Добрый день,
Уважаемый читатель! Сегодня мы продолжаем нашу тему и поговорим более подробно
о втором типе темперамента – это Активные дети.
Я попрошу вас
параллельно оценивать, какие качества присутствуют в вас, что вас мотивирует, а
что вызывает сопротивление. Вспомните себя маленькими или спросите у своих
родителей. Это поможет вам разобраться со своей природой. Когда вы увидите, что
ваш ребенок обладает другим темпераментом и имеет другие ценности, то будет
проще понять, что бессмысленно от него требовать невозможного. Он никогда не
станет вами. Дети к нам приходят не для того, чтобы радовать нас, а для того,
чтобы увидеть многообразие этого мира, чтобы развиваться и получать свой
жизненный опыт, чтобы быть счастливыми. А мы лишь помогаем им приспособиться в
этом мире, стать самостоятельными и ответственными, чтобы обходиться без нас.
В каждом из нас
есть достоинства и недостатки. Идеальных
людей не бывает! Для кого-то медлительность, скромность, нерешительность...
– это хорошо, а для кого-то не очень. Не бывает плохих и хороших людей (детей).
Есть просто люди, которые вписываются в вашу Картину мира или нет. Каждая
личность имеет очень много граней. Представьте себе человека М, который
обладает следующими качествами: он добрый, смелый, умеет пошутить, жадный,
безответственный и красивый. Какие его качества вам нравятся? А какие не очень?
Вы наверняка замечали, что когда мы чего-то ожидаем от человека, то именно это
и получаем. На каких качествах мы концентрируем свое внимание, те качества он и
проявит относительно нас. Этот господин М идет на работу и там его руководитель
видит в нем безответственного сотрудника, но веселого и красивого. В его глазах
он не станет ответственным, пока руководитель не увидит его именно таким. Потом
этот господин М возвращается домой, где его жена видит его добрым, смелым и
красивым. Он с ней проявит именно эти качества. То же самое происходит и с
нашими детьми. Если вы видите в сыне хулигана, безответственного, двоечника,
разгильдяя, грубого, ленивого или в дочери видите легкомысленность, злость,
неаккуратность и т.д., то именно эти качества дети будут проявлять по отношению
к вам. Они их будут демонстрировать не потому, что им хочется вам насолить или
сделать что-то назло, а потому, что вы от них этого ожидаете. Вы на них
фокусируете свое внимание, и дети ведут себя таким образом. А самое страшное,
что дети начинают верить, что они действительно такие и это вызывает в них
чувство вины, а это в жизни им точно никак не поможет. Ими всегда будут
манипулировать другие, и они сами себя не будут уважать.
Хочу отметить, что
когда нам не нравятся черты характера нашего ребенка, то эти самые черты
характера нам не нравятся в нас самих, но мы их активно прячем. Это не его
проблема, а НАША! Это не его недостаток, а НАШ! Мы не сможем увидеть в ребенке
то, чего нет в нас самих. Например, мы думаем: «Какой же он грубый и
невоспитанный!» или «Эта девочка настоящая грязнуля!» В этот момент вы
испытываете негативные чувства, и эти мысли не доставляют вам удовольствие.
Стоит поискать в ребенке что-то хорошее и сконцентрировать на этом свое
внимание, тогда именно это хорошее вы будете видеть все чаще и чаще. Например,
он хорошо рисует, она прекрасно поет, он смелый, она красивая, он умный, она
заботливая и т.д. Это не обязательно говорить вслух, достаточно об этом
подумать. Эти мысли доставят вам удовольствие. Вы почувствуете уважение к
ребенку и симпатию, а он это почувствует. Главное
- как можно быстрее уйти от негативной оценки (недостатков) и переключиться на
позитив (достоинства). Тогда вы увидите, что ребенок будет демонстрировать
вам свои самые лучшие качества, которые, кстати говоря, есть в вас самих. Это
касается не только детей, но и всех людей с которыми мы, так или иначе, соприкасаемся.
Следите за тем, чтобы мысли о другом
человеке доставляли вам радость, а не беспокойство, страх или тревогу.
Теперь мы переходим к описанию второго
типа темперамента.
Активные дети
Описание: Это очень активные и подвижные дети. Именно
про них часто говорят, что они хулиганы, вечно влипают в разные неприятные
ситуации, да еще и других на это подбивают. Они любят быть лидерами и находиться
в команде победителей. Этих детей внутренние переживания заботят меньше всего.
Главное – это достигать результат. Им безразлична реакция на внешние
обстоятельства, их больше интересует способность воздействовать на окружающий
мир. Они обладают очень сильной волей и хотят быть в центре внимания. Они
всегда готовы идти вперед, действовать и вести за собой других. Им нужно постоянно
двигаться и делать все по-своему.
Эти дети хотят,
чтобы все было справедливо. Если в игровой комнате есть Активный ребенок, то вы
можете услышать от него: «Так не честно!»
Эти дети любят
быть в центре всех событий и любят быть правы. Поэтому родителям не стоит
давать возможность ими командовать. Дети уважают сильных духом родителей только
в том случае, если они находятся в гармонии сами с собой (счастливы), знают,
чего хотят от жизни, смелые и решительные.
Активные дети не
сильно любят учиться в школе. Для них уроки – это наказание. Они не любят долго
сидеть на месте и что-то слушать. Информация у них лучше усваивается, когда они
находятся в действии. Чаще всего им по душе приходится физкультура. Там они
могут проявить себя и показать все свои лучшие стороны.
Что требуется от родителей. Этим детям необходимо
обеспечить подготовку и структуру деятельности. Им требуется надзор, правила,
лидеры и действие. Родителям стоит продумать план и сообщить о нем ребенку,
чтобы он мог его придерживаться. Иначе ребенок сам найдет, чем себя занять и
может легко организовать других детей на какие-то действия, которые потом
взрослым могут не понравиться. Например, пойти и всем вместе поплавать на
лодке, пока взрослые заняты и не видят их. Это конечно увлекательное занятие,
но для детей в раннем возрасте может быть опасно. Чтобы этого не произошло,
родителям следует четко обозначить план, назначить главного, обговорить последовательность
действий и провести инструктаж по технике безопасности. Например, «Саша, сейчас
ты с другими детьми идешь кататься на качелях, каждый по 5 минут, потом на
горке, каждый прокатится по 5 раз, а ты смотри, чтобы все прошло безопасно, и
все прокатились по очереди. Потом вы пойдете играть в мячик. Возьмете его
здесь. Поиграете 20 минут и возвращаетесь все сюда. Понятно? Вопросы есть?»
Когда вы поставите Активного ребенка во главе какого-либо процесса и дадите
четкие указания, то он проявит свои самые лучшие качества. Один из самых лучших
способов мотивировать такого ребенка - это дать ему возможность быть полезным.
Хорошо, если в
семье папа – это авторитет, и мама тогда может сказать ребенку: «Папа сказал,
что нам надо убрать в комнате. Пошли». В таком случае ребенок поймет, что
спрашивают не только с него, но и с мамы. Тогда он охотнее выполнит вашу
просьбу.
Хорошо такого ребенка отдать в командный вид спорта,
главное, чтобы там ему нравилось. У него
будет возможность направить свою активность в созидающее русло и проявить свои
лидерские качества.
Родителям всегда
надо давать этим детям структуру, иначе они начинают доминировать. Такому
ребенку необходимо иметь возможность стать успешным лидером. В свою очередь,
они уважают уверенного и компетентного лидера в другом человеке. Поэтому
родителям стоит поддерживать свой авторитет не криками, угрозами и применением
силы, а разумными доводами, что бы ребенок проявил свои лучшие качества.
Эти дети
категорически не терпят, когда их отчитывают прилюдно! Они ведь лидеры,
победители! Предупредите в школе об этом учителей, чтобы они не высмеивали
вашего ребенка при всем классе. Лучше всего ему говорить замечания с глазу на
глаз, иначе они рискуют получить в нем ребенка, который больше их предмет учить
не будет никогда. Это же правило следует использовать родителям. Не отчитывайте
Активного ребенка прилюдно! Придумайте знаки, которые будете знать только вы.
Например, вы договорились, что когда он ведет себя слишком шумно, то вы
трогаете себя за нос, и он понимает, что это сигнал к тому, чтобы вести себя потише.
Ваш ребенок это точно оценит!
Чтобы Активный
ребенок чаще исполнял ваши просьбы, лучше всего дать ему возможность быть
первым, занимать лидирующую позицию. Если ребенок отказывается убираться в
комнате, то стоит сказать: «Я хочу, чтобы ты оставил свое занятие и начал
уборку. Давай начнем ее вместе». Даже если ребенок поможет совсем немного, то
обязательно поблагодарите его и отметьте, как хорошо это у вас получилось.
Активные дети любят быть в команде победителей. Не стоит родителям огорчаться,
что эти дети не так охотно наводят порядок, как другие.
Принимайте ребенка
таким, какой он есть. Очень важно, чтобы ошибки Активного ребенка были приняты,
чтобы ребенок мог извлекать из них пользу и расти. Всем свойственно ошибаться, а им тем более,
потому что они очень активные и больше делают действий, а, следовательно, и
больше совершают ошибок, нежели другие дети. Если родители не ругают ребенка за
ошибки, то у него не будет причин, чтобы скрывать их и врать. Очень важно
хвалить ребенка за его достоинства, а ошибки не замечать и помогать из них
извлекать уроки.
Этим детям трудно
усидеть на месте, им нужно действовать. Родителям следует всегда им придумывать
деятельность, иначе они займут себя не лучшим образом. Если вам приходится
долго чего-то ждать, например, транспорта или вы стоите в очереди, то пусть он
прыгает как можно выше, бегает туда-обратно или еще что-то. Бесполезно его
просить просто постоять с вами рядом, это противоречит его природе. Лучше
придумайте для него полезное занятие.
Чего категорически нельзя делать:
говорить Активному ребенку: «Иди, поделай что-нибудь в комнате», «Сядь, посиди»
или «Займись чем-то». Такому ребенку просто необходимо знать, что делать,
сколько делать, зачем делать и кто главный. Если отсутствует структура, то
ребенок начинает сопротивляться вашему авторитету. Пагубно на таких детей
действует нерешительность, слабость и уязвимость родителей.
До 9 лет не стоит
спрашивать у ребенка (любого типа, но особенно у Активного), чем бы он хотел
заняться. Лучше самим предложить несколько вариантов, а он пусть выберет то,
что ему больше нравится. Например, вы говорите: «Мы сейчас пойдем кататься на
горке», а ребенок отвечает: «Я не хочу кататься на горке». Тогда вы спрашиваете
у него: «Может, пойдем в песочнице поиграем?» Ребенок говорит: «Я хочу
рисовать!» Вы: «Отлично, тогда этим и займись!» Когда вы предлагаете разные
варианты, ребенку проще понять, чем он хочет заниматься, нежели когда вы говорите ему: «Иди, займись
чем-нибудь». Тогда вы перекладываете на него ответственность за принятие
решения, когда он еще к этому не готов. У ребенка кроме растерянности и
огорчения не возникает других эмоций.
Если родители
применяют долгие беседы, чтобы объяснить ребенку его нехорошее поведение, то
это не даст положительного результата. Лучше всего начать свой диалог со слов
«Я хочу…» Так вы покажите свой авторитет. Им нужно четко и ясно сказать чего вы
хотите. Не надо объяснять, почему вы хотите, чтобы ребенок это сделал, если он
у вас об этом не спрашивает.
Когда родители не
задают структуру Активному ребенку, то он легко выходит из-под контроля, плохо
себя ведет и конфликтует с окружающими. Но всегда надо помнить, что ребенок
проявляет именно те качества, которые мы в нем видим, и ведет себя так, как мы
от него ожидаем. Смотрите на ребенка через призму его лучших качеств. Помните,
про 100%-ую ответственность? Только мы ответственны за то, как с нами ведут
себя другие люди. Только мы сами провоцируем их вести себя с нами так, как они
это делают. Когда вы это поймете, то автоматически перестанете обвинять других
людей и своих детей, что они испортили вам настроение и ведут себя не так, как
вам того бы хотелось.
Если деятельность
активного ребенка структурирована, то он становится более чувствительным,
отзывчивым и великодушным. Если вы разрешаете ребенку говорить «нет» на ваши
просьбы и просите его объяснить, почему он не хочет этого делать, то так он
учится вести переговоры. Если вы не
даете Активному ребенку ответы на все его вопросы, а подталкиваете к тому,
чтобы он сам их находил и подсказываете где, то он учится самостоятельности.
Когда вы даете ему возможность руководить каким-то процессом, то он учится
брать на себя ответственность. Эти дети приводят все в движение. Они становятся
прекрасными руководителями и администраторами. Если же не учтена природа
ребенка, и его постоянно наказывают за ошибки, которые совершать НОРМАЛЬНО,
ругают, не хвалят, тормозят его, не дают возможности руководить, то он может
пойти по пути преступного мира.
Если вы прочитали
эту статью и поняли, что у вас Активный ребенок, то сделайте все от вас
зависящее, чтобы раскрылись его сильные стороны. Тогда мир получит еще одного
ответственного руководителя. Будьте разумны и счастливы!
Я благодарю Вас за внимание! Пишите свои
вопросы на почту: garmonia-v-7e@mail.ru. На их основе я буду писать
статьи, чтобы они были для вас полезны и интересны. Ваша Ольга Ка.