Развитие ребёнка – одна из основных задач, наряду с
сохранением здоровья, которые стоят перед каждой семьёй. Прежде всего
необходимо чётко понимать, что если мы хотим развить какие-то мышцы, мы должны
давать именно на эти мышцы специальную нагрузку.
Если мы хотим развить интеллект, мы должны нагружать
интеллект разнообразными задачами. Если мы хотим развить какие-то способности,
мы должны давать ребёнку такие задания, которые бы требовали активного
применения этих способностей.
Другими словами,
чтобы происходило развитие, ребёнку необходима нагрузка. Обычно это понимают
все. Разногласия начинаются при определении количества и качества этой
нагрузки.
Лично я вижу, что все люди, достигшие успеха в той или
иной области, не отличаются любовью к отдыху. Активность – та отличительная
черта, которая характерна для всех преуспевающих, значительных, знаменитых
личностей (почитайте их биографии).
Мне по душе кредо одного из тургеневских героев:
«Перемена занятия есть отдых». И это правильно. Переменив нагрузку за письменным
столом на физическую, а затем чисто физическую – на комплексную за роялем, мы
фактически создаём для ученика возможность полноценно отдохнуть.
Вопрос в другом. В некоторых семьях контроль за
деятельностью ребёнка сводится к следующим указаниям: «Хватит слоняться без
дела, хоть бы книгу какую почитал», или: «Иди позанимайся музыкой, завтра урок,
а ты, небось, к нему не готов!», или: «Что ты весь день сидишь без воздуха, шёл
бы погулять на улицу» и так далее.
То есть советы вроде бы и правильные, но абсолютно
неконкретные. На мой взгляд: и чтение книг, и игры на свежем воздухе, и занятия
за инструментом должны тщательно продумываться и планироваться заранее.
Причём должен существовать как общий «генеральный» план
всестороннего развития конкретно для вашего ребёнка, так и план домашних
занятий на каждый день, в виде небольших, но вполне осознанных шагов в
выбранном направлении.
Выберите направления, которые вы считаете актуальными
для развития вашего ребёнка, обозначьте объём информации (навыков), которой он
должен овладеть за год, за полгода, за месяц, неделю и распишите подробный план
действий на небольшое количество дней вперёд.
Составлять подробный план на много дней не имеет
смысла, так как всегда возможны коррективы. Конечно, это серьёзно осложняет
жизнь взрослых, поскольку отнимает время.
Но ребёнок не обладает ни вашим опытом, ни вашей
информированностью, ни взрослым умом, ни силой воли для того, чтобы
самостоятельно составить, а потом придерживаться намеченного плана.
Возможно, на первых порах, пока не выработался навык
работы над собой, придётся сидеть рядом с ним какое-то время. Впоследствии
сидение заменяется периодическим контролем (непременно!).
Контролировать процесс обучения и проверять результат –
это обязательные действия для родителей, поскольку у ребёнка может не хватить
умения или силы воли, а у наставников (учителей, репетиторов, тренеров) –
совести, чтобы сделать всё как следует. Если ваш ребёнок вам дорог, то вы не
можете допустить случайности.
В плане, который я когда-то составляла для своего
ребёнка, важное место занимала задача освоения английского языка. Это был один
из моих первых опытов серьёзной работы с ним.
Я не стала надеяться на школьных преподавателей, а
взяла процесс изучения в свои руки, (поэтому сейчас мой сын знает английский на
уровне свободного владения, а не в рамках школьной программы). Не обошлось без
ошибок.
Например, по моим расчетам, мы должны были усваивать в
день по 10 новых слов (конечно, изучение слов шло в контексте и это не было
единственной задачей в процессе постижения языка).
В результате оказалось, что мы не можем достичь этой
цели за один день, у нас на это уходило 3 дня, не меньше. Такие темпы меня не
устраивали. Перепробовав разные варианты, я выяснила, что если давать для
запоминания не 10, а 30 слов, то на их усвоение уходят те же самые 3 дня!
При этом слова запоминаются намного прочнее и легче. Я
вывела правило, которое годится не только для изучения языка. Звучит оно
коротко так: Чем больше вы на себя нагрузите, тем больше, легче и быстрее получите
результат.
Разумеется, я не призываю доводить ситуацию до абсурда
и перегружать ребёнка до нервного срыва. Всё должно быть разумно. Но вспомните,
как много вы успеваете сделать за день, когда вы с утра знаете, что впереди у
вас столько дел, что просто невозможно представить, как можно успеть их все
переделать!
Однако вы в результате успеваете всё, или почти всё. И
сравните, как мало вам удаётся сделать, когда свободного времени – хоть
отбавляй!
Большой объём и сложность задач заставляет мобилизовать
все силы: мозг не расслаблен, он активно работает, внимание сосредоточено, вы
не теряете зря ни секунды, время заранее распределено с точностью до минуты, вы
не отвлекаетесь на всякую ерунду.
В результате в конце дня вы приятно удивлены своими
возможностями. А любой успех – бальзам на душу, он придаёт силы для новых
свершений и сам процесс восхождения становится интересным и приятным.
Важно правильно рассчитать темп занятий для вашего
конкретного случая: если этот темп растянут, ребёнку становится нудно и
неинтересно. А интересно бывает, когда есть результат, который очевиден и
радостен для всех.
Повторяю: не бывает точных
рецептов, надо пробовать. Но выведенное мной правило неизменно оправдывает себя
в моей работе с учениками. Уровень нагрузки должен быть таким, чтобы
ребёнок испытывал напряжение, без этого нет движения вперёд! Но без
серьёзных перегрузок. Уверена, что мама всегда сумеет найти нужную меру для
своего ребёнка.