Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сотворим Человека!

  Все выпуски  

Сотворим Человека!


Домашняя работа "по музыке" 

В музыкальной школе, как и в общеобразовательной, детям обязательно даётся домашняя работа, или задание на дом по каждому предмету. Однако, та работа, которая делается за инструментом, существенно отличается от подготовки любого другого предмета в любом учебном заведении. 

Большинство из нас были студентами и прекрасно знают (или видели), как можно подготовиться к экзамену за одну ночь. Наверное, все когда-то имели запущенный материал и знают, как при помощи «мозгового штурма» можно в кратчайшие сроки ликвидировать пробелы, возникающие время от времени в результате судорожной, несистематической работы. 

Ситуация знакомая и в общем, не критичная. Это если речь не идёт об игре на рояле. Вот тут «авральный метод» может привести только к переигрыванию рук. Это всё равно, как неделю ничего не есть, а потом сесть и попытаться скушать за один раз всё, что было положено за неделю. Именно такие героические попытки (неравномерная нагрузка) приводят часто к болезням. 

Итак, почему же всё-таки нельзя всё сделать за пару дней? Ну, во-первых, по всем школьным предметам вашему ребёнку достаточно усвоить смысл, содержание материала. А передать это содержание можно самыми разными словами, для этого не нужно всё «зазубривать» наизусть. За роялем по-другому. Здесь текст воспроизводится буквально и точно до мельчайших подробностей. 

Попробуйте сыграть чуть-чуть другие ноты! Прозвучит фальшь, которую услышат все, и музыкальное образование для этого не понадобится. А каждая нотка – это даже не слово, в переводе на обычную речь, нотка – это буква. И искажение даже одной буквы резко меняет всё слово. 

Зазубрить головой каждую ноту так, чтобы успеть её вспомнить своевременно (что крайне важно) – задача невозможная. Хотя бы потому, что наш мозг не работает в таких темпах, в которых мы играем. Выход один: сначала прочитать, усвоить каждую ноту головой, выявить логические закономерности нотной записи, а уже потом – вложить этот текст в пальцы так, чтобы он закрепился на уровне моторики.

Да, воспроизведение звуков происходит автоматически, но для этого необходимо время на «оседание» этих движений в мышечной, двигательной памяти. И вот это «оседание» не может произойти за пару дней, это возможно только при длительной, систематической, обязательно ежедневной работе. 

Потому что даже хорошо усвоенные навыки очень быстро теряются – достаточно пару дней не позаниматься, и это моментально скажется на игре. Когда ребёнок занимается нерегулярно, он совершает в своём развитии зигзагообразные движения вперёд-назад и в результате либо топчется на месте, либо продвигается очень медленно. А всем известно, что работа, не приносящая результата, быстро надоедает. 

И это я сейчас рассмотрела лишь один аспект стоящих перед пианистом задач – воспроизведение точного текста. А ведь этих задач, которые он должен решить во время игры – великое множество, уж поверьте! 

И все эти вещи надо успеть сделать и автоматизировать задолго до экзамена. А экзамены ребёнок-музыкант начинает сдавать не с девятого класса, а с самого первого года обучения. И сдаёт их по 2-3 раза в год в публичном выступлении при комиссии и на оценку. Меняется только уровень сложности программы.

Если вы отдали ребёнка в музыкальную школу, то ему придётся привыкнуть к ежедневным, вдумчивым, систематическим занятиям каждый день. Исключений не бывает, даже на каникулы (тем более!) дети получают задание, и не маленькое. 

В результате ваш ребёнок чуть ли не с рождения приобретает чувство ответственности, развивает силу воли, трудолюбие и терпение. Это на самом деле очень полезно, потому что всё, что вы хотите видеть в своём ребёнке в его взрослом возрасте должно формироваться с самого-самого начала! 

Это очень частая ошибка, когда родители считают, что вот когда повзрослеет, тогда с него уже можно что-то потребовать, а пока ребёнок – пусть порезвится. А он привыкает резвиться и делает это потом всю жизнь. 

Посейте привычку грамотно трудиться – и плоды, которые вы будете пожинать всю жизнь, обязательно будут вас радовать. 

Ещё пару слов о времени, которое необходимо тратить на домашние задания за инструментом. Установлено, что активная работа мозга при максимальной концентрации внимания не превышает 20 минут. После этого полезно хоть ненадолго, но на что-то переключиться. Тем более, если речь идёт о ребёнке. 

В начальных классах я бы рекомендовала по 2 «подхода к снаряду» в день по 20 минут. Это было бы очень неплохо. При постепенном увеличении нагрузки к старшим классам это время увеличивается до 2-3 часов в день.

Конечно же, не за один присест. В промежутках между игрой – упражнения для позвоночника, о чём я рассказываю на своём блоге в статье: «Здоровье ребёнка, которого учат музыке». Если в какой-то из дней не получается выполнить всю норму, то хотя бы половину её. Даже третья часть необходимого для полноценных занятий времени лучше, чем пропустить день и вообще не позаниматься. 

Очень важно сохранить систему и навык ежедневности. Когда именно лучше заниматься? Любым предметом лучше всего заниматься на свежую голову, то есть в первую очередь. Разница лишь в том, что занятия музыкой имеют больше аргументов для приоритетности в силу того, что именно здесь комплексная нагрузка на всё, что только можно нагрузить, максимальная.

Короче говоря, при любом раскладе, этот предмет – самый сложный. В дальнейшем я дам свои более конкретные рекомендации относительно того, как именно работать над выполнением домашних заданий. До встречи!

 

 

 


В избранное