Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как мы совмещаем чтение. Детям 6 и 2 года.


Чтение перед сном.Чтение у нас обязательный ритуал перед сном. Маттиасу 6 лет, Юлии 2 года. Довольно трудно совмещать.

Когда Юлия была поменьше, то я могла читать Маттиасу книгу и одновременно листать с Юлией другую и между делом рассказывать односложными предложениями, что происходит: Зайка проснулся, Зайка пошёл гулять, что он увидел? Зайка упал и плачет.

 

 

 

Этого было достаточно обоим. Маттиас выбирал свой текст для прослушки и отключался от того, что я говорила Юлии. Да и Юлия прочтённый текст не слышала, а слышала только эти отдельные предложения. Ей сложно было уследить за текстом более взрослой книги.

 

 

 

Но вскоре Юлия начала показывать свой характер и просто закрывать и кидать на пол книги Маттиаса, хотела, чтобы я смотрела только с ней.

 

Иногда получается ещё совмещать для обоих. Читаю абзац Маттиасу, пока Юлия ищет то, что хочет прочесть — обычно потешку. Читаю и показываю ей — старший ждёт, пока ищет следующую, читаю дальше Маттиасу. Всё чаще Маттиас сам тоже хочет слушать потешки и всё чаще хочет сам читать.

 

 

 

Читать мы начали учиться осенью, но не спешили, просто потихоньку читали вместе. Сейчас он пока читает отдельно буквами и собирает их в слово, но я не тороплю. Расскажу об этом в другой раз.

 

Так вот, он берёт книгу Смешариков — Букварик и Читарик и почитывает оттуда слова, а я читаю большие абзацы, они законченные и поэтому нет привязи к основному сюжету. С одной стороны это одна история, а с другой идея каждого абзаца закончена и нет тяги дочитать до конца, поэтому очень удобно читать по очереди. Юлия ждёт пока я дочитаю Маттиасу, потом наоборот.

 

 

 

Для нашей ситуации — Букварик и Читарик Смешариков- идеальные книги, читаешь части, они складываются в картинку, между этими частями я могу спокойно читать Юлии — ни у кого нет ощущения, что я что-то не дочитала, каждому по кусочку так сказать:)

 

 

 

Что мы читаем с Юлией!? Она очень любит потешки, где надо показывать: «Капуста», «Как живёшь?», «Снегирёк». Либо по картинке песенку ей надо сочинять, простую и без рифмы, но по картинке:) Очень любит смотреть, когда кто-то плачет, поранился или упал — сочувствует.

 

 

 

Но это отдельное друг от друга чтение, хотя и сидим все на одной кровати. Но есть вещи, которые дети делают вместе. Конечно и потешки вместе показывают, но Маттиасу это уже не очень интересно, зато устраивать поиски по картинке — это нравится всем. Открываем сложную картинку — то есть где изображено много предметов.

 

 

 

И загадывая какой-то предмет, говорим: «Я вижу, я вижу яблоню» — дети должны показать яблоню на картинке, «Я вижу я вижу кошку» — дети показывают кошку, «Я вижу, я вижу трёх поросят!» — дети считают. А также «Я вижу маленький мяч!», потом большой, либо по цветам: зелёный зонт, красный цветок… Конечно, можно говорить: «А где, а где…» Загаданное слово выделяем интонацией.

 

 

 

Дети тоже любят загадывать. Прошу по очереди загадать, Юлия уже понимает, что значит по очереди, только надо объяснить. Один загадывает, а я с другим ребёнком отгадываю.

 

 

 

Идеальная игра для тех, кто любит давать всякие сложные предметы детям, если надо, чтобы в два года ребёнок знал музыкальные инструменты, например, то надо найти картинку, где они изображены, но лучше, чтобы были ещё и животные какие-то изображены, тогда можно загадывать: «Я вижу, я вижу зайку с кларнетом», «А где, а где мишка с тубой?» и так далее…

 

 

 

Мы, кстати, читаем «Книга-Мечта» — у меня две толстых книги этой серии и дети их обожают, каждую в своём возрасте, примерно как и указано на книгах (1-3 года и 2-4 года), хотя и для более позднего возраста они подходят.

 

 

 

Сейчас Маттиас проникся идеей пения на засыпание и пытается заменить меня, ложится к Юлии и поёт. Только Юлия воспринимает это как игру и спать не хочет:)

 

 

 

Юлия любит стихи Барто и Матти частенько рассказывает ей их. То есть он перенял мою роль в чём-то, но, конечно, ему тоже ещё хочется послушать книгу.

 

 

 

Но было бы нечестным закончить рассказ на такой оптимистичной ноте, хотя и хочется…

 

У нас тоже не всегда всё гладко проходит. Бывает Юлия такая уставшая, что только капризничает, бывает Матти не уступает, а бываю и я уставшая до такой степени, что разнимать их просто не могу. Приходится ставить условия: или мы сейчас выключаем свет и все идём спать, или успокаиваемся и спокойно смотрим книгу, по очереди.

 

 

 

Но и тут не всё так просто:) Юлия выбирает сон, Маттиас книгу. Но если Мати перестаёт задирать сестру, то с ней можно договориться и я предлагаю книги на выбор, «Ещё один стишок прочтём и спать» — обычно она соглашается и успокаивается и я могу немного почитать им обоим.

 

 

 

Лучше всего сейчас Юлия реагирует на игрушки, которые разговаривают с ней, если кукла предлагает почитать — то Юлька сразу же соглашается, хотя и для этого нужно подходящее настроение, когда она расстроена, лучше её не трогать:)

 

 

 

Когда почитать Маттиасу не получается, я обещаю почитать ему на следующий день во время Юлиного дневного сна (она пока спит днём), он на это соглашается, хотя очень редко пользуется этой возможностью — обычно игры и гуляние интересней, я не настаиваю, выбирает сам — моё дело предложить.

 

 

Не знаю как дальше будет складываться судьба совместного чтения, хотя я мечтаю, что разновозрастные детки будут сидеть в рядочек, а я буду читать им приключенческую книгу, понимаю, что этого не будет, потому что малыши не могут слушать сплошной текст.

 

 

Получается, что мама читает книгу маленьким, а старшие, если хотят, подсаживаются и слушают вместе с малышами. То есть мама ориентируется на потребности самого младшего в семье, а старшие подстраиваются. Это из опыта многодетных мам, когда детей в семье пять и больше…

 

 

У меня пока двое и только движется к трём, так что пока получается совмещать, а что будет потом, расскажу потом;) Но всё чаще так и получается, я читаю Юлии, а Мати слушает давно знакомые книги.

 

 

Ниже три наши любимые потешки, но их существует так много, каждый раз прибавляется новая. Мы смотрим их в книге издательства «Карапуз» Книга-Мечта 2-4 года, там они с картинками движений.


Капуста

Мы капусту рубим, рубим (Рубим ребром ладони)
Мы морковку трём, трём (Трём кулаком о кулак.)
Мы капусту солим, солим(Движение пальцев, имитирующие посыпание солью)
Мы капусту жмём, жмём(Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)

 

Как живёшь?

 

Как живёшь? Вот так! (Большой палец вверх)
А плывёшь? Вот так! (имитируем плавание)
Как бежишь? Вот так! (имитируем бег — руками вперёд-назад)
В даль глядишь? Вот так! (подставляем руку ко лбу и смотрим по сторонам)
Ждешь обед? Вот так! (делаем вид ожидающего, подставляя кулак под щёку)
Машешь вслед? Вот так! (машем)
Утром спишь? Вот так! (на сложенных вместе ладонях делаем вид, что спим)
А шалишь? Вот так! (надуваем щёки и двумя руками ударяем по ним, так, чтобы получился смешной взрывной звук)

 

 

Снегирёк

 

Сел на ветку снегирёк, (изображаем птичку, садящуюся на ветку-руки)

 

Брызнул дождик — он промок. (брызгаем пальцами как-будто воду и изображаем снегирька грусного и с опущенными крыльями)

 

Ветерок подуй слегка, (руками нагоняем ветер)

 

Обсуши нам снегирька. (дуем и изображаем довольного сухого снегиря;))


В избранное