Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сотворим Человека!

  Все выпуски  

Сотворим Человека! Профессор Макаров В.Л. о музыкальном развитии ребёнка


 Профессор Макаров В.Л. о музыкальном развитии ребёнка

Выдающийся украинский педагог-музыкант В.Л.Макаров создал замечательную методику преподавания игры на фортепиано, в основе которой лежит комплексное развитие ребёнка.  

Эта методика неизменно даёт блестящие результаты. Лично мне очень нравится его ясное объяснение того, в какой форме и до какой степени родители могут помочь своему ребёнку быстро развиваться в процессе освоения инструмента.

Очень коротко это выглядит примерно так. Весь процесс воспитательно-обучающего воздействия, направленного на развитие ребёнка делится на три основных направления:

I. Духовное развитие ребёнка:

1. Общение с природой;

2. Воздействие искусства и литературы;

3. Развитие творческих способностей (интуиция, воображение, фантазия);

4. Воспитание личностных качеств.

Этот пункт Макаров расшифровывает очень подробно. Сюда входит воспитание таких качеств, как: воля и настойчивость, добросовестность и аккуратность, решительность и способность рисковать, самообладание и способность мобилизовать свои резервы, уверенность в своих силах, чувство юмора, чуткость к анализу нравственных проблем, соревновательность, склонность к самоанализу, терпимость к критике, эмпатия (способность сопереживания) к людям.

II. Развитие внимания, памяти, мышления:

1. Внимание: его объём, устойчивость, концентрация, распределение, переключение;

2. Память: оперативная, долгосрочная, зрительная, ассоциативная;

3. Мышление: дивергентное (то есть быстрота мышления, гибкость, оригинальность, точность), аналитическое, логическое, продуктивное, пространственное.

III. Развитие профессиональных навыков:

1. Психомоторика: организация пианистического аппарата, координация, моторика;

2. Ритм: темпо-ритм, метро-ритм, музыкально-художественный ритм;

3. Слух: звуковысотный, мелодический, полифонический, гармонический, тембро-динамический, внутренний.

Как можно видеть из этого плана действий, первые два раздела наиболее важны, они надпрофессиональны и способствуют формированию у ребёнка такого свойства, как интеллигентность.

Что касается раздела III, то он уже имеет прямое отношение к развитию профессиональных навыков. Самое главное здесь заключается в том, что этот раздел напрямую зависит от качественного выполнения задач I и II разделов.

К сожалению, если не решаются задачи двух первых разделов, то вся работа педагога идёт насмарку, результат будет весьма незначительным. Внимание, родители! Вам ни в коем случае не разрешается (если вы не хотите намеренно мешать процессу обучения) вмешиваться и корректировать работу педагога, относящуюся к III разделу (обучение профессиональным навыкам).

Прошу заметить, что это в особенности относится к выбору репертуара. Многие родители очень любят пытаться менять его на свой вкус. Поверьте, что работу в разделе III лучше проводить грамотно, а для этого необходимо профессиональное музыкальное образование. Но где вы точно можете помочь, и немало – так это в разделах I и II.

И это было бы просто супер, действительно замечательно, поскольку именно на эти базовые, так необходимые для быстрого развития ребёнка навыки и познания у педагога музыки просто не хватает времени. Дал бы Бог успеть научить тому, что касается профессиональных навыков.

Но музыкальная школа только тогда выполняет свою функцию в полной мере, когда работа ведётся интенсивно именно во всех трёх направлениях, причём я бы сказала, что первые два особенно важны. Процесс становления личности в любом случае имеет приоритетное значение. Тем более, что ещё неизвестно, выберет ли ваш ребёнок музыку своей профессией.

В своих последующих статьях я постараюсь постепенно раскрыть все эти пункты более подробно, но сначала должна обратить ваше внимание на очень важную деталь. Иллюстрацией к этой статье я взяла картинку из учебника Макарова. На ней изображён ребёнок в виде неоперившегося птенца. Сам он летать ещё не может, но у него есть 2 крыла, одно из которых – родители, а другое – педагог.

Смысл состоит с том, что несогласованные действия этих крыльев неизбежно ведут к падению. Наша же цель – красивый, и, главное – целенаправленный полёт к вершинам мастерства и совершенства! Поэтому согласованные действия родителей и учителя по специальности – жизненно важное условие! Итак, задача родителей: во-первых, согласовать свою работу с работой педагога, во-вторых, действовать по заранее и чётко составленному плану. Любая мелочь должна быть тщательно продумана, ведь речь идёт о том, что является для вас самым главным, самым важным в жизни.

 

 


В избранное