. Кстати, сейчас моя мама иногда сама отводит сына в садик и говорит, что видит, что ему там нравится, что ему там хорошо.