Воспитание в благости Тема 3. Первые впечатления ребенка
Добрый день,
Уважаемые читатели! Сегодня мы поговорим об эмоциональном и психическом
состоянии ребенка в первые 12 месяцев.
В первый год жизни перед ребенком стоит много задач – это знакомство со
своим телом, моторное развитие, знакомство с окружающим миром, первичная
социальная адаптация, формирование пищевого поведения и установление контроля
над мочеиспусканием и дефекацией. Все его органы восприятия с рождения
полностью активны, они направлены на то, чтобы организовать эмоциональный опыт
взаимодействия с реальностью. Ребенок постоянно находится в диалоге с
родителями: он пыхтит, кряхтит, кашляет, хныкает, плачет. Все развитие
малыша построено на общении в первую очередь с мамой, т.к. первый год жизни он
нуждается больше всего именно в ней. От мамы требуется чуткость, понимание, желание
настроиться с ребенком на одну волну, почувствовать его ритмы и подстроиться
под них, а не навязывать свои. В этом возрасте проще идти от желаний ребенка. Хочет есть – покормите, лучше спит в вашей
кровати – оставьте его спать с собой, хочет на руки – возьмите, хочет спать –
покачайте и т.д.
Ребенку очень
интересно жить и все познавать. Исследуя окружающий мир, он проверяет все
предметы на ощупь и на вкус. Он слушает, как они стучат при падении, наблюдает
глазами за их перемещением, стучит предметом о предмет, открывает шкафы и
исследует их содержимое, комкает и рвет бумагу. Ребенок так познает мир, ему
все интересно! Родители, дайте ребенку больше свободы, но оградите его от
опасностей и травм. В пределах
досягаемости ребенка должны быть только те предметы, которые ему можно брать.
Если вы не разрешаете ему открывать какой-то шкаф, то ему будет хотеться
заглянуть именно в него. Если малыш вторгся на запретную территорию, то
родителям не следует бурно возмущаться по этому поводу. В этом случае
лучше всего унести малыша в другое место и предложить ему более интересное
занятие. Если ребенок играет с предметом, который опасен для него, поменяйте
его на безвредную игрушку. В этом возрасте не рекомендуется употреблять
запрещающие слова, такие как «нельзя», «не бери», «отойди оттуда», «положи на
место», «не трогай» и т.д. Ребенку необходимо почувствовать, что он в
безопасности, а если его постоянно одергивать и запрещать, то у него сложится
неверное впечатление о мире. Задача родителей – создать безопасные условия для
ребенка, а не запрещать ему брать то, что лежит всегда на виду.
Примерно
в 12 месяцев ребенок может самостоятельно взбираться на стулья, табуретки,
столы, диваны, кровати, а слезть самому не получается, тогда он зовет взрослых,
чтобы помогли ему спуститься. Если вы начинаете его поучать или просите
спуститься самому, то ребенок может испугаться и упасть. Такие действия могут
привести к соматической и психологической травме ребенка. Он перестает
чувствовать себя под защитой, ощущает себя одиноким и беспомощным в этом мире.
От вас требуется в этот момент помочь ему незамедлительно, без нравоучений и
наставлений. Придет время, когда он сам научится самостоятельно слазить, а
сейчас ему нужна ваша помощь и поддержка.
Ближе к году малыш
провоцирует взрослых к действиям и внимательно наблюдает за их реакцией. Очень
важно на подобные провокации реагировать спокойно, с любовью и помнить о том,
что ребенок так познает мир. Если он делает вам больно, хватая за волосы или
царапая лицо, то реагируйте естественно, но не агрессивно. Не следует делать
больно ребенку с целью, чтобы он понял, что почувствовали в этот момент вы. У
ребенка до 9 лет не развито логическое мышление, ему невозможно в 12 месяцев
построить логическую цепочку из рассуждений о том, что ему сделали так же
больно, как и он, поэтому так делать
нельзя. Скорее это вызовет слезы, обиду, чувство одиночества и незащищенности.
Во взрослой жизни ребенку будет сложно верить в то, что кто-то ему сможет
помочь, он даже будет бояться просить о помощи. Женщинам это мешает строить личную жизнь.
Если ребенок разбил вашу любимую кружку, то не надо на нем вымещать свое
зло и рассказывать, как она вам была дорога, сколько стоит и что так делать
нельзя. Работает тот же принцип: ребенок
до 9 лет не способен выстроить логическую цепочку из причин и следствий. Родителям
следует для начала убрать от ребенка те вещи, с которыми ему играть не следует
и если уж он разбил что-то или сломал, то ответственность ложится на ВАШИ
плечи. Это вы не уследили и не создали необходимые условия безопасности.
Ребенку можно лишь сказать, что теперь вам надо все убрать или починить, а ему
дать более интересную игрушку. Если вы боитесь, что используя этот метод,
ребенок вырастит избалованным, то сильно ошибаетесь. Он вырастит с пониманием,
что он в безопасности и из всего многомиллионного населения нашей планеты есть,
как минимум два человека, которым важны его потребности и которые любят его
просто так.
С рождения во всех детях заложена
естественная потребность радовать своих родителей. Заставить ребенка
действовать из других побуждений может только постоянная родительская грубость,
злость, агрессия и упреки. Иногда, глядя на неуправляемого ребенка, бывает
сложно в это поверить, но надо принять это как аксиому. Поэтому, когда желают
родителям, чтобы ребенок их радовал, то меня это всегда удивляет, т.к. он и так
делает для этого все возможное, только часто мама с папой этого не видят и гнут свою линию. Разумнее
родителям желать, чтобы они принимали ребенка таким, какой он есть и правильно
направляли свои негативные эмоции.
Ребенка, прежде всего, надо
защитить от ВАШИХ негативных эмоций! Когда в очередной раз вам покажется,
что ребенок ведет себя не так, как вам хочется: когда он что-то сломал, разбил,
порезал или разрисовал - что в вашем понимании делать нельзя; когда в вас
начинает закипать злость, остановитесь на минуточку и глубоко вдохните. Теперь
вспомните, что ваш ребенок не имеет желания вас разозлить, у него нет намерения
все испортить и разбить - он так познает мир и обустраивает его согласно своим
представлениям и исследованиям. Поставьте себя на место вашего ребенка и
подумайте, хотелось бы вам, чтобы на вас, такого маленького и беззащитного
человечка, обрушилась тирада обидных слов, обвинений и возмущений? Конечно, нет! Ребенок даже не поймет, из-за чего на него так разозлились. Возьмите
на себя ответственность за его поступки, чтобы он всегда чувствовал себя в
безопасности. Для здорового развития ребенка это очень важно!
Родители,
решайте все острые ситуации с малышом мирным путем, избегая любых конфликтов.
Так как они воспринимаются ребенком как катастрофа и безмерное горе. Конфликты
разрушают поддерживающее окружение ребенка, и мир обрушивается на него. Ребенок
может испытать подлинную трагедию, ощущение «выброшенности» из круга бытия и
чувство полной беззащитности. Переживание горя и безысходности подрывает
веру в надежность родителей и прежде всего веру в надежность матери. Ребенку
всегда необходимо чувствовать себя защищенным и знать, что во всем мире он не один.
Рядом есть мама и папа, которые его накормят, согреют, дадут свою ласку,
заботу, любовь. Они всегда защитят от
злых собак, комаров, негативных людей, отрицательной информации и от любого
негатива. Только в таких условиях можно воспитать гармоничную личность.
В период до года от родителей должны звучать
поддерживающие послания: «Я рада, что ты
живешь! Ты принадлежишь этому миру! Я рада, что ты – это ты! Твои потребности
важны для меня! Я люблю тебя! Ты в безопасности!» Не обязательно их говорить
вслух. Если вы держите их в своей голове и действуете в соответствии с ними, то
на ментальном уровне ребенок чувствует ваш настрой и ему это помогает
полноценно развиваться.
Родители, дайте
детям свою защиту, безусловную любовь, внимание, заботу, милосердие, доброту,
нежность и свое тепло. Пусть именно это
станет для вас первоочередной задачей в воспитании. Слушайте свое сердце и
создайте для ребенка такие условия, в которых он рос бы счастливым и любимым.
Я благодарю вас за
внимание! Пишите свои вопросы. Будьте здоровы, счастливы и осознанны! Ваша
Ольга Ка.