Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сотворим Человека!

  Все выпуски  

Сотворим Человека!


"В начале был Ритм..."

«Am Anfang war der Rhytmus» (H. v. Bulow) – «В начале был Ритм».

 

Именно эти слова Ганса фон Бюлова Генрих Густавович Нейгауз поставил эпиграфом к главе о ритме в своей знаменитой книге «Об искусстве фортепианной игры».

 

И сделал он это совсем не случайно. Когда речь заходит о музыкальных способностях, почему-то все первым делом вспоминают о слухе.

 

Считать, что это самое сложное в обучении музыке – укоренившееся заблуждение. Как раз именно этот вид музыкальных способностей проще всего поддаётся развитию. Лично я в период подготовки к поступлению в консерваторию развила себе свой обычный, просто неплохой слух до абсолютного слуха всего за один год.

 

И по своему педагогическому опыту вижу, что если ученик ставит цель развить слух – он это делает достаточно быстро. Совсем иначе обстоят дела с ритмом. (Спросите дирижёра любого оркестра, особенно эстрадного, и он вам расскажет, как сложно найти хорошего ударника!)

 

Именно этот элемент я назвала бы корневым, основополагающим, определяющим для музыканта. Хорошо развитое чувство ритма, или ощущение времени (такую формулировку я нахожу более точной) встречается на порядок реже, чем хороший слух и, в отличие от слуха, практически не поддаётся развитию. Точнее, поддаётся, но очень плохо.

 

То есть, если ритм является слабым звеном у музыканта, то он слабым звеном и останется, можно только слабость эту несколько приуменьшить. Вот и всё.

 

Самое обидное, что на ритм почему-то завязана и техника: если ритм есть, то и с техникой, скорее всего, проблем не будет. И наоборот. А ещё очень досадно, что при слабом ритме недоступны также тонкие агогические изменения в игре музыканта, этот высший пилотаж мастерства, без которого немыслимо по-настоящему талантливое исполнение.

 

Естественно, что с самых первых дней своей педагогической работы я пыталась найти подход к решению этой проблемы. Перерыла кучу литературы, экспериментировала с учениками, опрашивала коллег. Я очень долго не сдавалась.

 

Но в конечном счёте поняла, что единственное «лекарство» от слабого ритма – это метроном. Хотя это и не лекарство вовсе, а костыль.

 

Но когда говоришь ученику: «Послушай хорошо, ты играешь неровно», а он отвечает: «Почему неровно? Мне кажется, ровно», то это тупик. Тогда, как третейский судья выступает метроном, который включается, как последняя надежда.

 

И знаете, что мне часто приходится слышать при этом? «А метроном неровно считает». Вот так и живём. А ведь «ровно-неровно» - это самые примитивные ритмические задачи. Как же быть со сложными?

 

Я хочу рискнуть сегодня поделиться с вами очень личным. Риск заключается в том, что я могу и ошибаться. Однако я почти уверена, что эта проблема может быть решена на более раннем этапе развития ребёнка, чем тот возрастной период, когда начинается обучение непосредственно игре на инструменте.

 

Эта уверенность во многом базируется на личном опыте. Дело в том, что у меня никогда не возникало проблем с ритмом, и при этом я всегда была убеждена, что это – целиком и полностью заслуга моей мамы.

 

Над формированием у меня чувства ритма она работала буквально со дня моего рождения. При этом она не собиралась делать из меня музыканта (она хотела видеть меня врачом), просто дошкольная педагогика была её профессией, и она чётко развивала у ребёнка всё, что положено по методике.

 

Я поделюсь с вами сегодня взятыми из семейного архива двумя очень простыми упражнениями, которыми занималась со мной моя мама, и которые, как мне кажется, помогли мне избежать многих проблем в моей музыкальной жизни.

Первое, что я помню, было наверное ещё в ясельном возрастном периоде. По утрам, после просыпания, мама всегда давала мне возможность какое-то время «понежиться в постельке», не сразу вскакивать и начинать активные действия.

 

И вот в этот ещё полусонный момент времени она присаживалась рядом с моей кроваткой и начинала со мной играть: «Давай мы с тобой поиграем в игру. Я буду тебе отстукивать ритм, а ты будешь угадывать, что это за песенка». После этого она легонько «отхлопывала» ритмический рисунок какой-нибудь известной мне песенки на моём плече (иногда на попке), а я напряжённо прислушивалась, пытаясь угадать.

 

 После этого она предлагала мне загадать такую же загадку ей. Это продолжалось буквально несколько минут: одна-две песенки. Но каждое утро без исключения.

 

В немного более старшем периоде (но всё ещё дошкольном) появилось второе упражнение: «Шаги». Его я считаю необыкновенно полезным даже в более взрослом периоде жизни. Делается это упражнение во время обычной ходьбы (прогулка, деловой поход в магазин и т.д.).

 

Суть упражнения заключается в том, чтобы на каждый шаг отсчитывать разное количество долей (ударов). Например, некоторое время просто идём и при этом на каждый шаг произносим: «Та-та», то есть 2 удара.

 

Произносить надо не мысленно, и не вслух, но чётко отсчитывая доли при помощи языка и верхних зубов. Так, чтобы никто из окружающих не слышал, что вы считаете, но при этом, чтобы отсчёт закреплялся при помощи мышечной активности (в данном случае языка), а не просто в воображении, в мыслях (тогда возникают неровности, которые трудно заметить).

 

Походив некоторое (небольшое) время в двухдольном метре, переходим к счёту на три доли. Внимание: сохраняя ровность ходьбы, одинаковый темп шагов (что совсем не сложно) начинаем считать, как в вальсе: «Та-та-та» на каждый шаг.

 

Спустя некоторое время переходим на четыре удара в каждом шаге, потом на пять. Если темп ходьбы небыстрый, можно и на шесть ударов попробовать, и на семь. А потом очень полезно менять местами количество ударов.

 

Например: два шага считаем на 3, потом следующие два шага – на 5, следующие – на 2, потом на 6, потом на 4 и так далее. Я считаю, что этому простому упражнению для маленького музыканта просто нет цены.

 

Шаги здесь выполняют роль естественного метронома: вряд ли ребёнок во время ходьбы начнёт производить шаги разной продолжительности во времени, это скорее всего, невозможно.

 

Но здесь он получает чёткое практическое представление о единой, стабильной крупной единице времени, в которую укладываются более мелкие.

 

Причём укладывать их ребёнок должен научиться очень ровно. Это тоже одно из требований. Переходя на новое количество долей, отсчитывать их надо стараться ровно с самого начала.

 

Это очень увлекательное занятие, и я хорошо помню, как не сразу всё это начало получаться, как было интересно всё-таки добиться результата. Это очень важно, когда задача поддаётся тебе не сразу, но при этом всё же не является недосягаемой, а решается после приложения определённых усилий.

 

Всем своим студентам с ритмической недостаточностью я рекомендую такое упражнение. И знаете что? Я не могу сказать вам: работает оно или нет, потому что они это просто не делают. Им лень сделать даже такой несложный шаг на пути своего развития. Может, это потому, что с детства не приучили? Постарайтесь не потерять время! 

 

 

 


В избранное