Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Общаться с ребёнком - легко и радостно!" Наказывать или не наказывать?


Статья  навеяна  дискуссией  на  одном  форуме - достаточно  ли  эффективно  мама  наказала    ребёнка. Большинство  комментаторов  были  настроены  очень  решительно  и   резко: "НАДО   НАКАЗЫВАТЬ!  ПОСИЛЬНЕЕ, ПОСТРАШНЕЕ, иначе   не   дойдёт!". Я  подумала,  что  мой  комментарий  просто  не  будет  услышан  в  этом  дружном  хоре,  а  тема-то  очень, очень  важная! Итак, наказывать  или  не  наказывать? Эта  статья  посвящена  проблеме   проступков  и  наказания  детей  более  или  менее   СОЗНАТЕЛЬНОГО   возраста  от 5  лет. С детьми  младше 5  лет всё  иначе, и  писать  об  этом  я  буду  отдельно.

      Первый   вопрос  такой  - а   ЗАЧЕМ?  Зачем  вы  хотите  наказать  ребёнка?

На   этом  месте  родители  "теряются" -  ну   как  это  зачем?  Так  надо!  Виноват - должен  быть  наказан,  а  как  же  иначе? Тогда  я  задаю  второй  вопрос:  а  ПОЧЕМУ?  ПОЧЕМУ   ребёнок  это  "совершил"? Вообще  этот  вопрос   "ПОЧЕМУ"  любящая  и  ответственная  мама  должна  себе  задавать  постоянно,  особенно  в  ситуации,  когда  она  стоит  перед  выбором - как  ей  реагировать  на  какие -то  действия  ребёнка. И  вот  мы  пришли  к   первому    ответу  не  на  мамин  вопрос  "ПОЧЕМУ?", а   на  наш   вопрос  -  ЧТО  ПЛОХОГО   В  НАКАЗАНИИ?  Наказание - это  такая   реакция   родителей  на  поведение   ребёнка, которая  ставит  точку  в  ситуации. То  есть - ребёнок  провинился - мама  наказала. И   никто  себе    никаких  "ПОЧЕМУ  не   задаёт. Как  говорится," инцидент   исчерпан".   А  он  не  исчерпан!  Любая  неприятная  ситуация   в  жизни -это   повод  задуматься "А  всё  ли  я  делаю  так, как  надо,  туда  ли  я  вообще  иду?" Неприятная  ситуация  с  ребёнком  должна  вас,  в  первую  очередь, натолкнуть  на  мысль  " А   ПОЧЕМУ?  ПОЧЕМУ   он  так  сделал?"  Знал  ли  ребёнок,  что  так  делать  нельзя?  Не  знал - ваша  недоработка, значит  вы  не  смогли  предвидеть  эту  ситуацию, тут  есть  над  чем  подумать - почему вы  это  упустили? А  если  ребёнок   знал, но  нарушил  запрет- тут другая  тема  для  размышления - а  почему   нарушил  запрет? У него  пока  слабая  саморегуляция (тут важен  возраст  ребёнка), или  ваш  запрет  остался  для  него  пустым  звуком, не  стал  его  внутренним  запретом, -значит, либо  вы  не  смогли  донести  до  ребёнка  смысл  запрета -т.е. почему  вы  запретили, что  может  случиться, если ребёнок  запрет нарушит (уйдёт  далеко  гулять, пойдёт купаться без взрослых, будет  выезжать  на  проезжую часть на  велосипеде и т.д.), либо ребёнок  так  и  не  согласился с тем, что это делать нельзя. Значит, это  вам  повод  поразмыслить, как убедить ребёнка (а  может, иногда и  снять запрет?). Когда   запретов   слишком  много, когда   для  ребёнка  "шаг  влево, шаг  вправо"  -  уже   преступление (а я наблюдаю  такую  ситуацию  очень  во  многих  семьях), запреты    просто  перестают  действовать, такой  своеобразный   "переход  количества  в  качество".


    И  вот  мы  подходим  ко  второму   моменту   нашего  размышления  на  тему  " что  плохого  в  наказаниях?". Вопрос   "А  ПОЧЕМУ   ты  так  сделал?"  обязательно   надо  задать    самому  ребёнку.   Это   самый   важный   момент  в   любой   неприятной   ситуации,  обсуждение  случившегося  просто   необходимо. И  очень  важно     ребёнка    ВЫСЛУШАТЬ   И  УСЛЫШАТЬ.  Вы  обязательно  узнаете  что-то  новое  и  о  себе, и о своём  ребёнке. Но вот  этот  важный  разговор - почему  всё  так  получилось, почему  ребёнок  так  поступил,  может  состояться  только  в  СПОКОЙНОЙ   ОБСТАНОВКЕ,  в   АТМОСФЕРЕ  ДОВЕРИЯ.  Вообще, весь  процесс   ВОСПИТАНИЯ   должен  проходить   в  АТМОСФЕРЕ   ДОВЕРИЯ  И  В   СПОКОЙНОЙ   ОБСТАНОВКЕ!( Если  вам  это  не  удаётся, значит  У ВАС (а не у  ребёнка!)  какие-то  проблемы, и  вам  надо  их  срочно решать, иначе  это  неизбежно  отразится  на  психике  вашего  ребёнка!)

 Если  вы   сначала  накажете  ребёнка, из  этого  разговора, подчеркну  ещё   раз, очень  важного,  НИЧЕГО   НЕ   ПОЛУЧИТСЯ!  НАКАЗАННЫЙ   ребёнок   ощущает  себя  униженным (это  не  так  только  в  одном  случае - если  ребёнок   согласен  с  наказанием  полностью, но  так  бывает   нечасто   и   всё  равно  из  вашего  разговора  ничего  хорошего  не  выйдет). А если  ребёнок  унижен, ему  будут  сейчас  очень  неприятны  любые  разговоры, и  если  вы  всё-таки  будете  настаивать  на  беседе, это  станет  больше  похоже  на  "допрос  с  пристрастием".

     Мы   плавно  перешли  к  третьему  отрицательному  моменту   наказаний. Тот, кто  наказывает,  имеет  ВЛАСТЬ, СИЛУ. А  тот, кого  наказывают,  соответственно,  этой  власти  не  имеет, он  слаб. А  как  относятся   слабые  к  сильным, если  сильные  не  проявляют  к  слабым  сострадания  и  великодушия? Правильно, слабые  сильных  сначала   БОЯТСЯ, а  потом  начинают  их  ненавидеть. Воспитание   ребёнка , основанное  на  наказаниях( пускай  даже  и поощрения  там  иногда  проскакивают, это  дела  не  меняет),  неизбежно   ПОДРЫВАЕТ   ДОВЕРИЕ   РЕБЁНКА   К  МИРУ -  сначала   к   родителям, как   к  самым   главным  людям  в  его  жизни, а  потом  и  ко  всему   миру. Я  предлагаю  вам    немножечко  "покопаться  в  себе"  -  вспомните, как   вас  наказывали  в  детстве   и  что   вы  при  этом  испытывали.  Более   того,  если  вы  не  поленитесь  и  не  испугаетесь,  вы   сможете  осознать,  как  ваши  отношения   с  родителями, их  методы  воспитания  повлияли  на  вашу    жизнь - на  вашу  успешность, на  ваши  отношения  с мужем  и  детьми, на  вашу  карьеру.

Сохранить  в  ребёнке  ДОВЕРИЕ  к  миру - это, пожалуй, самая  главная  и  самая  ответственная   задача   родителей! Наказания  вам  в  этом  никак  не  помогут, только  повредят!

    Я  не  ставлю  точку   в   этой  теме. Эта   статья - начало  разговора. Я   с  удовольствием  выслушаю  ваше  мнение,  и   ещё  приглашаю  вас  поделиться  "наболевшим" -  какими-то ситуациями, которые  вас  особенно  взволновали, когда  вам  особенно  хотелось  "пострашнее"  наказать  ребёнка. Мы   вместе  рассмотрим  и  проанализируем  эти  события!

А  в  заключение  хочу  вам  напомнить  одно  "ЗОЛОТОЕ    ПРАВИЛО    ВОСПИТАНИЯ" - ответственность  за  поведение  ребёнка  до  подросткового   возраста ( а  особо  инфантильных, несамостоятельных детей   и  дольше)  лежит, в первую  очередь,  НА  РОДИТЕЛЯХ! Ну   не  может  ребёнок  7  лет  полностью  отвечать  за  свои  действия,  его  психическая  организация  не  даёт  ему  такой  возможности,  попросту  говоря, ребёнок  ещё  физиологически,  психологически  и  социально   не  созрел  для   того, чтобы  полностью  контролировать  свои  поступки, давайте  будем  всегда  об  этом  помнить!

   Призываю  вас   к   осознанному  и  гуманному  родительству!


В избранное