Мы с радостью
ответим на Ваши вопросы (пишите на
vertical.centr@gmail.com) и ждем Ваших комментариев к рассылке.
На этой неделе мы размышляем о том, как и зачем заниматься с детьми.
1. К педагогам - по любви?
Дух
времени таков, что даже младенцев водят на занятия. Что говорить о
детях постарше — спорт, танцы, музыка, английский, коррекционная
педагогика? Обязательно ли отдавать ребенка на занятия? И как понять,
что мы ведем его к педагогу (или занимаемся с ним сами) действительно из
любви?
У
многих родителей есть установка: «надо, чтобы дети развивались». В
принципе, правильно — не поспоришь. Но развивать их можно,
руководствуясь разными мотивами. Например, мы со старшим ребенком пошли к
логопеду — некоторые звуки требуют доработки. Казалось бы, благое дело.
Но в детско-родительских отношениях важнее не сам факт похода к
специалисту, а мотивация родителей — почему они принимают такое решение и
с каким настроем его реализуют. Ребенок «слышит» мамино и папино
отношение, даже если оно прочно упрятано от них самих в подсознании.
Один
из возможных мотивов — страх: «вдруг так и не скажет правильно, вдруг
дефектный»? Или конкуренция: «мой должен быть самым лучшим». Есть и
другие варианты: «я знаю, как правильно», «меня водили и мой будет
ходить». Последнее почему-то часто звучит в контексте музыкальной школы.
Что из этого есть любовь к ребенку?
Пришлось
мне формулировать собственную мотивацию «задним числом», чтобы
переосмыслить наши логопедические занятия в духе любви. Глядя на нас с
мужем, да и на других родителей, я понимаю, что очень часто забота о
ребенке по форме обеспечивается правильно. Но почему-то ребенок
уворачивается и весь процесс «хромает» по Винни-Пуху. Это сигнал к тому,
что нужно изменить отношение, мотивацию заботы, чтобы открыть кран
любви и наполнить хорошую форму еще более совершенным содержанием.
Итак,
включаю честность и разбираюсь, вожу ли я сына к логопеду, потому что
люблю его, и если все же по другой причине, то что мне необходимо
изменить? Обращаюсь к надежному источнику: «Любовь
долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не
превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не
раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит»,
— это самое известное изречение Апостола Павла. Первое, что понятно —
ни один из перечисленных выше мотивов не годится. А где тот, который
годится, и, главное, как начать в нем жить? Я сформулировала для себя
два критерия, которые теперь применяю к любым занятиям с детьми.
Во-первых,
из мысли апостола Павла следует простой вывод: не стоит делать что-то
для ребенка, если, на самом деле, это нужно не ему, а маме или папе. В
случае с логопедом возникает вопрос о том, нужна ли ребенку коррекция
вообще? Я знаю немало людей, которые не выговаривают некоторые звуки, и
при этом счастливы и полезны окружающим. Дефекты произношения не
являются препятствием даже для карьеры публичного деятеля: известный
искусствовед и телеведущий Виталий Вульф далеко не образец ораторского
искусства, но это не мешает его зрителям замирать и «прилипать к
экранам» во время передачи. Его манера речи превратилась в изюминку,
стала отличительным знаком его деятельности.
В
каком-то смысле, логопед нужен родителям, чтобы усовершенствовать свое
чадо, поскольку нынешний вариант не совсем устраивает. С другой стороны,
правильная речь еще никому не вредила. Вопрос в том, чтобы приоритетом
стало именно благо для ребенка. Может быть, для него актуально что-то
другое? Может быть, он еще не дорос или вообще этим интересуется?
И
есть второй момент, гораздо более важный, чем выбор кружков по
интересам. Это взаимоотношения родителей с ребенком, которые бесконечно
важнее любых занятий или не-занятий. Развиваются ли наши отношения с ребенком
в результате развивающих занятий? На мой взгляд, это ключевой критерий,
по которому стоит выбирать программы или отказываться от них.
Представим
себе ненадолго, занятия не дадут НИКАКОГО результата. Я не говорю, что
нужно настраиваться на поражение, это как раз вредно, я просто хочу
наложить на картинку занятий определенный «фильтр», как это делается в
фотошопе, для логического анализа. А потом, получив правильное
понимание, мы его снимем и с оптимизмом отправимся навстречу успехам.
В
нашем случае фильтр называется так: «ни один звук ни на йоту не
улучшится, речь останется картавой». Посмотрим на картинку
повнимательнее: весь курс занятий с логопедом пройден, результат
нулевой. Что останется в этом случае у ребенка? Какие ощущения он
вынесет из курса занятий? Ощущение, что на него давили, заставляли, что
он без удовольствия что-то разучивал и повторял? На что пошли все
затраченные усилия?
Если
мы знаем, что успеха не будет, то автоматически становится ценным время
проведенное с ребенком и качество общения с ним, качество приложенных
собственных усилий и его ощущения от занятий. Внезапно, важной
становится дорога, которой мы едем к педагогу и обратно. Можно шутить,
смеяться или болтать, но не ругать, не портить нам обоим весь настрой. С
учетом того, что результат может не обрадовать, не так уж важно
заставить ребенка прогнуться под систему занятий. Зато имеет смысл
развивать в нем уважение к самому себе, творческий подход или даже
просто хорошее настроение. Наступает момент истины: из чего складываются
отношения с ребенком? Что важнее: учебные успехи или качество
отношений?
Словом,
мы теперь ходим на занятия так, как будто и не за дикцией пришли.
Просто есть у нас такое важное дело, которое мы стараемся сделать
взаимно приятным. Хорошие результаты уже проявляются: во-первых, с
ребенка снят прессинг «ну где же успехи?» и жить без него, безусловно,
всем легче. Существуют и более долгосрочные последствия: хорошее
отношение к занятиям и индивидуальный темп, выбранный с учетом
особенностей ребенка, сделают свое дело, и учебный результат превзойдет
тот, который был бы возможен при гонке за успехом. Причем без того,
чтобы возненавидеть занятия, пособия, педагога и самого себя. Так что
отказ от результата и концентрация на качестве процесса — это наш метод.
:)
2. Звезда макаронная
Из книги "Энциклопедия поделок. 100 идей на каждый день" издательства РОСМЭН:
3. Бумажный ангел
Из книги "Энциклопедия поделок. 100 идей на каждый день"издательства РОСМЭН: